Главную роль в становлении юного дирижера занимает педагог. Именно от него зависит, станет ли его студент раскрепощенным музыкантом, или же приобретет еще больше проблем и комплексов. Задача сложная и очень тонкая. Много аспектов влияет на ее решение. Рассмотрим саамы важные:
Первый аспект – это правильный подбор программы. Произведение должно соответствовать способностям и темпераменту (на первых порах). Неверно подобранный репертуар только усилит скованность студента и повлечет за собой большую зажатость, с которой в дальнейшем будет труднее справиться.
Следующий аспект – собственно дирижерские жесты. Начиная с постановки аппарата и заканчивая отрабатыванием отдельных движений, работа студента должна постоянно контролироваться педагогом. Должен быть контроль внешнего вида жестов и внутренних ощущений обучаемого. Этот вопрос очень важен, так как неопытный студент может не понимать, насколько и где он зажат, либо же наоборот, может побояться сказать о том, что испытывает дискомфорт.
Первым шагом в обучении дирижированию является постановка корпуса, во время которой приобретаются основные мышечные навыки. В случае ошибок у студента сразу появляется зажатость мышц, неприятные, а в дальнейшем и болевые ощущения. Для предотвращения необходимо выполнять данное упражнение.
Обучающийся занимает место перед воображаемым хором. Его торс прям, плечевой пояс развернут; голова посажена свободно; ноги поставлены ненапряженно, вместе или же чуть-чуть расставлены, с немного выдвинутой вперед правой ногой, руки висят свободно вдоль корпуса. В этом положении учащийся добивается максимальной мышечной свободы:
– освобождаются мышцы плечевого пояса, который при проверке свободно поднимается и опускается;
– освобождаются мышцы рук; для проверки делать легкие повороты свободно висящей рукой, поднимать руки и бросать их вниз, как плети;
– убирается мышечное напряжение в ногах и центр тяжести переносится время от времени с одной ноги на другую;
– освобождаются мышцы шеи; для проверки делать плавные и свободные повороты и наклоны головы (в стороны и вниз-вверх);
– освобождаются мышцы лица (важно не морщить лоб, не поднимать и не сдвигать брови, не сжимать зубы, не кривить рот) [1].
Более целенаправленные упражнения необходимо выполнять в контексте разучиваемого произведения. Отрабатывание каких-либо мелких движений должно проводиться отдельно в тишине в виде домашней работы. Их соединение в более крупные жесты лучше выполнять под музыку. Затем объединять и их в более крупные фрагменты (фразы, предложения, разделы, части).
На любом этапе обучения дирижированию сам студент должен постоянно контролировать собственные мышечные ощущения и искать наиболее удобные жесты для освобождения дирижерского аппарата. В случае зажатости всегда можно вернуться к упражнениям для освобождения мышц. Наряду с техникой важно воспитание музыканта. В первую очередь освобождается аппарат, нарабатывается техника, затем воплощается музыкальная задумка. Без этих важных профессиональных деталей никакого художественного выражения не может быть. Дирижера не поймут исполнители, не смогут передать идею, отчего музыка потеряет свою красоту, полноту чувств и мыслей. По-настоящему профессиональное исполнение произведения возможно лишь тогда, когда хорошо отработанная техническая сторона сочетается с пониманием образно-эмоциональной. В этом и заключается трудность профессии дирижера.
Список литературы:
Казачков С. А. Дирижерский аппарат и его постановка. – М. : Музыка, 1967. – 112 с.
Мусин И. А. Техника дирижирования. – Л. : Музыка, 1967. – 351 с.