ПРОБЛЕМА ЗАПОМИНАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМА ЗАПОМИНАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рожкова М.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основная задача таких дисциплин как «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» в детских школах искусств – дать учащимся необходимый багаж знаний в области истории музыки и искусства для формирования ясного представления о композиторских школах разных стран и разных времен, о стилях в музыке, о том, что такое музыка, каковы ее формы и жанры, а также выработать у детей навык анализа музыки для ее правильного понимания и трактовки. Овладеть этими навыками и знаниями невозможно без естественного запоминания, в первую очередь, музыкального материала. Проблема запоминания музыкального материала обычно ограничивается рассуждениями о выборе подходящей музыки и о поддержке интереса учеников к ней. Но, как показывает практика, этих естественных моментов, общих для всей музыкальной педагогики, недостаточно.

На первый взгляд, вопрос запоминания музыки не является серьезной педагогической проблемой, ведь музыка запомнится сама собой, если произведение многократно послушать, попеть и поиграть на инструменте. Эти три самых естественных подхода – слушание, пение и игра на инструменте, и есть ключ к запоминанию любой музыкального материала, но почему сейчас эти проверенные многими поколениями способы не дают нужного результата?

Нельзя не учитывать естественного музыкального контекста, в котором воспитываются современные дети. Классическая музыка, которая ранее в той или иной степени звучала в пространстве непрофессиональной широкой публики, сейчас является чем-то сложным и непонятным для людей; в современных реалиях она не может служить духовной «пищей» для развития или в качестве эстетического отдыха. Естественно, что музыкальный слух в условиях современной звучащей среды теряет возможность развития чуткости к грамотному интонированию, звуковысотному, тембровому и архитектоническому анализу. Запомнить что-либо сложнее популярной сегодня песни «Между нами тает лед» становится нелегкой задачей для воспитанного на современной поп-музыке поколения. И именно поэтому, одной из задач музыкальных школ является обогатить слуховой опыт детей серьезной музыкой, научить слышать и понимать ее, а также привить эстетический вкус к искусству вообще.

Для того чтобы достичь обозначенных целей необходимо подходить к ним с разных ракурсов. Во-первых, чтобы «раскрыть уши» своим ученикам преподаватель сам должен провести определенную работу перед уроками:

  1. Продумать как интересней и эффектнее преподнести материал, дать доступное объяснение темы и подобрать самые уместные музыкальные примеры (ясные, типовые, интересные по звучанию для детей).

  2. Хорошо знать и ориентироваться в музыкальном материале по данной теме не только по произведениям, которые он собирается продемонстрировать на уроке, но и за их границами, чтобы быть готовым к любому вопросу от учеников.

Во-вторых, тщательно продумать способы преподнесения материала, рассчитывая на его понимание и запоминание. Так как мы работаем с детьми, мы должны учитывать их круг интересов. Музыка должна быть яркой, рельефной по динамике, фактуре, с запоминающейся мелодией, лучше подбирать музыку с программой, имеющей отношение к жизненному опыту ребенка (что-либо, связанное с детскими книгами и мультиками, играми, темой семьи и т. д.).

В-третьих, преподаватель должен быть уверен в понимании и запоминании музыки, заранее разработав ряд определенных методов для достижения цели. Эта цель может быть достигнута с помощью акцентирования внимания на типах восприятия учеников. Для выявления типов восприятия необходимо провести как минимум один тест с каждым из них в каждой группе. Конечно, группы детей с одинаковым типом восприятия мало вероятны, но тем не менее преподаватель может, отталкиваясь от этого знания, регулировать свои методы: кому-то нужно в первую очередь преподнести в том или ином варианте музыкальную композицию, кто-то запомнит при любой подаче и будет дома учить материал самостоятельно, а кто-то, каким бы методом не пользовался преподаватель, забудет все сразу после окончания урока. Это естественная ежечасная работа преподавателя – в условиях групповых занятий стремиться учитывать возможности каждого ученика и подстраиваться под них.

Тип восприятия аудиал свойственен самому малому количеству людей. Если вы работаете с детьми-аудиалами, на уроке требуется максимально возможная тишина: нормальная дисциплина, отсутствие посторонних шумов. Это способствует их большей концентрации внимания на предмете урока и, естественно, лучшему запоминанию материала. С такими детыми для запоминания нужно обязательно прослушать как минимум два раза (хотя бы не полностью) произведение и пропеть (интонационно не так строго, как на сольфеджио) главные темы, в качестве домашнего задания – подобрать главные темы (главную тему) на фортепиано или на другом инструменте.

Визуал – преобладающий тип восприятия. Детям-визуалам необходимы наглядные пособия для лучшего усвоения и запоминания любого материала. Наличие таблиц и схем на стенах кабинета, так же портретов композиторов и их цитат не останутся незамеченными и обязательно запомнятся. С такими детьми слушание произведений лучше связывать со слежением по нотам, наиболее важные музыкальные темы можно записать в нотную тетрадь (фрагментарно). Для представления об архитектонике произведения необходимы ясные, яркие схемы и таблицы с четким разграничением разделов. Такие таблицы можно давать в качестве раскрасок или задавать на дом создание таблицы по какой-либо простой форме.

Кинестетики – люди, воспринимающие окружающий мир через ощущение прикосновения. В детском возрасте такое восприятие долгое время доминирует, дети хотят все пощупать, повертеть, потрясти и т. д. На уроках слушания музыки (с детьми младших классов) методы кинестетического познания чрезвычайно необходимы. Ноты какого-либо произведения лучше распечатать и дать в руки каждому (как правило, с детьми этого возраста это пьесы не больше чем на страничку). Можно взяться за руки и потанцевать каждый из изучаемых танцев, обращая внимание на темпо-ритм и особенности движений конкретного танца. Не лишней будет пятиминутная зарядка в качестве небольшого перерыва на уроке. Игрушки, пирамидки со ступенями звукоряда, нотки, вырезанные из картона и т. д. – все это необходимые атрибуты учебного процесса. С детьми постарше (на уроках музыкальной литературы) обязательно должны быть ноты, возможно схемы.

Таким образом, работая с детьми разных типов восприятия, комбинируя разные подходы, преподаватель обязательно добьется позитивного результата. Главное не упускать возможность преподносить музыкальный материал комплексно, это будет полезно для любого типа восприятия.

Список литературы:

1. Маклаков А Г. Общая психология. – СПб. : Питер, 2001. – 592 с.

2. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М. : Музыка, 1976. – 254 с.

3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М. – Л. : АПН РСФСР, 1947. – 355 с.

Просмотров работы: 105