По данным Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования РФ в различных регионах страны функциональные нарушения осанки регистрируются у 60-70% детей, а у 10% детей регистрируется сколиоз.
Сейчас хорошо изучен процесс формирования осанки и причины, приводящие к её нарушениям. Несмотря на это, наблюдается тенденция к росту данной проблемы. Ведь за последние 50 лет количество детей с нарушениями осанки увеличилось почти в 3 раза с 26% до 60-70%. И 90-95% этих случаев являются приобретенными. Именно поэтому вопросы ранней профилактики нарушений осанки у детей заслуживают особого внимания.
Проблемный вопрос: Как правильно формировать осанку у детей дошкольного возраста?
Цель работы: Выявить методы и условия формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.
Задачи работы:1. Углубить теоритические знания по теме «Анатомо-физиологические особенности строения позвоночника, мышц, связок»;2. Изучить виды нарушений осанки;3. Ознакомиться с методами и условиями профилактики нарушений осанки у детей.4. Разработать рекомендации по профилактике нарушений осанки.
Методы исследования: анализ и синтез медицинской литературы и документации, опрос, наблюдение.
Объект исследования – дети, обучающиеся в подготовительной группе ГБДОУ № 14 Московского района города Санкт-Петербурга, их родители.
Предмет исследования – методы профилактики различных нарушений осанки у детей.
На основе проведенного теоретического исследования можно сделать следующие основные выводы:
Изначально было подробно рассмотрено строение позвоночника и мышечно-связочного аппарата; выявлены их анатомо-физиологические особенности у детей.
Позвоночник – сложнейшая конструкция. Позвонки составляют его основу; межпозвонковые хрящи, суставы, позвоночные отростки и связочный аппарат скрепляют позвонки между собой. Мышцы обеспечивают устойчивость и подвижность позвоночника.
Правильная осанка способствует рациональному использованию биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию систем организма.
У детей, в силу их анатомо-физиологических особенностей и периодов интенсивного роста, нарушения осанки, как правило, возникают в определенные возрастные периоды: • внутриутробный,• в первые два года жизни;• 5-10 лет;• 12-15 лет.В эти «опасные периоды» необходимо более тщательно следить за здоровьем ребенка.Необходимо:• проводить санитарно-просветительные беседы;• привлекать не только детей, но и их родителей к здоровому образу жизни и соблюдению режима труда и отдыха; • объяснять о необходимости выполнения регулярных общеразвивающих физических упражнений; • научить правильно организовывать бытовые условия;• заниматься профилактикой и своевременно лечить различные соматические заболевания.
Затем были рассмотрены методы профилактики нарушений осанки.Итак, предупреждение дефектов осанки основано на проведении трех основных групп мероприятий: • организации благоприятных условий;• улучшении физического развития;• соблюдении правильного питания.
Кроме этого, следует научить ребенка правильно держать осанку, этому помогает грамотный подбор мебели, обуви, одежды, спальных принадлежностей.
Большая роль в профилактики нарушений осанки отводится образовательному учреждению, где должны соблюдаться: грамотно построенные занятия физкультурой; правила подбора мебели и освещения; физкультминутки на занятиях. Прогулки рекомендуется наполнить организованными физическими упражнениями и спортивными играми.
Для детей без патологий осанки этого достаточно.
Детей, у которых уже имеются нарушения осанки, необходимо направить к врачу-ортопеду, который составит дополнительный комплекс мероприятий, состоящий из: массажа, занятий ЛФК, физиотерапии, курортотерапии.
В ходе исследовательской работы было подтверждено, что роль медицинской сестры в профилактике нарушений осанки в детском дошкольном образовательном учреждении важна и значима. Именно она совместно с врачом проводит обследование детей, при котором можно выявить раннюю патологию. Следит за соблюдением режима дня, температурой помещений, питанием, организацией бытовых условий. Составляет план мероприятий по оздоровлению и участвует в проведении занятий. Медсестра доводит теоритические знания, как до воспитателей, так и до родителей по важности формирования навыков здорового образа жизни.
Необходимость данной деятельности подтверждена в ходе проведения опроса родителей и изучения медицинской документации.
В результате изучения медицинской документации ф. N 026/у детей подготовительной группы было выявлено, что у 9 из них (37,5%) уже наблюдаются функциональные нарушения осанки. Патологических изменений со стороны опорно-двигательного аппарата не выявлено.
При изучении сведений о перенесенных и хронических заболеваниях (рахит, туберкулез, заболевания суставов и позвоночника, родовые травмы…), было установлено, что все дети являются практически здоровыми, а значит, у всех функциональные нарушения осанки являются приобретёнными и пока не имеющими структурных изменений. Именно в этот период необходимо донести родителям важность соблюдения лечебно-профилактических мероприятий.
По результатам опроса родителей выяснено, что почти все из них (92%) интересовались, как можно сохранить и сформировать правильную осанку у детей. Но большая часть родителей (58%) узнавали о существующих методах профилактики нарушений осанки и способах правильного ее формирования в литературных источниках и интернете. Из этого следует, что воспитатели и медицинский персонал недостаточно уделяют внимание этой проблеме.
Самыми значимыми компонентами формирования правильной осанки у детей (по мнению их родителей) являются:• ежедневные физические упражнения (100%);• напоминание ребенку о необходимости держать спину ровно, правильно сидеть и стоять (83%);• соблюдение режима дня (75%);• посещение спортивных секций (50%).А про важность сбалансированного питания для правильного формирования осанки знают всего лишь 12% родителей, и только 17% - связывают ношение удобной обуви и одежды с правильным формированием осанки.
Почти половина детей (46%) малоактивные или быстро устают. Поэтому необходимо выяснить у родителей, придерживаются ли они распорядка дня, оптимизировать занятия ребенка и обязательно выделить время для отдыха и дневного сна.
Многие родители (58%), все же решили отдать своего ребенка в спортивные секции, активные кружки, на танцы.
Почти половина опрошенных родителей (42%) считают, что прогулки детей не являются обязательными, и исключают их в холодное время года. Это связано с дефицитом знаний о влиянии аэротерапии на оздоровление детей.
Некоторые родители (21%) не придерживаются правил и не соблюдают 8-ми часовой сон у своих детей.
Очень многие родители (75%) не включают дневной сон в распорядок дня ребенка.
Все родители (100%) знают о существовании ортопедических товаров. Но дома ортопедические товары используют только 8% всех опрошенных родителей.
Поэтому медсестре и педагогам детского сада необходимо акцентировать внимание родителей на важности правильного распорядка дня ребенка (включение в него прогулок, желательно на свежем воздухе, достаточный дневной и ночной сон), больше времени уделять этой теме на родительских собраниях, разработать буклеты и стенгазеты.
Безусловно, социальные проблемы не могут быть решены участием только работников детского сада, поскольку на особенности течения беременности женщины и бытовые условия проживания ребенка медсестра повлиять не может. Но в обязанности среднего медперсонала входит просветительная работа по формированию здорового образа жизни. Для решения этих проблем был разработан буклет «Профилактика нарушений осанки».
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута. Повторно рассмотрены анатомо-физиологические особенности позвоночника, мышц и связок. Изучены виды нарушений осанки, а также условия и методы их профилактики. Разработаны рекомендации по профилактике нарушений осанки.
Благодарю за внимание!