Звукорежиссура объединяет в себе множество задач. Настоящий профессионал должен обладать хорошим музыкальным вкусом, иметь специальные технические навыки, быть трудолюбивым и внимательным к деталям, но также должен быть хорошим психологом.
Что же такое «психология звукорежиссуры»? Это умение понять музыкантов, работать с музыкантами, создать плодородную почву для создания качественной музыки.
Давайте подробнее разберем моменты, связанные с общением с музыкантами.
Умение слушать
Если ты звукорежиссер, то очень важно помнить, что ты работаешь для музыканта. Его мнение самое важное. Так что даже если ты сделал идеальную запись с технической точки зрения, если тебе кажется, что это лучшее, что ты вообще когда-либо делал, но исполнитель послушал запись и требует все поменять, то, скорее всего, тебе придется это сделать. Как говорится, клиент всегда прав. И очень важно понимать, что в подобных творческих профессиях прийти к общему знаменателю не всегда легко, каждый слышит в музыке что-то свое, у каждого свои идеалы. Поэтому очень важно уметь находить контакт с музыкантом и прислушиваться к нему.
А вот в том случае, когда контакт с музыкантами полностью налажен, а сам звукорежиссер является профессионалом, возможен и другой вариант работы. Тут в пример хотелось бы привести творческую коллаборацию группы The Beatles и их музыкального продюсера Джорджа Мартина. В этом музыкальном союзе было полное взаимопонимание. В некоторых песнях звукорежиссер прислушивался к молодым и еще не очень опытным музыкантам, а в других предлагал свою интерпретацию, которую в итоге слышал весь мир. Так произошло с одной из самых знаменитых их песен «Yesterday». Когда Пол Маккартни сыграл Мартину свое новое произведение, тот был в восторге, но предложил добавить в песню группу струнных. Сначала эта идея не пришлась музыканту по вкусу. «Я всегда боялся классической музыки, не хотел ее слушать, ведь там Бетховен, Чайковский, Шёнберг – великие имена. Я думал, что это для высоколобых, очень заумно», – так говорил сам Маккартни1. В итоге он услышал репетицию «Yesterday» со струнными, подошел к продюсеру, и, взяв у него партитуру, вписал имена композиторов песни. Это были Пол Маккартни, Джон Леннон и Джордж Мартин. Правда, немного подумав, музыкант дописал «и Моцарт».
Этот случай показал Полу, как струнный квартет может украсить хорошую песню. The Beatles поняли, что иногда полезно прислушиваться к мнению Джорджа Мартина. Ну а мы с вами можем сделать вывод, что если найти общий язык с исполнителем, если научиться слушать его, но в то же время поставить себя так, чтобы и музыкант прислушивался к тебе, то творческий процесс станет куда приятнее, а музыка от этого только выиграет.
Например, известный российский звукорежиссер Андрей Алякринский говорит: «Обычно музыканты сами выбирают, с кем они хотят работать. Я стараюсь работать с теми группами и артистами, которые мне близки, чья музыка меня трогает и вдохновляет, и мне кажется, что хорошего результата я могу добиться только в таком случае». Примерно того же мнения придерживается звукорежиссер Максим Хайкин: «Бывает такое, что саундпродюсер не соответствует артисту, они не находят взаимопонимания, не находят точек соприкосновения, звук не получается соответствующим материалу». Вот почему так важно наладить контакт с музыкантами!
Работа в студии
Очень важно создать в студии доброжелательную атмосферу. От этого напрямую зависит результат вашей работы. Как же связано умение расположить к себе музыканта и качество записи? Чтобы понять это, предлагаю представить запись вокала в студии.
Итак, к тебе пришел вокалист. И, не наладив с ним контакт, ты указываешь на микрофон и начинаешь запись. Ты делаешь уже тридцатый, сороковой, пятидесятый дубль, а результата никакого – голос срывается, слова неразборчивы, о том, чтобы попасть в ноты и речи не идет. А ведь тебе сказали, что это хороший вокалист! Да его ведь даже «неплохим» назвать нельзя! Или может он совсем не старается? Как будто назло фальшивит!
Прежде чем обвинить музыканта, стоит подумать, что ты мог сделать не так. Первое, о чем стоит задуматься – насколько комфортно человеку в этой ситуации. Часто такое происходит, когда исполнитель пришел в студию впервые. Это звукорежиссер чувствует себя в студии, как дома, а вот для музыканта это может быть серьезный стресс. Он пришел на запись, конечно же, он хочет, чтобы все звучало красиво, но только он начинает петь, как тут же понимает – он звучит ужасно. К акустике звукозаписывающей студии нужно привыкнуть, ведь в заглушенном помещении минимальное количество отражений. Почему люди поют в душе? Потому что от плитки звуковая волна многократно отражается, и голос звучит объемно и мощно, приобретая яркость и красивую тембральную окраску. А в студии все наоборот. Отражений почти нет, и по сути дела вокалист слышит только прямой сигнал – то, что он сам произносит. А он звучит сухо и тускло. Поэтому-то произведение, которое исполнитель мог вчера петь на сцене, сейчас прозвучит непривычно и некрасиво.
Услышав свое пение в непривычном звучании, вокалист начинает нервничать еще сильнее, и тут уже начинает «лажать» из-за стресса, потом из-за того, что записывает один и тот же кусок слишком долго, потом потому, что звукорежиссер уже начинает багроветь от недовольства, и в итоге запись можно удалять – как бы профессионально не обработал ее звукорежиссер, она не будет звучать хорошо.
Поэтому в первую очередь стоит пообщаться с пришедшим музыкантом и наладить с ним контакт. Узнать о его опыте в студиях, понять, какое у него настроение. От этого ведь тоже много зависит. Если человек сильно нервничает и это видно сразу, то можно предложить ему чай, поговорить, рассказать какую-нибудь историю. Почему бы не сказать, что ты шел в студию в плохом настроении, а потом узнал, что вокалист будет петь одну из твоих любимых песен, и настроение стало лучше. Ведь не сложно сделать комплимент, а музыкант расслабится и сможет почувствовать себя «в своей тарелке».
Также важно понимать специфику работы уже во время записи. Люди разные, характеры разные, а значит, и запись будет проходить по-разному. Кто-то сделает хорошую запись, если не будет отвлекаться и проработает все положенные часы без остановки, а кому-то нужны перерывы каждые 15 минут, и это абсолютно нормально. Кого-то нужно хвалить, а кого-то и нет, чтобы музыкант собрался и не сбивался. Где-то может даже стоит его разозлить, ведь в итоге, послушав хорошую запись, он забудет негативные впечатления, а работа будет сделана на «отлично».
Человеку нужно много учиться, чтобы с легкостью управлять голосом в состоянии стресса, поэтому в качестве примера и был выбран абстрактный вокалист. Но это все, конечно же, общие правила для любого музыканта. Так что кто бы ни пришел на запись, важно хорошо присмотреться к человеку и выбрать стратегию поведения, наиболее подходящую для этой ситуации.
Работа на концертах
О волнении на сцене как о каком-то феномене говорить не приходится. Дрожащие коленки, мурашки в животе, ватные ноги – для многих музыкантов выступления на сцене просто кошмар наяву.
У многих этот кошмар начинается с самого утра. Поэтому не удивительно, что во время саундчека найти общий язык с музыкантами бывает «ох как нелегко»! Здесь в задачу звукорежиссера входят две вещи – сделать так, чтобы исполнителям было комфортно на сцене, чтобы они слышали себя и друг друга, и чтобы все было слышно зрителям. И, несмотря на то, что вторая задача является более важной (ведь концерты делаются для слушателей), отстроить звук для музыкантов необходимо максимально хорошо, потому что даже очень «сыгранные» музыканты могут разойтись, если не слышат друг друга, да и не смогут они сыграть хорошо, если все выступление будут напряженно прислушиваться к себе или своим коллегам. Поэтому перед концертом нужно внимательно прислушиваться к замечаниям музыкантов.
К сожалению, бывают и другие случаи. Не все могут адекватно оценить обстановку в зале, некоторые «асы сцены» считают, что лучше звукорежиссера знают, как настроить звук, а кто-то от волнения элементарно начинает хуже слышать. И в этих ситуациях надо полагаться на свои умения и опыт. Если ты работаешь с конкретной группой в разных залах, то ты должен понимать специфику группы и их звучания. Если ты работаешь в конкретном зале с разными исполнителями, надо понимать специфику зала. В любом случае нужно быть профессионалом в своем деле и уметь либо поставить себя так, чтобы в твоих решениях не смогли усомниться, либо, опять же, найти общий язык с музыкантами и прийти к какому-то консенсусу.
Звукорежиссер работает для музыканта, и если они сотрудничают качественно и профессионально, смогут понять друг друга и друг к другу прислушаться, то в итоге слушатель получит настолько же качественный продукт. Ведь если смотреть шире, то вся эта колоссальная работа делается именно для слушателя. И как бы это ни было удивительно, благодаря одному человеку, который смог найти подход к музыканту, поняв особенности его музыки и характера, рождается то, что может порадовать весь мир.
Список литературы:
1. Пророков Г. Мистерия звука. Российские звукоинженеры и продюсеры о себе и о своей работе / 10 июня 2011 г. – Режим доступа: https://www.afisha.ru/article/russian_engineers/
1 Фильм «Студия звукозаписи. Искусство записи».
4