ТВОРЧЕСТВО ДЭМИЕНА ШАЗЕЛЛА: О МУЗЫКЕ ЯЗЫКОМ КИНО - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТВОРЧЕСТВО ДЭМИЕНА ШАЗЕЛЛА: О МУЗЫКЕ ЯЗЫКОМ КИНО

Чувилкин В.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Киноискусство на данный момент самая передовая область творчества в мире. Объясняется это, прежде всего, его необычайной интегрированностью практически всех видов деятельности. Отражается это огромным количеством стилей, жанров и поджанров.

В нем сплелось практически все. Танец, мультипликация, театральное искусство. Принципы музыкальной драматургии нередко становились для него основой. Формат данной работы не позволяет в полной мере раскрыть этот, на наш взгляд, очень интересный вопрос, но заметить стоит, что кино о музыке занимает целый пласт в современном кинематографе.

В целом, можно выделить несколько видов такого кино. Начнем с фильмов, в которых главную роль играет театральное искусство: фильмов-опер, фильмов в жанре мюзикл и так далее. Это скорее дальнейшая стадия развития традиционного жанра, перенесенное на большие экраны. Проще говоря, театральное искусство обогащенное возможностями киноискусства.

Другой вид – это всевозможные просветительские и документальные фильмы, часть которых представляют научную ценность, а другие скорее популяризаторского типа. Этот вид стоит несколько особняком, поскольку претендует на объективное (в известной степени) отражение реальных фактов, а не стремится создать художественную иллюзию.

Последний вид повествует о жизни музыкантов – это истории, центрами которых стали музыканты. В пример приведем хотя бы всем известный музыкальный фильм «Мы из джаза» Карена Шахназарова. Среди других примеров – великолепные ленты о классиках академической музыки: «Амадей» Милоша Формана или «Бессмертная возлюбленная» Бернарда Роуза.

В этой связи творчество Дэмиена Шазелла представляет огромный интерес. «Шумиха», развернувшаяся вокруг молодого независимого режиссера и сценариста таких фильмов как «Одержимость» и «Ла-ла-ленд» объясняется их достижениями в области кинематографии и явным признанием кинокритиков. Например, «Одержимость» насчитывает 31 номинацию (из них пять на Оскар), из которых 16 побед (три Оскара). «Ла-ла-лэнд» же принес доселе невиданный успех – абсолютный мировой рекорд – семь из семи «Золотых глобусов» и звание самого молодого обладателя «Оскара за лучшую режиссуру» в истории американской киноакадемии.

Дэмиен несколько нарочито занимается только фильмами про музыку. Если не считать пару совместных сценарных работ в жанре триллера, он полностью посвящает себя кинофильмам, главными героями которых являются музыканты. Будь то академический пианист со страхом сцены, джазовый музыкант-мечтатель или амбициозный студент консерватории, всех их объединяет преданность музыке – искусству, которое для молодого режиссера также велико, как и киноискусство.

Естественно, что кино было первым увлечением Шазелла, но затем почему-то он решил стать музыкантом. В принстонской школе он попытался стать джазовым барабанщиком, в ходе чего столкнулся с крайне требовательным учителем, благодаря которому возможно и понял, что стать великим ему не удастся. Поэтому после школы он занялся изучением кинопроизводства в отделе визуальных и экологических исследований в гарвардском университете. Который и окончил в 2007 году.

Заметим, что в своих дальнейших победах Дэмиена всегда сопровождал его друг и композитор Джастин Гурвиц, с которым они жили в одно комнате и играли в одной группе. Так сложилось, что именно в его музыкой Шазелл отснимет все свои режиссерские работы. Кстати, Гурвиц за «Ла-ла-ленд» получил сразу два Оскара и два Золотых глобуса – за музыку и за лучшую песню, а также премию BAFTA.

Эти результаты многим показались неожиданными. Малоизвестный композитор «замахнулся» на киномюзикл, не получив еще должного признания среди бродвейской публики. Один из критиков верно заметил, что последний успешный по сборам и наградам киномюзикл «Чикаго» имел под собой одноименный не менее успешный сценический мюзикл 1975 года.

Вернемся к творческому союзу Гурвица и Шазелла. Их совместным дебютом стал фильм «Гай и Мэдлин на скамейке в парке», рассказывающий историю о джазовом музыканте, чьей главной чертой является непостоянство во всем, кроме музыки. Фильм выделан с явным восхищением к таким вершинам джазовой музыки как Луи Армстронг, Чарли Паркер.

Любовная линия, являющаяся центральной, во многом предвосхищает «Ла-ла-ленд». Сходна и концепция взаимоотношений между заглавными героями, не говоря уже о жанре мюзикла с обилием джаза. В целом, это еще подступ к жанру. Именно в те годы он и задумал концепцию «Ла-ла-ленда» и даже делал наброски сценария.

Следующие две сценарные работы «Торжественный финал» и «Последнее изгнание дьявола: второе пришествие». Возникает чувство, что Дэмиен пытался обогатиться приемами жанра триллера. Первый из названных фильмов предвосхищает в чем-то будущую «Одержимость». Некая сила заставляет музыканта перебороть себя, справиться со своим страхом. Лейтмотивом окажется некая сложная композиция, из-за которой главный герой и приобрел страх сцены, – символ того, что творческому человеку необходимо преодолеть для своего роста. Именно в этом фильме впервые прослеживается мысль обо всех превратностях судьбы музыканта.

Итак, первым большим успехом Дэмиена стала музыкально-психологическая драма «Whiplash» 2014 года. Название само по себе знаковое и обнаруживает пристрастие режиссера к джазу. В переводе «Whiplash» означает «кнут, хлыст, работа из-под палки». Можно предположить, что это, во-первых, прекрасно отражает содержание фильма (наш вариант «Одержимости» хорош, но все же, менее многомерен), а во-вторых, обнаруживает связи с американской музыкой, родившейся в условиях чудовищной сегрегации чернокожего населения.

Роли исполнили Майлз Теллер и Дж. Симмонс, удостоенные за свои работы множества наград. Второй из них невероятно удивил критиков неожиданным амплуа, многомерностью и при этом очерченностью образа.

На мой взгляд, важнейшей является идея фильма, в основе которой биографический случай известного бопового саксофониста Чарли Паркера. Из-за своеобразия его игры – поиска нового неповторимого звучания и стиля, музыкант какое-то время не мог найти себе место в бэндах. В один из джэм-сейшнов барабанщик Джо Джонс, возмущенный его «штучками» швырнул в зал тарелку, а Чарли вышел из зала.

Прорабатывая сценарий фильма, Шазелл отклонился от исторической канвы. По его версии, Джо Джонс кидает тарелку в Паркера, чем чуть не обезглавливает его. Несколько раз в фильм идет разговор об этой тарелке. Чтобы избежать назойливой повторности, первый раз мысль звучи в экспозиции образа Флетчера, второй раз еще более кратко (буквально упоминание вскользь) в сцене застолья, а третий ознаменован еще разъяснением подтекста этой истории: главный антагонист – дирижер Флетчер приравнивает тарелку тем стрессам, с которыми сталкиваются гении: «Без нее не было бы птахи».

Воплощение «броска» в фильме проходит в несколько этапов вплоть до финальной сцены в Карнеги-холле. Начиная от броска в студента стулом с дальнейшими ударами по лицу, заканчивая «подставой» перед «ничего не забывающей публикой». Символ Чарли Паркера затем прозвучит в фильме «Ла-ла-ленд»: главный герой мечтает открыть свой джазовый клуб «Цыпленок на вертеле», так как Паркер очень любил курицу.

Это не единственное предвосхищение «Ла-ла-ленда». Забегая вперед, что центральная для него романтическая линия взаимоотношений джазового музыканта и официантки (продавщицы попкорна в «Одержимости») обнаруживает заметные аналогии с первой работой «Гай и Мэдлин на скамейке в парке». Только в «Одержимости» эта линия отступает на второй план вплоть до нескольких кратких сцен. Музыкально наиболее ярким оказывается финал с удивительной соло-импровизацией и аранжировки джазовых стандартов Гурвицом, в том числе и знаменитого «Каравана».

В прошлом году 31 августа на экран 73-го Венецианского кинофестиваля вышел «Ла-ла-ленд» – наиболее успешный проект Шазелла. Сценарий проекта был написан еще в 2010 году, но инвестиций он не получил, так как режиссер отказался вносить изменения в сюжет. Дэмиенну пришлось ждать успеха «Одержимости», чтобы киностудия Summit Entertainment согласилась финансировать фильм. По жанровому своеобразию этот мюзикл, сочетающий в себе драму и комедию с музыкой Джастина Гурвица. Поскольку в данной работе мы будем иметь дело с жанром мюзикла, не лишне будет назвать его основные особенности.

Мюзикл – один из самых молодых жанров современной музыки. Это детище США и оно насчитывает тысячи произведений в этом жанре. Следует указать на существенную близость и, разумеется, преемственность с опереттой. Некоторые и вовсе склонны считать мюзикл американской разновидностью оперетты. В этом, впрочем, нет большой ошибки.

Главное отличие – структурное. Оно определяется той ролью, которая отводится музыке по сравнению с разговорными сценами. Вот так об этом пишут авторы книги «В мире оперетты»: оперетта, которую европейские классики стремились приблизить к опере, во многом, сохранила черты выдержанной музыкальной формы с ансамблями и финалами, с лейтмотивами и элементами симфонического развития. Мюзикл же в большей степени представляет собой театральную форму, в которой музыка является одним из средств музыкально-сценического монтажа, наряду с хореографией, пластиком, постановочными эффектами и т. д.». Обобщив, заметим, что большая роль, какую музыка играет в оперетте – в мюзикле не обязательна. Верный признак мюзикла – можно легко убрать всю музыку и ставить пьесу в обыкновенном драматическом театре, что у нас нередко и делают.

Что сближает с современными фильмами, так это свойственная мюзиклам насыщенность внешним действием. Балетные номера не тормозят развитие драматургии, как в опере, и нередко связанны с развитием характера в мюзикле. Это не вставные номера, а важнейший элемент в системе выразительных средств мюзикла, наряду с пением. Балетмейстер-хореограф очень часто фактически второй постановщик. Иногда же – главный.

Отдельную тему для разговора составляет мюзикл на киноэкранах. Естественно, что свойственные ему черты отнюдь не нивелируются, а напротив существенно усиливаются. Искусство монтажа, а в современное время и SGI-технологии позволяют расширить границы визуального ряда, который в мюзиклах, еще раз повторю, на одном из первых мест.

Бесстрашным мечтателям посвящается...

Итак, неповторимой по своей актуальности фильм «Ла-ла-ленд» складывается из потрясающего ансамбля актеров, операторов, композиторов, сценариста и режиссера.

Поскольку о главном «герое» этого ансамбля уже было сказано, несколько слов об актерах. Райан Томас Гослинг, исполнивший роль Себастьяна, в представлении ныне не нуждается. Его заслуги были неоднократно признаны. Заметим на наш взгляд важную деталь, а именно его музыкальную деятельность в группе «Dead Mans Bones». Концепт ее мало чем перекликается с джазом. Его Райан освоил в ходе работы над «Ла-ла-лендом». Образ чудака, на мой взгляд, ему удается более всего.

Главная партнерша Гослинга – Эмма Стоун успела сняться в оскароносном «Бёрдмене», а также массе других разножанровых фильмах. Вспомним хотя бы «Нового человека-паука».

Несколько слов об операторе шведского происхождения – Линусе Сандгрене. Засветившийся в, опять же, оскароносной «Афере по-американски», он после съемок фильма Дэвида О. Рассела «Джой» стал лауреатом премий Оскара и BAFTA за лучшую операторскую работу в фильме «Ла-ла-ленд». Своими навыками он смог придать картине самый нужный ракурс.

Нельзя не сказать о Саманте Джа Мэнди Мур – хореографе всех танцевальных сцен «Ла-ла-ленда». Известная, благодаря ТВ-шоу «So You Think You Can Dance», в котором она ставила хореографические номера на протяжении нескольких сезонов не только в США, но и в Голландии, Канаде, Великобритании и Украине. Еще до феноменальной постановки номеров в фильме Шазелла Мэнди четырежды номинировалась на телевизионную премию «Эмми».

Замечу, что кандидатура Мэнди Муэ удачно совпала с ее увлечением джазовыми направлениями в танце. Даже рядовой зритель сможет усмотреть целый ряд аллюзийных цитат из известных кино-мюзиклов середины ХХ века: начиная с «Shal We Dance» 1931 года и заканчивая «Les demoiselles de Rochefort» 1967 года. Как оказалось, даже заглавное танцевальное движение с постера было заимствованно из «Give a Girl a Break»1953 года. В целом, замечу, что она великолепно вписалась в концепцию Шазелла – создать мюзикл, полный ностальгии по старому искусству.

О главном – о музыкальном ряде. Несколько тем приобретают лейтмотивное значение, сплетая всю ткань (музыкальную и не только) фильма. Это вступительная песня «It another day of sun» – своеобразный пролог, текст которой рассказывает про любовь, которая не случилась. В этом можно усмотреть предвосхищение не слишком хорошего окончания фильма. В другом месте в композиции под названием «It pays» она решена в би-боповом варианте и служит фоном к разговору, проще говоря, контекстом: Себастьян в этот момент пытается объяснить, откуда появился джаз, а бэнд играет эту композицию.

Аналогом, даже вариацией на нее выступает «Some one in the krown», звучащая затем и в эпилоге. Сходство, прежде всего в гармонической составляющей музыкальной ткани.

Центральная песня «City of stars», сорвавшая массу побед во всех возможных номинациях по всему миру проходит трижды. В сольном варианте Себастьяна, когда вся сценография всячески отсылает к номеру киномюзикла 1962 года «Maria». Второй раз в дуэте с Мией. Очарованием этой сцены следует считать, видимо, простодушие и легкость, с которой подошли к решению актеры: с приятной фальшью и смешками – интереснейший синтез актерской игры и пения. Далее в сцене размолвки, она звучит фоном в достаточно «холодном» (стиль «кул») чисто инструментальном варианте на пластинке. Последний раз эта песня звучит в эпилоге, о нем подробней ниже.

Яркая чисто фортепианная тема любви «Mia and Sebastian theme» решена в наивных романсовых интонациях с ясно очерченным жанром вальса. Ее построение и возникновение отчетливо обнаруживает аналогии с импровизацией на краткий начальный мотив. Эта тема затем вторгается в сцену в ресторане. Звучит как лишнее напоминание Себастьяну, а затем становится рамкой для эпилога.

Укажу также на еще одну тему «Audition». Находка в переходе от речи к пению – от фильма к музыкальному номеру. В ней содержится основная идея фильма: «идти на что угодно ради мечты и не жалеть об этом». В какой-то момент оркестр обретает звучанием торжественного гимна.

Все эти лейтмотивы (кроме темы любви) обнаруживают гармоническое сходство. Показательным примером может оказаться кавер Lord&Lady, которые в разных фрагментах записи контрапунктически сочетают темы Audition, Another day of Sun и City of Stars.

Нельзя не отметить, что в композиции «Summer» звучит и узнается тема из «Гая и Мэдлин на скамейке в парке». Параллели на лицо. Скамейка в парке имеет место дважды. Во время музыкально-хореографического номера «Lovely night» (на заглавном постере изображен момент именно оттуда). Совершенно аналогичный момент, только менее разработанный есть в «Гай и Мэдлин на скамейке в парке».

Эпилог, звучащий в заключительной сцене очень напоминает финальную импровизацию в «Одержимости» только здесь еще больше обобщения. Этой целый невероятно трогательный короткометражный фильм с обобщением всех выше описанных тем, а также всех моментов фильма. Пение отступает на второй план. Только музыка и танцевальные номера.

Итак, почему этот фильм настолько интересен музыкантам? Почему это не рядовой фильм о них? Что особенного? Мне представляется, что дело, прежде всего в подаче режиссера. Как музыкант он прекрасно понимает, что такое джазовая импровизация. И все персонажи не играют роли, они то и дело импровизируют. Внезапно дурачатся, начинают танцевать. Весь фильм развертывается как импровизация на краткую тему – из нее все произрастает. Все до мелочей.

В этом смысле крайне удачна фраза ведущего последней церемонии награждения «Оскара» – комика Джимми Киммела: «Если черные люди спасли Nasa, то белые люди спасли джаз». Лейтмотивная идея как для «Одержимости», так и для «Ла-ла-ленда» – джаз в наше время умирает. В первом из этих двух фильмах, Шазелл видел спасение в появлении нового гения, прошедшего «огонь и воду». В «Ла-ла-ленде» настолько однозначного ответа нет. Замечает, впрочем, что в смерти джаза, возможно, виновны консерватисты.

Главный персонаж его последнего фильма «Ла-ла-ленд» не Себастьян, не Мия, а сам джаз, который живет, развивается и так многогранно проявляет себя на экране. Это именно музыка, только выраженная языком кино, с глубоким проникновением в ее суть.

Список литературы:

  1. Владимирская А. Р. Оперетта. Звездные часы. 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательства «Лань», «Планета Музыки», 2009. – 288 с.

  2. История зарубежного театра: учебник по культуре и искусству / под ред. Л. Гительмана. – СПб.: Питер, 2005.

  3. Кирьянова Н. В. История мировой литературы и искусства. / Н. В. Кирьянова. – М.: Наука, 2006.

  4. Мендез С. Интервью: хореограф «Ла-Ла Ленд» Мэнди Мур – о любви к танцам, вдохновении и будущих проектах. Электронный ресурс: http://zumbaclass.ru/2017/01/interview-la-la-land/

  5. Damien Chazelle. Электронный ресурс: https://en.wikipedia.org/wiki/Damien_Chazelle

Просмотров работы: 128