ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ В ОРКЕСТРЕ СТУДЕНТОВ-ДУХОВИКОВ КОРОЛЕВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ШОТЛАНДИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ В ОРКЕСТРЕ СТУДЕНТОВ-ДУХОВИКОВ КОРОЛЕВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ШОТЛАНДИИ

Кокорева А.О. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
После окончания вуза перед молодыми музыкантами стоит важный вопрос – куда пойти работать. Есть два варианта: преподавание или работа в оркестре. Люди, которым ближе концертное исполнительство, пытаются попасть в оркестр. Но готовы ли выпускники музыкальных вузов в России к новому статусу? Соответствуют ли они требованиям профессиональных коллективов?

Вот что об этом говорил отечественный валторнист Игорь Лифановский: «У нас в стране от силы десятка два время от времени выходящих на эстраду солистов-духовиков, а десятки консерваторий продолжают воспитывать виртуозов, которых не будут слушать. Окончивший консерваторию виртуоз приходит в оркестр (разумеется, по конкурсу, который тоже проводится повсеместно по критериям виртуозности), и выясняется, что он ничего не умеет делать, т. к. ему нужно много лет учиться играть в оркестре, и это просто совсем другая профессия» [1, с 10]. Статья написана в 1989 году, но состояние нашего музыкального образования с того времени только ухудшилось.

Однако можно найти позитивные и вдохновляющие примеры в практике зарубежных консерваторий. В 2017 году я проходила стажировку в Королевской Консерватории Шотландии, где познакомилась с иным подходом к подготовке студентов – будущих оркестрантов.

Во-первых, есть шесть студенческих оркестров, которые регулярно концертируют: симфонический, духовой, камерный, струнный, джазовый биг-бенд, экспериментальный оркестр современной музыки. На репетиции отведено только две недели. Подробное расписание за три недели до начала репетиций предоставляется студентам. Там указаны произведения, участники, регламент времени, которое будет уделяться на каждую пьесу. Нет единого состава оркестра на всю концертную программу: каждый играет одно или два произведения, потом состав меняется. Этим достигается максимальный охват студентов для участия в концерте.

Во-вторых, студенты-духовики посещают «репертуарный оркестр». Это такой учебный коллектив, который репетирует ради обучения, освоения концертного репертуара. Результат работы не выносится на сцену, это лаборатория для становления оркестрантов. Репетиции «репертуарного оркестра» для духовиков проходят в трех форматах: 1) групповая репетиция (только деревянные или только медные); 2) духовая секция; 3) полный симфонический состав оркестра (со струнными и ударными инструментами).

В-третьих, есть отдельный тип репетиций, во время которых оркестр читает с листа. Заранее никто не знает программы. В начале репетиции дирижер раздает ноты. В течение одной сессии студенты исполняют произведение от начала до конца, потом более детально прорабатывают сложные моменты в техническом и ансамблевом плане. Такие практики помогают почувствовать себя в ситуации работы в профессиональном оркестре.

В-четвертых, уделяется особое внимание изучению оркестровых трудностей. На техническом экзамене кроме гамм и этюдов ученики обязаны исполнить восемь оркестровых трудностей на профильном инструменте, и еще четыре – на родственном. Для флейты – это флейта-пикколо, для гобоя – английский рожок, для кларнета – бас-кларнет, а для фагота – контр-фагот.

Таким образом, студент с первого дня обучения до последнего целенаправленно готовится к работе в оркестре. Следовательно, выпускники вузов с такими требованиями имеют огромное преимущество перед музыкантами, которые осваивали только сольный репертуар.

Это повод задуматься и о системе образования в целом, и о подходе к самостоятельным занятиям в частности. Если целую систему изменить трудно, то можно самостоятельно добавить в ежедневную практику чтение с листа, знакомство с оркестровой литературой и освоение родственных инструментов.

Список литературы:

1. Лифановский Б. И. Научите меня жить // Колонка «Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским». – 05.10.2004. – № 8. – Режим доступа: http://www.ezhe.ru/ib/issue160.html

2. Blank M. Overview of the musical pre-college phase in the United Kingdom, London, UK. 2009.

3. Sharkey J. About the RCS. Glasgow, UK. 2017. Режим доступа: https://www.rcs.ac.uk/

Просмотров работы: 89