МУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ СЛУШАТЕЛЯ И ИСПОЛНИТЕЛЯ: РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ СЛУШАТЕЛЯ И ИСПОЛНИТЕЛЯ: РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВА

Чудаков Е.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Газетные репортажи или рекламные объявления не называют литературой. За понятием «литература» закреплены представления о романе, поэме и других писательских жанрах. Не все, что написано или изложено литературным языком относится к искусству слова. Иначе обстоит дело с искусством звуков. Музыкой называют и Четвертую симфонию П. И. Чайковского, и песенку «У кошки четыре ноги», и джазовую импровизацию, и напев шамана. Все, что поется и играется на музыкальных инструментах, что может быть запечатлено в нотной записи, что слушают не как речь и не как шум, принято именовать музыкой.

Общее понятие «музыка» парадоксально. Оно как бы уравнивает под собой не соединяемые реалии: «грязные тона» и идеальную чистоту камертонной настройки, пестроту эстрадного исполнительства и строгость академического оркестра...

«Музыка» – это своего рода миф, а образ музыки – эквивалент универсальных законов мироздания. Любая музыка, даже плохая или совсем несерьезная, так или иначе, символизирует человеческое существование. Поэтому очень важно задаться вопросом о том, что слышат слушатели музыки и те, кто эту музыку играют, а также как обе эти «разновидности человека» мыслят эту самую музыку.

Довольно забавно, будучи музыкантом, читать книги о музыке, написанные не музыкантами. Одна из таких книг, содержание которой касается музыки И. С. Баха «Гедель, Эшер, Бах – эта бесконечная гирлянда» Д. Хофштадтера является образцом того, как по разному люди слышат одно и то же. Автор в своей книге связывает музыкальное приношение Баха, теоремы Геделя и картины Эшера между собой, а также ставит перед вопрос, который интересовал его с детства: «Что значит мыслить по-французски?» Почему это забавно? Потому что исполнителю вряд ли придет в голову сравнивать музыку с математическими теоремами. Скорее теоретику. Но еще эта книга может натолкнуть на мысль, что музыка – это своего рода язык, который обладает общими для всех людей универсальными смыслами.

В музыке смысл и ценность находятся в основе звуковой структуры, а технические понятия, посредством которых она описывается, связаны с логическими категориями, фиксирующими осмысленность опуса, а также с эстетическими критериями, указывающими на меру совершенства. Но перейдем к мышлению.

В центре восприятия любого предмета, будь то предмет эстетического, научного или бытового характера, стоит мышление. Мышление определяет очень многое в нашей жизни. Для того чтобы уметь воспринимать более сложные предметы, необходимо совершенствовать мышление. При рождении, мы слышим множество звуков, а с взрослением начинаем учиться понимать их. Первые слова, понятые нами, убаюкивающий голос матери – все это непосредственно связано не просто с мышлением, это, как мне кажется, начало развития музыкального мышления.

Что такое музыкальное мышление? Музыкальное мышление – высшая форма аудиального мышления, в которой в диалектическом единстве представлен синтез чувствительности и рациональности.

Несомненно, на понимание музыки откладывает отпечаток время – в прямом и переносном смысле. Эпоха диктует свои нормы понимания. Слушатели в XVIII веке иначе понимали музыку, чем мы сейчас. «Чувства ошибаются, а разум – никогда» – таков девиз классицизма. Обратное утверждение: «Разум ошибается, а чувства – никогда» – романтизм. И сегодня трудно как-то выделить общую парадигму мировосприятия, не впадая в эклектику. Это связано и с разнообразием стилей и жанров, и с образованностью общества в целом. Поэтому и исполнители, и слушатели – люди, живущие в одноv и том же мире, могут казаться чужими друг для друга.

Среднестатистический слушатель – это мало искушенный в искусстве человек с поверхностными знаниями о музыки, если говорить о классике. Для такого слушателя классическая музыка что-то из разряда «Войны и Мира» Л. Н. Толстого, общепринято является произведением высокого искусства, но скучно, не интересно, и можно без нее прожить.

Есть слушатель, который по своей природе является более искушенным в эстетических вопросах, и его восприятие классической музыки уже несколько иное. Он немного в ней разбирается, но понимает в меру собственных возможностей, которые находятся в зависимости от его музыкального опыта.

Образованность, возраст, эстетические взгляды – одни из основополагающих, как мне кажется, понятий, которые необходимо учитывать, сравнивая между собой слушателей музыки. Как правило, человек, имеющий опыт обучения в музыкальной школе, имеет большой шанс стать постоянным слушателем классической музыки. Если понаблюдать за возрастом людей, приходящих на концерты в филармонию, то вы заметите, что это люди старшего возраста. Здесь есть, конечно, свои нюансы, ведь возраст не является причиной слушать классику, но более зрелый возраст – это более зрелый музыкальный опыт. А эстетические взгляды напрямую влияют на интересы в определенных стилях и жанрах музыки. Образованный человек зрелого возраста вполне может не любить классику, но любить, скажем, джаз.

Для восприятия классической музыки необходим эмоциональный интеллект, способность чувствовать и сопереживать, уметь мыслить абстрактно, сопоставлять одни образы с другими, создавать ассоциации.

Музыка отталкивается от содержания и становится субъективным образом в сознании. Даже слова в вокальной музыке нужны лишь для усиления эффекта музыкального образа, а не как сосредоточение смысла, без которого музыка становится бессмысленной. (Хотя, конечно, не везде это так).

Для слушателя слова в вокальном сочинении не всегда важны. Ему иногда важнее поймать настроение музыки. А если слушатель понимает текст и он совпадает с настроением, которое испытает, то эффект эмоционального воздействия от музыки удваивается.

С музыкой инструментальной все обстоит несколько иначе. Сегодня сложно представить, что проходя по улице, где-то из машины, до вас донесется симфония А. Брукнера. Для серьезных инструментальных жанров, вроде симфонии, требуется более развитый эмоциональный интеллект. Необходимо мылить музыку иначе, чем повторяющиеся куплеты популярной песни. Симфония, соната, сюита – это своего рода литературные романы. А литературу нужно уметь читать – знать музыкальную теорию. Разве виноват слушатель в том, что он просто не может «прочитать» симфонии А. Брукнера? Она для него сложна.

Лучший слушатель «сложной» музыки – это исполнитель, с той оговоркой, если этот исполнитель и развит разносторонне. Именно исполнителю проще понять форму произведения. А ведь форма является одной из главных черт симфонии. Для необразованного слушателя, симфония – это часовая декламация на не известном ему языке, пусть и с выражением, в связи с чем, он даже может быть осилит 10–15 минут музыки, но вряд ли ему будет интересно что там дальше.

С другой стороны важна эмоциональная восприимчивость. Эмоции для человека также важны, как и электричество для лампочки. Музыка способна зарядить человека эмоциями, даже если он не совсем понимает, о чем она. К примеру, у вас выдался скверный денек, настроения совершенно нет, вы включили музыкальный проигрыватель, и на нем заиграл скрипичный концерт Д. Д. Шостаковича в исполнении Л. Б. Когана. И тембровая составляющая, и лад, и общее настроение этой музыки совпало в такт с вашим эмоциональным состоянием. Вы переживаете вместе с музыкой, независимо от представления о ее структуре, вы находитесь в процессе и получаете от него удовольствие.

И вот мы дошли до момента, где есть явное расхождение между слушателями и исполнителями. Если для слушателя сильная эмоциональность – хорошо, то для исполнителя излишняя эмоциональность может сказаться на навыке игры на инструменте или вокальном аппарате. Задача исполнителя куда сложнее, чем у слушателя.

Для слушателя музыка – это приятное времяпровождения. Для исполнителя музыка – труд. В связи с особенностями этого труда, музыка уже не воспринимается как отдых. Исполнитель, слушая музыку, начинает обращать внимание на нюансы. Играть для исполнителя, это как сдавать экзамен по иностранному языку носителю этого самого языка. А если исполнитель еще, ко всему прочему, композитор, то его оценка, исполняемому произведению, может быть максимально критична.

В конечном счете, для гениальной музыки и гениального ее исполнения всегда найдутся свои слушатели, а кто это – не так уж и важно.

Список литературы:

  1. Концева Н. П., Лозинская В. П. Музыкальное мышление и его функции. – Режим доступа: www.art-education.ru/electronoc-journal/muzykalnoe-myshlenie-i-ego-funkcii

  2. Хофштадтер Д. P. Гедель, Эшер, Бах – эта бесконечная гирлянда. – Самара : Бахрах-М, 2001. – 792 с.

  3. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. Монография. В 2 вып. – Долгопрудный : Аллегро-Пресс, 1994. – Вып. 1. – 215 с.; Вып. 2. – 175 с.

Просмотров работы: 243