С. Л. Рубинштейн
После одного из концертов каждый из зрителей отметил, насколько эмоционально играли студенты-пианисты. Звучали всем известные еще со школьных лет прелюдии и фуги Баха. Поразила глубина проникновения и их осмысление в исполнении. Один из участников исполнял прелюдию и фугу h-moll так «тонко», «вкладывая» в каждую ноту столько душевной боли и страдания, скольким не могут похвастаться даже множество оркестрантов, исполняя, например, одну из самых драматических симфоний Чайковского (h-moll). Но это пианист – он наедине со своим внутреннем миром и роялем. У дирижера более глобальная задача при интерпретации: понять, что подразумевал композитор, «заразить» и объединить этим настроением большой коллектив исполнителей, который, в свою очередь, передаст это вдохновение зрителю, слушателю.
Практически каждый поступающий в музыкальный колледж или училище студент на отделение дирижирования, в некоторой степени эмоционально сдержан и зажат. Хотя, возможно, в повседневной жизни он обладает ярким темпераментом. К сожалению, эта же проблема остается и у дирижеров-абитуриентов при поступлении в консерваторию. Бывают случаи, когда и пять лет обучения в ВУЗе не дают студенту раскрыть или приобрести способности именно эмоционального понимания произведения и эмоциональной отдачи исполнителям (а впоследствии и слушателю).
Часто на уроках дирижирования можно услышать формулировку преподавателя «дирижировать от сердца», что, впрочем, не всегда понятно для ученика. Вот почему проблема развития эмоционального интеллекта так актуальна, наряду с развитием технических навыков и теоретических знаний, особенно для студентов-дирижеров, впоследствии – дирижеров-профессионалов.
Эмоциональный интеллект – способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей [1]. (Под желанием людей в данном случае имеется в виду замысел композитора).
Темперамент характеризует индивидуальность со стороны активности, энергии, а интеллект – со стороны возможностей субъекта распоряжаться этой энергией. Наряду с активностью базовым параметром темперамента является эмоциональность. Высокий уровень последней может рассматриваться как показатель эмоционального интеллекта. Так, музыканты-экстраверты стремятся исполнять произведения, побуждающие к переживанию радости, активности и избегают переживаний, связанных с печалью. Интровертам более свойственна лирика, печаль, размышления.
В среднем учебном музыкальном учреждении подбор репертуара первых лет строится по принципу последовательного овладения техническими навыками, что, несомненно, верно. Но часто этот процесс посредственного исполнения «затягивается» и до окончания обучения. Начиная дирижировать с простейших обработок народных песен, необходимо проводить беседы об истории и характере их исполнения. Жест будет более насыщен и наполнен, если ученик будет понимать специфику исполнения и заложенный музыкальный образ в произведении, а не просто запоминать схему тактирования, например, на ¾ и поочередный показ вступлений партиям хора. Неправильно со стороны педагога надеяться на точность технических приемов. Некоторые «моменты» приобретаются со временем – жесты, не получающиеся в одном произведении, скорее всего, получатся через некоторое время в другом.
Опираясь на дидактические принципы, вспоминаются мысли С. А. Казачкова о том, что «дирижируется лишь то, что осознано, и может быть убедительно воспроизведено» [2, с. 117], поэтому следующий этап в подборе репертуара – это соответствие музыкального образа произведения с темпераментом учащегося. В многообразии музыкального наследия нет того, что не подошло бы «по душе» самому меланхоличному или крайне вспыльчивому студенту. Принцип систематичности будет состоять в постепенном добавлении, в расширении палитры образов произведений. Наилучшим образом на данном этапе выбирать сцены, в которых сопоставляются контрастные образы. Чтобы эти противоположные образы стали ближе студенту, необходимо проводить какие-либо беседы, которые ненавязчиво заставят его размышлять о том, что ему не свойственно; подключать работу его воображения. Для подобных бесед, конечно, уже должны сложиться достаточно доверительные отношения студента к преподавателю. Можно посоветовать прочитать художественное произведение, или просмотреть фильм, в котором подробно будут описываться те или иные состояния героев. Связь со смежными искусствами только усилит восприятие у начинающего дирижера. Может быть, действительно, какой-либо писатель сможет «достучаться до сердца» через фразы и эпитеты.
Можно условно выделить несколько спектров эмоций. Например, радость можно разделить на радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование и другие. Из подобных соединений возникают более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Лучше начинать обучение с положительных эмоций, опираясь на темперамент учащегося: для холерика радость-ликование (гимны, торжественные увертюры), а для меланхолика – радость-созерцание (пейзажные зарисовки).
Освоив положительные эмоции можно вводить в репертуар произведения с отрицательными, но в пропорциональном соотношении с первыми (например, два радостных произведения, одно трагедийное). Стоит избегать случаев, когда программа студента целиком «унылая», так как с этими произведениями студент работает в течении полугодия, и подобная ситуация может ввести его в депрессию.
Высшей ступенью в эмоциональном познании является исполнение произведений с содержанием таких эмоций, которые в силу своего возраста учащийся, возможно, не испытал. Даже, например, чувство любви (глубокое и бескорыстное) ко многим приходит уже в зрелом возрасте. Еще сложнее передать эмоции при неразделенной любви – это уже двойное перевоплощение и эмоциональное проникновение в образ. Также, сложны для понимания зрелые произведения композиторов о смысле жизни, с философскими размышлениями о человеческой натуре, о мире, о Боге… Патетические, призывные образы, революционные произведения, или «картины, рисующие» гибель человечества, страны. Состояние отчаяния героя, или предсмертную исповедь понять и передать может исключительно тонкая душевная натура, та, к которой стремится каждый осознающий себя в будущей профессии студент-дирижер. Безусловно, подобные произведения опытные педагоги выбирают только в ВУЗе и только студентам, которые в конечном итоге могут с этим справиться. Профессора уже знают способности и потенциал своего студента; они, прежде всего, делятся своим жизненным и творческим опытом, проводят беседы, и в 90% случаев уверены, что не ошиблись с выбором для своего «подопечного».
Но нельзя ведь исключать и ту магию в звуках и созвучиях, которая непонятным образом воздействует на слух и «сердце» («дирижируй от сердца»), что после блестящего исполнения дирижер на вопрос: «Почему Вы так это исполнили?», – может ответить: «Просто, я так чувствую». Эта особенность – прочувствовать и вдохновить остальных – и есть основная составляющая таланта. А способность понимать эмоционально сложную музыку делает из посредственного музыканта профессионального.
Список литературы:
Казачков С. А. От урока к концерту. – Казань : Издательство Казанского университета, 1990. – 343 с.
Смит Марк К. Говард Гарднер и множественные интеллекты / энциклопедии неформального образования. – 2002–2008. – Режим доступа: http://infed.org/mobi/howard-gardner-multiple-intelligences-and-education/