Все мы люди, и волнение перед выступлением – это нормально. Даже великие мэтры испытывают волнение. Но оно может быть разным. Это может быть паника, с ней точно не получится хорошего выступления. Может быть и волнение-воодушевление, возбужденное состояние, дающее положительный результат. Это ощущение и является источником живого интересного исполнения. Для себя я выделяю также волнение-концентрацию, когда полностью сосредотачиваешься на музыкальных задачах при исполнении, такое состояние помогает наиболее удачно выступить при первом исполнении произведения. В жизни эти состояния зачастую смешиваются, главная задача исполнителя научиться переводить волнение в положительную энергию, которая помогает на сцене.
Итак, вот что стоит сделать для того чтобы лучше настроиться:
Постараться максимально тщательно проработать музыкальный текст и выучить его наизусть. Важно при этом помнить, что текст – это не только ноты, но и штрихи, туше, агогика.
При исполнении в классе на уроке стараться играть эмоционально, т. е. репетировать эмоции. На концерте это поможет разуму оставаться ясным и не затмеваться чувствами. Конечно, эмоции на сцене усиливаются, но с хорошими репетициями, вы сможете их обуздать. И наоборот, если не репетировать эмоционально, то на сцене можно также сыграть формально. А такое выступление не запомнится слушателям.
За неделю до важного концерта нужно постараться не заболеть, не распаляться на эмоции и радовать себя мелкими приятностями. Например, съесть любимое пирожное, которое вы обычно себе не позволяете. Задача – накопить положительную энергию для выступления.
За пару дней до концерта и в течение дня важно хорошо есть, чтобы были силы.
Хотя бы раз в день нужно представлять, как вы будете играть на концерте. И возможно даже вызывать волнение. Чем подробнее вы будете представлять себя, тем увереннее вы будете чувствовать себя на сцене. Конечно, нужно представлять удачные выступления. Но если вас преследует некий страх, например, вы боитесь, что споткнетесь и упадете, выходя на сцену, в такой ситуации нужно это представить и задать себе вопрос: «И что в этом самого страшного?» Назовите все ответы на этот вопрос и представьте, что вы делаете дальше (после падения на сцене, легко встаете и с улыбкой на лице продолжаете идти дальше), убедите себя в том, что в этом нет ничего криминального. Многие исполнители боятся забыть на сцене текст, с этой проблемой можно работать по тому же плану. Есть еще один способ перебороть этот недуг. Во время исполнения (в классе и на сцене) в те моменты, когда вы чувствуете, что вот-вот забудете текст, мысленно сказать себе (твердым, уверенным голосом): «Я помню текст и исполняю прекрасную музыку». Мне эти слова помогают отвлечься от навязчивой мысли о тексте и глубже погрузиться в музыку.
О погружении в музыку, важно настраивать себя на характер произведения, думать об образах, о красках, о фразе.
Ни в коем случае не нужно думать о том, что подумают другие. Нужно играть в свое удовольствие, и даже позволять себе привносить что-то новое, личное, что не говорил педагог. Тогда это будет живое, интересное исполнение, которое наверняка оставит след в сердцах слушателей.
Список литературы:
Пожарская А. 10 простых приемов для снижения волнения, или «Как мастер блоху подковал // Университет риторики и ораторского мастерства / Заголовок с экрана. – Режим доступа: https://www.orator.biz/library/pozharskaya/10_priemov_dlya_snizheniya_volneniya/
Сивачёва Е. Секреты выступления без волнения // Ораторский клуб / Заголовок с экрана. – Режим доступа:http://www.oratorclub.com/sekrety-vystupleniya-bez-volneniya/