В 1961 году Хокни вместе с Питером Блэйком принял участие в выставке «Молодые современники / Young Contemporaries», проходившей в Королевском колледже искусств и, по мнению большинства историков, положившей начало британскому поп-арту. Стоит, однако, отметить, что в ранних работах Хокни заметно влияние экспрессионистов, в частности – Фрэнсиса Бэкона. На вырученные деньги Хокни в компании друзей отправился в США и с головой погрузился в богемную жизнь Нью-Йорка. Знакомство с Энди Уорхоллом и его окружением стало для молодого художника отличным стартом. Впечатленный бурной жизнью города, Хокни создает серию офортов «Похождения повесы в Нью-Йорке» – своеобразный оммаж Игорю Стравинскому и его опере «Похождения повесы». Главный герой серии – скромный и неуклюжий провинциал, типичный ботаник в очках, во многом похожий на своего автора. Полуавтобиографическая серия была напечатана ограниченным тиражом, однако пользовалась большой популярностью в узких кругах ценителей.
В 1961 году Хокни пишет работу с откровенным гомоэротическим подтекстом «Два сцепившихся мальчишки / We Two Boys Together Clinging», названную в честь одноименной поэмы Уолта Уитмена и содержащую вырезку из газеты со словами «Two Boys Cling to Cliff All Night». В названии также зашифрован кивок в адрес известного певца Клиффа Ричарда. За эту картину автор в 1967 г. получит премию Джона Моора (John Moores painting prize). В 1962 году Хокни посетил Берлин и Египет, где создал серию иллюстраций по заказу газеты Sunday Times. В 1963 году молодой художник выступает с лекциями в университетах Калифорнии, Айовы и Колорадо.
В 1966 году Дэвид Хокни переехал в Лос-Анджелес. Здесь он начал активно изображать бассейны и души, которые на долгое время стали визитной карточкой художника. В это же время он увлекся фотографией и начал использовать полароидные снимки в качестве набросков для будущих картин. Работы этого времени: «Питер выбирается из бассейна Ника» (1966), «Загорающий» (1966). Также в этот период увидела свет серия иллюстраций (офорты и акватинты) к 14 стихотворениям Константиноса Кавафиса, одного из величайших поэтов Александрии. Хокни настолько сильно почитал поэта, что предпринял поездку в Бейрут, чья атмосфера, по его мнению, должна была напоминать Александрию времен Кавафиса. Затем последовали иллюстрации к сказкам братьев Гримм – по словам Хокни, он прочел все 350 сказок. 39 офортов на медных пластинках были выполнены для шести из них – «Рапунцель», «Птица-найденыш», «Старый Ринкранк», «Маленький морской заяц», «О том, кто ходил страху учиться» и «Румпельштильцхен». Художник использовал старую и достаточно изощренную технику акватинты, позволяющую добиться глубокого черного цвета.
«Всплеск», 1967
Одна из самых значительных работ американского периода – «A Bigger Splash / Всплеск» (1967). «Я писал «Всплеск» около двух недель. Прежде всего, мне нравится идея, как Леонардо изучал воду, эти спирали...», – вспоминал Хокни, – «А во-вторых, я хотел изобразить что-то, что длится всего две секунды. Мне потребовалось две недели, чтобы написать двухсекундный всплеск воды. Все знают, что всплеск не может застыть, – вот почему картина поражает больше фотографии». По мнению отдельных критиков, непосредственно всплеск, обозначенный на картине нервными белыми линиями и парой широких мазков, намекает на манеру абстрактных экспрессионистов (чья популярность к этому времени сошла на нет). В 60-е гг. окончательно сформировался фирменный стиль художника: насыщенные, прозрачные краски, тонко переданное ощущение пространства, яркий свет, нарочитая наивность и некоторая отрешенность. Наряду с пейзажами художник чрезвычайно плодотворно работал в других жанрах – он писал интерьеры домов миллионеров и коллекционеров искусства, а также портреты их владельцев. Хокни избегал случайных заказов и предпочитал изображать людей, которых знал хотя бы какое-то время: это позволяло не беспокоиться о достоверной передаче эмоций, и ему не нужно было льстить позирующим.
В 1968 году Дэвид Хокни вернулся в Лондон. Здесь состоялась его первая полномасштабная ретроспектива. Критики положительно отзывались о его работах, публика была в восторге, вдобавок, за ним закрепилась слава отца-основателя британского поп-арта. В этот период были написаны знаменитый двойной портрет «Мистер и миссис Кларк и Перси», 1970–1971, и картина «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» (1972).
«Мистер и миссис Кларк и Перси», 1970−1971
В 1973–1975 гг. жил в Париже. Здесь при содействии печатников Пабло Пикассо, Альдо и Пьеро Кроммелинков, художник выпустил серию гравюр, посвященных великому испанцу. В 1975 году Хокни получил заказ на оформление декораций к опере Стравинского. Постановка прошла на фестивале в Глайнбурне в 1975 году и для Хокни стала дебютом в мире сценографии. В следующем году он вернулся в США. Во второй половине 1970-х гг. Хокни переключился на большой формат. Он выпустил ряд работ под общим названием Paper Pools («Машинописные бюро»). В 1976 году художник представил на всеобщее обозрение альбом «Двадцать фотографических снимков», который был воспринят весьма положительно. Хокни создавал картины-коллажи из полароидных снимков разрозненных элементов интерьера или пейзажа. Ему удалось добиться популярности у зрителей и одобрения строгих арт-критиков. В 1977 году художник опубликовал книгу мемуаров «Дэвид Хокни». В 1979 году он содействовал в создании Музея современного искусства в Лос-Анджелесе, став, таким образом, одним из его основателей.
Новые технологии всегда завлекали и вдохновляли Хокни. Еще в 80-е годы он экспериментировал с копировальными машинами – так родилась серия Homemade Prints («Самодельные отпечатки»). Появление и стремительное развитие цифровой живописи и графики не могло оставить художника равнодушным. Примерно в это же время Дэвид Хокни разработал авторскую технику, создавая своеобразные фотоколлажи, которые называл «joiners» (англ. столяры). На первом этапе работы художник делал множество полароидных снимков одного и того же объекта. Затем он разрезал их на куски и воссоздавал первоначальное изображение уже в виде коллажа. Иногда фотографии могли делаться в разное время или немного с разного ракурса, что создает у зрителя ощущение «динамики изменения» изображения. Данная идея пришла в голову к Хокни случайно. Во время работы над очередной картиной художник сделал несколько фотографий своей гостиной камерой и позднее склеил фрагменты снимков вместе, не пытаясь, однако, получить единую композицию. Вернувшись к полученной «работе» позднее, Хокни заметил, что изображение как бы проводит зрителя по комнате, показывая ее с разных сторон. Работы Хокни выполненные в данной технике иногда сравнивают с кубизмом, учитывая интерес художника к данному направлению.
«Натюрморт с голубой гитарой», 1982
Работы в этой технике: «Натюрморт с голубой гитарой» (1982), «Патрик Проктор» (1982), «Шоссе Пирблоссом» (1986).
В 90-х художник «вернулся» к живописи. В 1989–1990 Хокни создал множество изображений волн. Начиная с 1990 года, он написал ряд картин, которые условно можно объединить в серию VN Painting (от “very new”, «очень новая живопись»). Кроме того, художник писал пейзажи Йоркшира, Большого каньона и других мест, в которых часто бывал. С сентября 1993 года Хокни начал делать зарисовки, а позже и писать картины, изображающие двух любимых собак художника. В 1998 году вышла книга «Dog days», в которую были включены многие (но не все) картины из данного цикла.
«Высокие деревья близ Уортера», 2007
Большинство картин Хокни написаны маслом. В 2004–2005 гг. художник активно упражнялся в рисовании акварелью. Создал грандиозное по размерам полотно «Высокие деревья близ Уортера» (2007).
С 2009 года создал более сотни картин при помощи iPhone и IPad, большинство из которых разослал при помощи Интернета своим друзьям. Позднее эти картины составили выставку художника в Королевском музее Онтарио в Торонто (работы демонстрировались на 25 IPADах и 20 плеерах). В 2011–2012 гг. также при помощи IPad разработал занавес для Венской государственной оперы размером 176 кв. метров.
В 2011 году он был признан самым влиятельным британским художником всех времён по результатам голосования, в котором необходимо было сделать выбор из 1000 имён. Когда влиятельный журнал Art Review выпустил список ста человек, чья деятельность произвела революцию в мире искусства и на арт-рынке, в него попало лишь семь художников – одним из них оказался Хокни.
Список литературы:
Дэвид Хокни. Биография и информация. Режим доступа: https://artchive.ru/artists/4449~Devid_Khokni/biography
Дэвид Хокни. Биография, творчество. Режим доступа: http://contemporary-artists.ru/David_Hockney.html
Рыков А.В. Творчество Дэвида Хокни: проблемы интерпретации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 2002. – Вып. 3 (№18). – С. 18–23.