КАК ДОСТИЧЬ СВОБОДЫ ДИРИЖЕРСКОГО АППАРАТА. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КАК ДОСТИЧЬ СВОБОДЫ ДИРИЖЕРСКОГО АППАРАТА. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Костриченко В.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Профессия дирижера сложна и многообразна. Будь то дирижер хора или оркестра, он должен с помощью определенных музыкальных движений донести до слушателей задумку композитора. По-настоящему талантливый и грамотный дирижер старается передать так же и свое понимание произведения, свою интерпретацию. Для этого его жесты должны быть пластичными, свободными и ясными. Свобода, или несвобода дирижерского аппарата имеет, прежде всего, психологическую основу. Однако в данной статье рассмотрена вторая сторона вопроса – физическая, которая тесно связана с первой, и характеризуется «зажатостью дирижерского аппарата». Фактически – это скованность движений, которая встречается в разных моментах нашей жизни. В первые годы своей жизни ребенок начинает учиться ходить. Его движения неловкие, неуклюжие. Он боится и не знает, как это делать правильно. Со временем попыток становится все больше, мышцы «запоминают» определенные движения, шаги как бы отрабатываются, становятся увереннее, крепче, естественнее. Начинающий спортсмен/танцор, придя на первое занятие, имеет мало навыков. Его тело плохо поддается движениям, попытки неумелые, мышцы слабые, часто – зажатые. Говоря простым языком, – «деревянные». Есть, несомненно, и более свободные личности. Они от природы имеют большую гибкость и пластичность. Движения им даются легче и увереннее. Так как большинство начинающих дирижеров (студентов) имеют малопластичный, слаборазвитый аппарат, их необходимо раскрепостить. Проблемы зажатости возникают в связи с неумением и неопытностью. Музыкант еще не знает, что и как отобразить в произведении. По мере приобретения навыков за счет занятий с педагогом и выполнений определенных упражнений достигается свобода мышц, вырабатываются удобные уверенные и пластичные жесты. С приобретением опыта и большого багажа произведений движения закрепляются, становятся более уверенными, профессиональными, оттачивается мастерство, достигается максимальная свобода дирижерского аппарата.

Главную роль в становлении юного дирижера занимает педагог. Именно от него зависит, станет ли его студент раскрепощенным музыкантом, или же приобретет еще больше проблем и комплексов. Задача сложная и очень тонкая. Много аспектов влияет на ее решение. Рассмотрим саамы важные:

Первый аспект – это правильный подбор программы. Произведение должно соответствовать способностям и темпераменту (на первых порах). Неверно подобранный репертуар только усилит скованность студента и повлечет за собой большую зажатость, с которой в дальнейшем будет труднее справиться.

Следующий аспект – собственно дирижерские жесты. Начиная с постановки аппарата и заканчивая отрабатыванием отдельных движений, работа студента должна постоянно контролироваться педагогом. Должен быть контроль внешнего вида жестов и внутренних ощущений обучаемого. Этот вопрос очень важен, так как неопытный студент может не понимать, насколько и где он зажат, либо же наоборот, может побояться сказать о том, что испытывает дискомфорт.

Первым шагом в обучении дирижированию является постановка корпуса, во время которой приобретаются основные мышечные навыки. В случае ошибок у студента сразу появляется зажатость мышц, неприятные, а в дальнейшем и болевые ощущения. Для предотвращения необходимо выполнять данное упражнение.

Обучающийся занимает место перед воображаемым хором. Его торс прям, плечевой пояс развернут; голова посажена свободно; ноги поставлены ненапряженно, вместе или же чуть-чуть расставлены, с немного выдвинутой вперед правой ногой, руки висят свободно вдоль корпуса. В этом положении учащийся добивается максимальной мышечной свободы:

– освобождаются мышцы плечевого пояса, который при проверке свободно поднимается и опускается;

– освобождаются мышцы рук; для проверки делать легкие повороты свободно висящей рукой, поднимать руки и бросать их вниз, как плети;

– убирается мышечное напряжение в ногах и центр тяжести переносится время от времени с одной ноги на другую;

– освобождаются мышцы шеи; для проверки делать плавные и свободные повороты и наклоны головы (в стороны и вниз-вверх);

– освобождаются мышцы лица (важно не морщить лоб, не поднимать и не сдвигать брови, не сжимать зубы, не кривить рот) [1].

Более целенаправленные упражнения необходимо выполнять в контексте разучиваемого произведения. Отрабатывание каких-либо мелких движений должно проводиться отдельно в тишине в виде домашней работы. Их соединение в более крупные жесты лучше выполнять под музыку. Затем объединять и их в более крупные фрагменты (фразы, предложения, разделы, части).

На любом этапе обучения дирижированию сам студент должен постоянно контролировать собственные мышечные ощущения и искать наиболее удобные жесты для освобождения дирижерского аппарата. В случае зажатости всегда можно вернуться к упражнениям для освобождения мышц. Наряду с техникой важно воспитание музыканта. В первую очередь освобождается аппарат, нарабатывается техника, затем воплощается музыкальная задумка. Без этих важных профессиональных деталей никакого художественного выражения не может быть. Дирижера не поймут исполнители, не смогут передать идею, отчего музыка потеряет свою красоту, полноту чувств и мыслей. По-настоящему профессиональное исполнение произведения возможно лишь тогда, когда хорошо отработанная техническая сторона сочетается с пониманием образно-эмоциональной. В этом и заключается трудность профессии дирижера.

Список литературы:

  1. Казачков С. А. Дирижерский аппарат и его постановка. – М. : Музыка, 1967. – 112 с.

  2. Мусин И. А. Техника дирижирования. – Л. : Музыка, 1967. – 351 с.

Просмотров работы: 87