РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Сахарова Е.Н. 1, Кварталова Н.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Коммуникативная культура занимает ведущее место в общекультурном и профессиональном становлении личности и, безусловно, является одной из приоритетных задач образования, рассматривается как специальный объект моделирования педагогических систем в единстве их структурных и функциональных компонентов и представляется как важнейшая составляющая гуманитарного образования.

Развитие коммуникативной культуры у младших школьников является одной из важных проблем начальной школы, так как освоение коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволяет более успешно реализовать детьми свой потенциал.

Актуальность коммуникативного образования младших школьников подтверждается и государственными документами. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования учитывает, что в младшем школьном возрасте происходит становление основ гражданской идентичности и мировоззрения, а также развитие коммуникативной культуры ребенка.

На современном этапе развития педагогической науки в психолого-педагогической литературе понятие «коммуникативная культура» связано с понятием «коммуникативные умения», способы формирования которых описаны в психолого-педагогической и методической литературе.

Изучение данной проблемы особенно важно, так как в младшем школьном возрасте речь детей еще формируется, именно этот возрастной период является благоприятным для развития нравственных качеств личности, умений и навыков культурного поведения, в том числе и культуры общения и её компонентов.

Проблема коммуникативной культуры освещалась в исследованиях посвященных социализации школьников такими педагогами и учеными как О.С. Газман, Н.Ф. Головановой, А.В. Мудриком, А.Г.Пашковой и др.; аспект общекультурного их становления изучался Б.Н. Боденко, И.А. Зимней, В.С. Ледневым, А.В.Репринцевым и др.; формирование коммуникативной культуры в процессе непрерывного образования рассматривался И.В. Петривней, В.В. Соколовой и др.; в соответствии в возрастной группой учащихся - О.П. Кравчуком, Е.Ф. Карпиевичем, Л.Р. Сайфутдиновой и др.

Проблема развития коммуникативной культуры у младших школьников решается в образовательном процессе, включающем как процесс обучения, так и процесс воспитания. Возможностями для развития коммуникативной культуры у младших школьников обладают уроки литературного чтения. Результаты освоения основной образовательной программы начального общего по предмету «Литературное чтение» предполагают развитие коммуникативной культуры школьников. Процесс обучения и учения школьников по предмету «Литературное чтение» представляет собой решение целого ряда коммуникативных задач, предлагаемых учителем, решая которые, учащиеся выполняют речевые и неречевые действия, вступают в контакт друг с другом, с группой учащихся или с учителем, пытаясь найти правильные пути решения поставленной коммуникативной задачи. При этом часто используются не только речевые, но и физические действия, жесты, мимика и т. д. Предлагаются задания типа: соотнести, сопоставить, вырезать, раскрасить, изобразить с помощью мимики и жестов, нарисовать, разыграть и т. д. Обучение ориентировано на процесс овладения языком, на то, что происходит в период учения и какие действия и задания выполняют обучаемые, а не на конечные цели обучения, не на продукт, который рассматривается как нечто навязываемое учащимся извне и зачастую противоречащее их интересам и потребностям.

Методика обучения литературному чтению рассматривается подобно методике обучения русскому языку. В соответствии с методикой на сегодняшний день происходит интеграция системно-описательного, функционально-прагматического и других подходов к построению курса русского языка и курса литературного чтения в общеобразовательной школе, что отражено в методических исследованиях Е.А. Быстровой, Е.Ф. Глебовой, Т.К. Донской, А.Ю. Купаловой, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, С.И. Львовой, Н.А. Пленкина, Т.Г. Рамзаевой, М.С. Соловейчик и др. Однако, несмотря на накопленный научно-методический опыт, а также очевидную нацеленность процесса модернизации российского языкового образования на решение актуальных проблем развития школьников, анализ теории и практики языкового образования показывает, что исследуемая нами проблема достаточно глубока и пути её решения хоть и намечены, но ещё далеки от успешной реализации.

Таким образом, коммуникативная культура может являться одним из условий успешной адаптации личности ребенка к жизни в обществе и поэтому заслуживает всестороннего изучения и анализа, проблема развития коммуникативной культуры у младших школьников является актуальной не до конца изученной.

Коммуникативная культура – это совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств.

Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя. Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, средство решения возникающих проблем.

Значение первого и второго понятия в принципе одинаковы. И если объединить эти понятия, то мы увидим, что коммуникативная культура – это и правильное употребления языка; и подстраивание общения под ситуацию, в которой оно происходит; и такое поведение, которое будет лучшим для разговора, которое будет наиболее эффективно решать все задачи общения и влиять на создание гармоничных отношений личности с окружающей действительностью и внутри себя.

Коммуникативная культура – это интегративное, динамическое, структурно-уровневое образование, представленное совокупностью потребностно-мотивационного, личностного, рефлексивного, практико-действенного компонентов и определяющее характер взаимодействия субъектов на основе осознания ими системы гуманистических ценностей и смыслов диалогического общения.

М. Г. Рудь считает, что коммуникативная культура является составной частью личностной культуры, которая формируется во всех видах ее деятельности.

Т.А. Яндукова рассматривает формирование и развитие коммуникативной культуры младших школьников как структурный компонент системы обучения и воспитания, как развитие социально-коммуникативной деятельности, как обеспечение возможности самореализации личности учащегося начальной школы.

Т.Е. Тихонова отмечает, что коммуникативная культура младших школьников – это интегральное личностное образование, позволяющее ребенку в процессе общения на русском и изучаемых иностранных языках совершать речевые поступки гармонизирующего характера. Данное личностное единство базируется на совокупности лингвистических и риторических знаний, умений и навыков, положительного опыта речевого поведения, эмоционально- ценностного отношения к культуре.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что коммуникативная культура включает в себя другие культуры: эмоциональную культура (культура чувств); культуру мышления; культуру речи.

Коммуникативная культура общения в младшем школьном возрасте имеет существенные отличия. С началом учебной деятельности у ребенка меняется характер мышления, его память и внимание, он приобретает в обществе новое положение: теперь это человек, занятый важной работой, которая оценивается обществом. В этой связи он начинает по-другому воспринимать себя и других, меняется и роль общения в жизни школьника.

Придя в школу, ребенок осваивает новые, общественно направленные по содержанию правила поведения, впервые встречается с новым способом взаимодействия со взрослым человеком – учителем, постигая опять же новую для него систему деловых отношений. Одновременно с этим, дети младшего школьного возраста, в большинстве своем, необычайно любознательны, отзывчивы и доверчивы, они открыто проявляют свои чувства, однако их интересы неустойчивы и ситуативны. По своей направленности в этом возрасте все дети являются индивидуалистами и лишь постепенно, со временем, у малышей начинает формироваться коллективная направленность.

Младший школьник – это человек, который только начинает овладевать навыками общения, он открывает для себя разные стили коммуникации, учится отстаивать свою позицию, свою автономность и свое мнение в реальных отношениях. Основными задачами на данном этапе развития ребенка являются умение заводить друзей и овладение навыками социального взаимодействия с большой группой сверстников.

Наиболее важной отличительной чертой общения младших школьников со сверстниками является большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

В настоящее время в педагогической среде огромное внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции – овладению младших школьников различными коммуникативными навыками, развитию адекватных умений общения в новых для детей социальных структурах, обучение их культурным нормам и ограничениям в общении, этикету общения, соблюдению приличий. Согласно современным требованиям, на учителя ложится задача воспитать человека, компетентного, прежде всего, в плане общения, поскольку на сегодняшний день именно компетентность, а также грамотность в общении являются одной из составляющих успеха в любой из сфер жизнедеятельности.

Педагоги – практики выделяют этапы развития школьной коммуникации:

1 этап

  • Готовность учащихся участвовать в общении на уроке

  • Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ

  • Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой

  • Комментировать вопросы и ответы

  • Делать сообщения

  • Рассказывать логично и последовательно

2 этап

  • Простота и чёткость речевого высказывания

  • Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку

  • Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко

  • Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание

  • Умение использовать риторические вопросы

  • Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником

  • Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап

  • Умение вести беседу в паре, в группе

  • Умение поддерживать беседу

  • Умение вести конструктивный диалог

  • Умение построить дискуссию и вести её

  • Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

В процессе развития коммуникативной культуры следует придерживаться данных этапов, акцентируя внимание обучающихся на правилах и нормах культурного общения между людьми, принятым в обществе.

Если навыки общения отсутствуют, это становится причинами конфликтов в семье, как и в любом коллективе, где люди занимаются какой-либо совместной деятельностью. Залогом успеха в современном мире становятся коммуникативная активность, хорошая адаптированность к социальной действительности, социальная компетентность и способность эффективно взаимодействовать с людьми и управлять различными процессами общения. Именно поэтому в начальной школе одна из основных задач учителя – это воспитание не только образованной, разносторонне развитой личности, но и личности коммуникативно компетентной.

Из выше сказанного мы видим, что развитие коммуникативной культуры у младших школьников имеет свои особенности. Они характеризуются тем, что с началом учебной деятельности у ребенка меняется характер мышления, его память и внимание, он приобретает в обществе новое положение; осваивает новые правила поведения; впервые встречается с новым способом взаимодействия со взрослым человеком, постигая систему деловых отношений.

Рассмотрим некоторые из условий, которые создаются на уроках литературного чтения.

Развитие коммуникативной культуры младших школьников направлено на освоение следующих коммуникативных действий:

  • расширение и обогащение младшими школьниками художественного восприятия слов и текстов;

  • формирование способности мыслить словесно-художественными образами и говорить языком, обработанным литературной нормой;

  • понимание знаково-символического значения слова и, соответственно, языка литературного произведения;

  • обогащение речи обучающегося, его пассивного и активного словаря, способности к образному воспроизведению жизненных явлений и фактов;

  • употребление точных языковых ассоциаций, сравнений, метафор и других художественных тропов в связной устной и письменной речи;

  • конструирование собственных семиотических единиц (высказываний, текстов), тип, форма и содержание которых определяются культурным контекстом и коммуникативными целями младших школьников, соответствуют сферам и ситуациям общения.

Указанные коммуникативные действия формируются при решения риторических и речетворческих задач развития коммуникативной культуры младших школьников.

С речеведческими понятиями младшие школьники знакомятся, осмысляя свою речевую практику и окружающую их действительность на примере типичных для их возраста ситуаций, которые помогли бы им понять, те или иные языковые средства, особенно устной речи. Дидактический материал расширяется за счет того, что школьники узнают некоторые новые сведения.

Результативность речетворческого осмысления слова значительно повышается, если на уроке используются не только произведения художественной литературы, но и произведения живописи, музыки. Они помогают учащимся почувствовать живописное и музыкальное значение и звучание слова. Речетворческое осмысление слова вырабатывает у учащихся «установку» на речетворчество. Но чтобы привести языковую систему учащегося «в состояние речевой готовности» необходима многоплановая, разносторонняя работа со словом, которая начинается с определения его глубины и перспективы.

В. Н. Клепиков считает, что основополагающими в формировании коммуникативной культуры учащихся младшего школьного возраста являются основные положения теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, поскольку при осуществлении любого вида деятельности человек пользуются речью, т.е. он всегда осуществляет деятельность речевую (внутреннюю или внешнюю). На занятиях по формированию речевой культуры детей привлекают ситуации совместного поиска, совместных проблемных действий. Учитель помогает детям обрести естественное, раскрепощенное поведении, непроизвольную инициативность при общении в парах сменного состава и в малых группах.

Чем младше ученики, тем меньше места и времени должна занимать на уроке фронтальная работа, так как она требует от них серьезного напряжения и не соответствующей возрастным возможностям концентрации внимания, протекает под внешним давлением учителя, что ведет к повышенной утомляемости, эмоциональному дискомфорту, низкой вовлеченности в совместную деятельность, так как работают только сильные дети. Групповая форма работы подходит для младшего школьного возраста больше и предполагает комфортное нахождение ребенка в группе сверстников. Групповые формы работы вызывают у детей интерес, активизируют познавательную деятельность, дают возможность самореализации личности, способствует умению общаться, т.е. являются эффективным средством развития коммуникативных качеств личности.

В настоящее время школы переходят на личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр своей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий для развития и реализации ее природных потенциалов. В центре внимания педагога – уникальная, целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальному проявлению своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта. Личностно-ориентированные технологии характеризуются сотрудничеством участников педагогического процесса, демократизмом, равенством, партнерством в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка.

Таким образом, развитие коммуникативной культуры будет успешным в том случае, если учитель в ходе учебной деятельности грамотно проведет работу по введению системы понятий, использует методы, формы, средства, составляющие основу речевой деятельности.

Список литературы

  •  
    1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст]/ А.Г. Асмолов // Педагогика.-2009.-С.18-22.

    2. Аксенова, Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции - Санкт-Петербург: Реноме, 2012. - С. 140-142.

    3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: Пособие для учителя/ А.Г. Асмолов – Москва: Просвещение, 2008.

    4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Просвещение, 2010.

    5. Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]: учебное пособие / С. В. Анащенкова, М. З. Биболетов. – Москва: Просвещение, 2009.

    6. Карабанова, О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / О. А. Карабанова. - Москва: Просвещение, 2010. - С. 11-12.

    7. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения [Текст] / Ю.Н. Кулюткин.-М.,1985 - с. 119.

    8. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогического института / О. В. Чиндилова, Е. В. Бунеева. – Москва: Просвещение, 2005. - 3-9 стр.

    9. .

Просмотров работы: 586