НЕМЕЦКИЙ ХУДОЖНИК – ПОСТМОДЕРНИСТ ЙОЗЕФ БОЙС - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НЕМЕЦКИЙ ХУДОЖНИК – ПОСТМОДЕРНИСТ ЙОЗЕФ БОЙС

Сидорова Ю.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Йозеф Бойс (1921–1986) – немецкий скульптор и художник, достигший популярности после Второй мировой войны. Учился в городке Крефельд. В период учебы увлекался естественными науками. Много читал: художественную литературу, трактаты основателя антропософии Штейнера, художественные и философские сочинения Шиллера, Гете, Шопенгауэра и Новалиса, а также труды по медицине, искусству, биологии и зоологии и др.

В 1940 году Бойс добровольно поступил на службу в военную авиацию Германии. За время службы освоил несколько специальностей, в числе которых – радист и пилот бомбардировщика. На его счету большое количество боевых вылетов, за которые он имел многочисленные награды.

В 1943 году самолет Бойса был сбит, в результате чего с серьезными травмами он оказался у татар-кочевников. Его лечили нетрадиционными методами: мазали жиром, кормили медом и обматывали войлоком… Эти события оказали определяющее влияние на всю его последующую жизнь, в том числе, на его последующую творческую карьеру.

По окончании войны, в 1947 году, Бойс стал студентом Академии художеств в городе Дюссельдорф. А уже в 1961 году он получил почетное звание профессора по классу монументальной скульптуры.

Все пережитое стало содержанием произведений Бойса. Так, бараний жир и войлок, которые использовались для лечения его ран, стали важными элементами художественного языка скульптора. Сам Бойс называл свой творческий процесс «шаманством».

Ведьмы изрыгающие огонь (1959) Сердца революционеров. Порождение Планеты будущего (1955)

Актрисы (1958) Сибилла (Правосудие) (1957)

Метеор в месте крестов (1953) Заключенный (1954-1960)

Физические и психологические травмы войны требовали длительной реабилитации. Выйти из состояния глубокой депрессии Бойсу помог его учитель Эвальд Матаре, который преподавал в Дюссельдорфской академии искусств. Матаре многому научил Бойса, смог привить молодому художнику вкус и чувство меры.

Бойс считал, что современное экономическое устройство не считается с внутренними потребностями человека, замыкая его в круговороте производства и потребления. Альтернативу этому круговороту Бойса искал в сфере искусства. Скульптор считал, что творчество должен охватить все сферы человеческой деятельности, стирая границу между искусством и жизнью. «Каждый человек – художник», – утверждал Бойс. Поэтому люди могут строить новые социальные системы и преобразовывать мир посредством художественной практики. Они могут становиться творцами «социальной скульптуры»…

Жировой стул (1964)

Понять творчество Бойса непросто. Его искусство можно трактовать протест против уже охватившего мир состояния вещей, против прагматики и утилитаризма. Бойс – создатель двух стилей второй половины XX века – стиля милитари и экологического стиля. Своими перформансами он привлекает внимание к идее жертвенности человеческой жизни. Бойс настойчиво уходит от конкретики немецкой истории к общехристианским символам и ценностям. Свою первую акцию под флагом флюксуса Бойс устроил 20 июля 1964 года, в годовщину неудачного покушения Штаунферберга на Гитлера, в память о его мученической смерти в гестапо. Вскоре Бойс выступает в техническом университете Ахена, где он растапливает два куба жира под звуки записи речи Геббельса, призывающего массы к тотальной войне. Затем художник поднимает распятие и осеняет его нацистским приветствием. Позднее Бойс выбирает более приемлемый для немцев нейтральный символ – зайца. Есть мнение, что заяц стал образом самого творца: Бойс ассоциировал себя с этим животным.

The Pack(1969)

Две овечьи головы (1975) Покажи свою рану (1974-1975)

Терремото (Землетрясение) (1981) Естествознание (1982)

Батарейка Капри (1985)

Перформансы Бойса всегда были наполнены духом шаманизма. По-видимому, он стремился обрести опыт контактирования с природой посредством своеобразных симулякров магических действий с использованием природных фетишей. В одном из перформансов он девять часов лежал на полу с двумя мертвыми зайцами, завернутый в рулон из войлока. При этом углы и стены комнаты были залеплены жиром, а на стене висели пучок волос и два ногтя. Используя микрофон, Бойс издавал странные животные звуки (как бы имитируя голоса зайцев), которые вкупе с современной музыкой транслировались по всей галерее.

Сибирская симфония (1963)

«Сибирская симфония» впервые была исполнена в 1963 году в Дюссельдорфской академии художеств. Второе исполнение – в 1966 в берлинской галерее Ренэ Блока. Во время первой акции Бойс играл на специально подготовленном фортепиано. Его струны были завалены грудами мусора, а мертвый заяц с вырезанным сердцем был приколот палочками к школьной доске. К этой доске были также прикреплены два треугольника из жира и войлока. Надписи по-немецки раскрывали значение острых углов, а 42 градуса по Цельсию указывали на предельную температуру человеческого тела. Таким образом, Бойс проложил новую Транссибирскую магистраль в пространстве воображаемой географии. Согласно его замыслу, границу между Западом и Востоком сможет пересечь прыгучий заяц – тотемное животное художника. Во время перформанса исполнялись фрагменты музыки Эрика Сати «Sonnerie de la Rose + Croix» («Перезвоны розы и креста»), что указывало на связь с оккультными практиками ордена розенкрейцеров.

Сам Бойс в Сибири никогда не был, но он знал, что некоторых членов секретного сообщества туда отправила Екатерина II. Она наказала их за стремление обратить в свою веру наследника престола Павла.

Как объяснить картины мертвому зайцу (1965)

Еще одна из известных шаманских акций Бойса: намазав голову медом и покрыв ее золотой пудрой, Бойс шаманил в течение трех часов при помощи бормотанья, миманса и жестикуляции. Все это напоминало общение с мертвым зайцем, попытку объяснить ему свои работы. Эта акция имеет достаточно широкое поле для интерпретаций. Главное – стремление соединить мир искусства с шаманской практикой общения с потусторонним миром. Себе Бойс отводил при этом роль посредника между этими мирами.

Вообще, подавляющая часть работ Бойса предполагает многовариантность их интерпретации. Возможно, именно эта смысловая неоднозначность и таинственность лежат в основе интереса к творчеству Бойса.

Сани (1969)

Войлочный костюм (1970) Олень при вспышке молнии (1958–1985)

Койот. Я люблю Америку, и Америка любит меня (1974)

Умер Йозеф Бойс в возрасте 64 лет, не успев завершить множество своих проектов. Его инсталляции стали украшением музеев с мировой известностью, они пользуются неизменным спросом на многочисленных выставках.

Список литературы:

  1. Йозеф Бойс. Art узел. Все о современном искусстве. Электронный ресурс: http://artuzel.com/content/boys-yozef

  2. Йозеф Бойс. Биография. Электронный ресурс: http://biopeoples.ru/hudozhnik/1338-yozef-boys.html

  3. Йозеф Бойс. Электронный ресурс: http://tannarh.narod.ru/publ/iskusstvo/zhivopis/shaman_jozef_bojs/25-1-0-330

  4. Йозеф Бойс: жизнь и творчество художника. Электронный ресурс: http://allpainters.ru/bojs-jozef.html

  5. Немецкий художник Йозеф Бойс: биография - FB.ru. Электронный ресурс: http://fb.ru/article/247020/nemetskiy-hudojnik-yozef-boys-biografiya

Просмотров работы: 137