На первый взгляд, вопрос запоминания музыки не является серьезной педагогической проблемой, ведь музыка запомнится сама собой, если произведение многократно послушать, попеть и поиграть на инструменте. Эти три самых естественных подхода – слушание, пение и игра на инструменте, и есть ключ к запоминанию любой музыкального материала, но почему сейчас эти проверенные многими поколениями способы не дают нужного результата?
Нельзя не учитывать естественного музыкального контекста, в котором воспитываются современные дети. Классическая музыка, которая ранее в той или иной степени звучала в пространстве непрофессиональной широкой публики, сейчас является чем-то сложным и непонятным для людей; в современных реалиях она не может служить духовной «пищей» для развития или в качестве эстетического отдыха. Естественно, что музыкальный слух в условиях современной звучащей среды теряет возможность развития чуткости к грамотному интонированию, звуковысотному, тембровому и архитектоническому анализу. Запомнить что-либо сложнее популярной сегодня песни «Между нами тает лед» становится нелегкой задачей для воспитанного на современной поп-музыке поколения. И именно поэтому, одной из задач музыкальных школ является обогатить слуховой опыт детей серьезной музыкой, научить слышать и понимать ее, а также привить эстетический вкус к искусству вообще.
Для того чтобы достичь обозначенных целей необходимо подходить к ним с разных ракурсов. Во-первых, чтобы «раскрыть уши» своим ученикам преподаватель сам должен провести определенную работу перед уроками:
Продумать как интересней и эффектнее преподнести материал, дать доступное объяснение темы и подобрать самые уместные музыкальные примеры (ясные, типовые, интересные по звучанию для детей).
Хорошо знать и ориентироваться в музыкальном материале по данной теме не только по произведениям, которые он собирается продемонстрировать на уроке, но и за их границами, чтобы быть готовым к любому вопросу от учеников.
Во-вторых, тщательно продумать способы преподнесения материала, рассчитывая на его понимание и запоминание. Так как мы работаем с детьми, мы должны учитывать их круг интересов. Музыка должна быть яркой, рельефной по динамике, фактуре, с запоминающейся мелодией, лучше подбирать музыку с программой, имеющей отношение к жизненному опыту ребенка (что-либо, связанное с детскими книгами и мультиками, играми, темой семьи и т. д.).
В-третьих, преподаватель должен быть уверен в понимании и запоминании музыки, заранее разработав ряд определенных методов для достижения цели. Эта цель может быть достигнута с помощью акцентирования внимания на типах восприятия учеников. Для выявления типов восприятия необходимо провести как минимум один тест с каждым из них в каждой группе. Конечно, группы детей с одинаковым типом восприятия мало вероятны, но тем не менее преподаватель может, отталкиваясь от этого знания, регулировать свои методы: кому-то нужно в первую очередь преподнести в том или ином варианте музыкальную композицию, кто-то запомнит при любой подаче и будет дома учить материал самостоятельно, а кто-то, каким бы методом не пользовался преподаватель, забудет все сразу после окончания урока. Это естественная ежечасная работа преподавателя – в условиях групповых занятий стремиться учитывать возможности каждого ученика и подстраиваться под них.
Тип восприятия аудиал свойственен самому малому количеству людей. Если вы работаете с детьми-аудиалами, на уроке требуется максимально возможная тишина: нормальная дисциплина, отсутствие посторонних шумов. Это способствует их большей концентрации внимания на предмете урока и, естественно, лучшему запоминанию материала. С такими детыми для запоминания нужно обязательно прослушать как минимум два раза (хотя бы не полностью) произведение и пропеть (интонационно не так строго, как на сольфеджио) главные темы, в качестве домашнего задания – подобрать главные темы (главную тему) на фортепиано или на другом инструменте.
Визуал – преобладающий тип восприятия. Детям-визуалам необходимы наглядные пособия для лучшего усвоения и запоминания любого материала. Наличие таблиц и схем на стенах кабинета, так же портретов композиторов и их цитат не останутся незамеченными и обязательно запомнятся. С такими детьми слушание произведений лучше связывать со слежением по нотам, наиболее важные музыкальные темы можно записать в нотную тетрадь (фрагментарно). Для представления об архитектонике произведения необходимы ясные, яркие схемы и таблицы с четким разграничением разделов. Такие таблицы можно давать в качестве раскрасок или задавать на дом создание таблицы по какой-либо простой форме.
Кинестетики – люди, воспринимающие окружающий мир через ощущение прикосновения. В детском возрасте такое восприятие долгое время доминирует, дети хотят все пощупать, повертеть, потрясти и т. д. На уроках слушания музыки (с детьми младших классов) методы кинестетического познания чрезвычайно необходимы. Ноты какого-либо произведения лучше распечатать и дать в руки каждому (как правило, с детьми этого возраста это пьесы не больше чем на страничку). Можно взяться за руки и потанцевать каждый из изучаемых танцев, обращая внимание на темпо-ритм и особенности движений конкретного танца. Не лишней будет пятиминутная зарядка в качестве небольшого перерыва на уроке. Игрушки, пирамидки со ступенями звукоряда, нотки, вырезанные из картона и т. д. – все это необходимые атрибуты учебного процесса. С детьми постарше (на уроках музыкальной литературы) обязательно должны быть ноты, возможно схемы.
Таким образом, работая с детьми разных типов восприятия, комбинируя разные подходы, преподаватель обязательно добьется позитивного результата. Главное не упускать возможность преподносить музыкальный материал комплексно, это будет полезно для любого типа восприятия.
Список литературы:
1. Маклаков А Г. Общая психология. – СПб. : Питер, 2001. – 592 с.
2. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М. : Музыка, 1976. – 254 с.
3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М. – Л. : АПН РСФСР, 1947. – 355 с.