Современная вокальная музыка предъявляет к певцу весьма сложные требования, которые без ущерба для голоса преодолевают только редкие и хорошо вышколенные певцы. Между тем это тот репертуар, которым обязан овладеть современный вокалист. Эта музыка входит в репертуар, исполняется на многих концертных площадках и сценах оперных театров. Естественно, что это ставит перед современными певцами задачу преодоления трудностей этих партий, вне зависимости от того, насколько удобно эти партии написаны и нравятся ли они исполнителю или нет. Пути преодоления этих трудностей идут через выработку высокой техники, более высокой и особой по сравнению с техникой прошлого, а также через развитие более чуткого музыкального слуха и музыкальности певцов до уровня понимания современного музыкального языка.
При этом техника формально правильного образования звука и умение им владеть в различных видах строения мелодической линии – будь то кантилена, бравурная ария или скороговорка (то, на чем строится классическая итальянская музыка) – требование для исполнения современных опер. Современная техника – это техника игры тембрами, техника умения сохранить в пении интонации естественной речи, техника передачи в звучании психологических переживаний героев.
К сожалению, многие певцы ложно понимают современную вокальную технику и пытаются ею овладеть, не заложив основ правильного голосообразования и голосоведения. Важно включать музыку современных авторов в программу современного певца, исполнять произведения в классе сольного пения, на уроках камерного класса, но делать это под присмотром преподавателей, чтобы выработать нужные навыки.
Композиторы работают в различных жанрах вокальной музыки. Это может быть песня, романс, кантата, оратория, реквием, вокальные номера-саундтреки к фильмам и даже опера. Вот некоторые представители западной композиторской школы: венгерский и австрийский композитор-авангардист Дьёрдь Лигети («Великий мертвец», «Реквием» для сопрано и меццо-сопрано соло для смешанного хора и оркестра, и другие вокальные произведения); французский композитор, лидер французского авангарда Пьер Булез («Свадебный лик» для сопрано, контральто, женского хора и оркестра, «Солнце вод» для сопрано соло, смешанного хора и оркестра, «Складка за складкой» для сопрано и оркестра в 5 частях, «Каммингс» для 16-ти солистов и 24-х инструментов, «Отклонение» для 11-ти исполнителей); чешский композитор Сватоплук Гавелка (кантата «Хвала свету», симфоническая поэма «Гептамерон» для солистов, чтеца и оркестра), американский композитор Филип Глас (автор оперы « Эйнштейн на пляже»); канадский композитор Говард Лесли Шор, написавший музыку к известной кинотрилогии «Властелин колец», в частности все хоры и сольные вокальные номера, которые исполнила американка Рене Флеминг (сопрано); американский композитор Марк Адамо, автор двух опер «Маленькие женщины» и «Лисистрата»; американский композитор Джон Адам с операми «Никсон в Китае» (о создатели атомной бомбы), «Цветущее дерево», рождественской ораторией «Младенец Христос». Из Российских и советских композиторов хочется отметить: Эдуарда Артемьева, автора двух опер «Тепло Земли» и «Преступление и наказание», также написавшего ораторию «Я убит подо Ржевом» на стихи А. Твардовского для баритона, смешанного хора и симфонического оркестра, кантату «Вольные песни» для хора и симфонического оркестра на народные тексты, вокально-инструментальный цикл «Тепло Земли» для меццо-сопрано, рок-группы и синтезатора; Гию Канчелли с его оперой «Музыка для живых»; Родиона Щедрина, написавшего множество вокальных сочинений, особенно последние его оперы – «Очарованный странник» и «Боярыня Морозова»; мордовского композитора Сергея Терханова, писавшего вокальную и хоровую музыку; ростовского композитора Виталия Ходоша, работавшего в различных вокальных жанрах, от вокального цикла до оперы; Владимира Красноскулова, который пишет песни, романсы и вокальные циклы.
Современная музыка очень важна, особенно вокальная, ведь она несет в себе идеи, дух и мысли нашего времени.
Список литературы:
1. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М. : Музыка, 1968. – 675 с.