СТОРИТЕЛЛИНГ: ИСКУССТВО УЧИТЬ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СТОРИТЕЛЛИНГ: ИСКУССТВО УЧИТЬ

Чувилкин В.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сторителлинг – искусство поучительных историй, учитывающее принципы современной психологи и социологии. Сейчас это довольно актуальный и распространенный метод организации деятельности в коммерческих организациях, считающийся важным для успешного ведения бизнеса [1]. Однако не стоит забывать, что в педагогической деятельности это не менее распространенный прием.

Согласно исследованиям [2, 3] особенности сторителлинга, помимо всего прочего, заключаются в многообразии литературных жанров, определяющих форму этих историй. Это жанровое многообразие определяется фактором достоверности – тем насколько рассказ отражает реальную действительность или, наоборот, насколько велик вес выдумок. Последние присутствуют всегда и определяют угол зрения на обозначаемые явления, иначе сторителлинг бы превратился в канцелярский «доклад». Другая крайность, это абсолютно фантастическое или абстрактное повествование, персонажем которого может быть какая-либо аллегория или в некоторых случаях сущность.

Вероятно, одним из главных истоков, который, в свою очередь, определил и высочайшую степень распространения этого искусства, являются Евангелистские притчи Иисуса, если конечно (по одной из версий) не считать сами Евангелие огромным проработанным сторителлингом. В результате, поучительное содержание при помощи всевозможных преданий, мифов стало действенным методом работы с массами на территории всего христианского мира. Подтверждения этому «ходят» среди церковных прихожан.

Не редко мы сталкиваемся с сторителлингами, участниками которого часто оказываются великие лица прошлого (пред ними, как правило, люди должны восхищается и благоговеть). Например, исторические анекдоты из жизни великих композиторов. Достоверность их определить крайне сложно. Зачастую автор вовсе не оперирует точной информацией. Например, учительница – убежденная протестантка утверждала, что Баха из-за его лютеранского мировоззрения выгоняли из всех церквей Германии.

Вот тут позвольте охарактеризовать некий эффект «гонимости». В той или иной мере, человек, отстаивающий некую жизненную позицию, всегда ощущает давление со стороны тех, чья позиция противоположна. Для примера достаточно упомянуть какие-либо политические объединения, конкурирующие за главенство. Для первых вторые всегда будут подлецами, мешающими им жить. Грамотный сторителлинг учитывает этот эффект и обычно демонстрирует как какой-нибудь представитель «партии» страдает или умирает от ее врагов.

В новом качестве сторителлинг распространяется в сети Интернет. Эти всевозможные и малодостоверные «Цитаты и истории из жизни великих людей» – имеют целью преподнести очередную поучительную идею. На одних страницах, посвященных читающим, будет масса высказываний о книгах, а на странице посвященной вегетарианцам, масса историй о «бедных несчастных щенятах в Корее».

Именно в интернете сторителлинг стал еще и средством выражения. Попыткой не только донести идею и попытаться обозначить проблему, но и дать ей разрешение в сравнительно небольших рассказах. Такой жанр можно охарактеризовать как сторителлинг-эссе, определяющего и форму, и сам метод повествования. Отличие от обычного эссе, пожалуй, в более личном и эмоциональном тоне высказывания. В качестве примера приведем вот такой рассказ:

Моя оболочка улыбалась и кивала...

Клавдия Анатольевна продолжала вещать, с большим опытом поддерживая зрительный контакт с каждым учеником. От ее взгляда негде было спрятаться в тесной аудитории. Стоило дать хотя бы намек на то, что ты не благоговейно внимаешь, то в ход пойдут хорошо знакомые приемы: повтор прошлого, комплимент, философский вопрос, на который есть только один ответ – «единственно истинный».

Сам я был как бы вне этого. Можно представить себе театральный прием, когда из-за кулис выходит персонаж, которого видят зрители, а для тех, кто на сцене, его будто нет. Стою и наблюдаю за самим собой и одногруппниками.

Мое сознание давно раскололось. Этому приучают с детства. Ты можешь сколько угодно думать иначе, но ты должен сказать, что не прав. Этот акт самовнушения чаще всего дает результаты, но не всегда.

И вот снова комплимент от нашего ментора, разбавленный бородатым анекдотом и ужасающей своей жестокостью историей. Неужели она думает, что никто не заметит порхающей над всеми ее тезисами идеи – «единственно истинной»?! Повтор прошлого. Комплимент. Повтор. Страшилка, главная мысль которой – все плохое происходит из-за того, что люди отвергают эту идею.

Наш круг был тесен. И невозможно было спрятаться за чьей-то спиной – чисто физически отрешится от всего этого. Этот раскол сознания единственный путь. Поймите. А какие еще у нас варианты?! Все другие мы уже перепробовали...

Вот сидит Коля. Рядом с ним Вадим. Они стараются в это не вникать. Их задача отсидеться и дождаться окончания очередной мозговой пытки. На них «мастер» направляет свои приемы чаще, чем на других. Благо всегда встревает Оля.

Оля человек и внешне, и внутренне именно такой, каковых Клавдия Анатольевна всегда хочет видеть в нашем кругу. Всегда старается ответить. Всегда соглашается и громче всех ужасается или смеется над историями. Что называется, впитывает все, как губка.

Полным противовесом ей выступает Егор. Егор – человек, которого бы с легкостью можно было бы определить как спорщика. Всегда не согласный. Всегда находит, порой, несуразные аргументы, чтобы опровергнуть мнение собеседника. Не удивительно, что за несколько лет подобных собраний он не раз встревал в дискуссии и надо сказать совершенно напрасно.

Клавдия Анатольевна человек крайне опытный и укорененный в своей позиции настолько, что даже из начисто опровергающих ее идеи фактов она находит «лишнее подтверждение своим утверждениям». Такому нужно долго учиться. Нужно уметь совмещать два совершенно противоречащих друг другу факта и не замечать этого противоречия. Оруэлл это прекрасно описал в книге «1984».

Даже разбрасываясь общеизвестными историческими сведениями, Егор был начисто разбит. Еще в античности софисты придумали, как заманивать противника на «свою территорию» и там уничтожить. Хороший прием. Такой территорией выступал наш круг: «Мы занимаемся именно этой наукой! Докажи мне в ней, что я не права!».

Другой пример, после нелепого обоснования учителем некой концепции, Егор задал вопрос, который задавать не следовало. «Почему?!», – он спросил. Ответ разил наповал: «А что же еще?!» Так Егор в своем бессилии понял, что спор ни к чему не приведет... Проклятый механизм обратного действия.

Моя же оболочка улыбалась и кивала...

Она мастерски приспособилась, будто прошла мастер-класс школы правильных ответов и уже там преподавала. Учительница всегда довольна и слышит нужное ей клише – «единственно верную» фразу. Вообще, понять логику таких людей не сложно. Нужно представить себе – от чего они отталкиваются. Удивительно, что при полном несогласии с ней я ее прекрасно понимал...

А бороться, как мы поняли, было бессмысленно. Я ушел в подполье возле реки, по которой, надеюсь, когда-нибудь пронесут все предрассудки. Надо лишь подождать. Сколько бы вы не убеждали, Вам не победить. Сколько не повторяйтесь, добиваясь суггестивного эффекта, все равно никогда не узнаете, действительно ли все это сработало. Я вас перехитрю.

«А я ведь все слышу...», – спокойно проговорила Она.

Список литературы

  1. Новичкова А. В. Сторителлинг как современный инструмент управления персоналом // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – Вып. 6 (25). – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/39EVN614.pdf

  2. Симмонс, А. Сторителлинг. Как использовать силу историй / пер. А. Анваера. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 272 с.

  3. Шарков Ф. И. Интегрированные бренд-коммуникации: бренд в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций. – М. : РИП-холдинг, 2004. – 243 с.

Просмотров работы: 84