ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авдеева А.В. 1, Сынкова Н.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования.

Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Проблемой формирования универсальных учебных действий на ступени начального основного образования занимались такие педагоги как К.А. Ушинский, А.А. Леонтьев, Е.Н. Кабанова – Миллер, И. Шамова, Ю.К Бабанский, А.В Усов, В.Н. Аксюченко, Н.А. Минчинская, Т.Е Демидова, А.А Асмолов и В.О Пунский. [http://nsportal.ru]

Все выше сказанного подтверждает актуальность темы нашего исследования «Формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках физической культуремладших школьников». В соответствии с темой исследования определен научный аппарат.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение условий формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе физического воспитания младших школьников.

Планируемые результаты Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе – это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной. Именно поэтому сегодня учитель начальных классов переосмысляет свой педагогический опыт.

Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия, обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Для начальной школы приоритетным остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном школьном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностно- морального выбора. Рассмотрим высказывания разных ученых по этому поводу: Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Функции УУД:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение школьников необходимо «постоянно… развивать в них желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания». Заметим, что, до появления термина «универсальные учебные действия» большая группа отечественных ученых педагогов и психологов придавала значение формированию обще учебных умений у обучающихся. Причем наделяя содержание понятия «обще учебные умения» некоторыми свойствами присущими содержанию понятия «УУД».

В.Н. Аксюченко в обще учебных умениях выделяет: умения, связанные с речевой деятельностью; умения, связанные с аналитико-синтетическими процессами учебной деятельности школьников; умения планировать свою учебную работу; умения справочного-библиографического характера.

Ю.К. Бабанский делит обще учебные умения на учебно- организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные.

Т.Е. Демидова на основе анализа психолого-педагогической литературы, методических рекомендаций, опыта профессиональной деятельности учителей выделяет четыре группы обще учебных умений: – обще учебные умения, обеспечивающие организацию собственной учебной деятельности; – обще учебные умения, обеспечивающие восприятие и понимание информации из любых ее источников; – обще учебные умения,

Так Е.Н. Кабанова-Миллер подразделяет учебные умения на узкие (специальные, предметные), используемые при изучении отдельных учебных предметов, и обще учебные, универсальные, применяемые при изучении различных школьных предметов.

А.А. Леонтьев под умением учиться в первую очередь понимает «обучать деятельности» и отмечает: «Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (то есть оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки».

Н.А. Менчинская относит общеучебные интеллектуальные умения к «метазнаниям» и говорит, что это – «межпредметные интеллектуальные умения, относящиеся к любому учебному предмету, вне зависимости от вида учебной деятельности.

обеспечивающие логическую переработку воспринятой информации; – обще учебные умения, обеспечивающие диагностику и коррекцию собственной учебной деятельности.

В.О. Пунский дает такое определение умению учиться: «Усвоенные способы учебной познавательной деятельности становятся умениями (к ним относятся также автоматизированные умения – навыки), которые и составляют синтезированное понятие умение учиться».

А.В. Усова делит обще учебные умения на познавательные, практические, организационные, самоконтроля, оценочные.

И. Шамова выделяет следующие обще учебные умения: приобретать и перерабатывать информацию (интеллектуальные умения), осуществлять процесс самоуправляемой учебной деятельности (обще учебные умения).

Таким образом, на основании выше изложенного, можно сделать вывод, что результаты исследований отечественных ученых в области организации учебной деятельности обучающихся, формирования познавательных процессов, общеучебных умений, личностного развития, легли в основу разработки концепции и программы формирования УУД А.А. Асмолова.

В нашем исследовании «УУД» мы будем понимать в более узком его значении – как совокупность способов действий обучающегося. Отметим, что выделяют следующие функции УУД:

1. Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и исправлять необходимые средства и способы их достижения, контролировать, оценивать процесс и результат деятельности;

2. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

По мнению А.А. Асмолова, универсальный характер учебных действий проявляется в том, «что они носят надпредметный, метапредметный характер,… лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося». Асмолов выделяет следующие виды универсальных учебных действий:

– личностные (обеспечивающие ценностно- смысловую ориентацию обучающихся);

– регулятивные (обеспечивающие обучающимся организацию своей учебной деятельности);

– познавательные (включающие общеучебные, логические, а также постановку и решения проблемы);

– коммуникативные (обеспечивающие социальную компетентность обучающихся, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми). Таким образом, в данной главе мы рассмотрели подходы к понятию «универсальные учебные действия», их функции и виды.

Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

Безусловно, формирование у учащихся познавательных универсальных действий является одной из приоритетных целей образования. Однако, несмотря на то, что было проведено множество научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам её формирования и активизации, разработан целый пакет образовательных технологий, направленных на совершенствование общеучебных навыков, многие учителя начальной школы с трудом переходят к ориентации на новые цели начального образования. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками. В результате младшие школьники неспособны пользоваться арсеналом учебных средств не только в ситуациях близких к реальным, но и в новых, нестандартных учебно-практических ситуациях. Данный факт неоднократно подтверждался как педагогической практикой, так и мониторингом в сфере образования различного уровня.

В связи с этим актуальным становится вопрос определения наиболее благоприятного периода для формирования познавательных универсальных учебных действий.

Долгое время психологи и педагоги недооценивали познавательные возможности младших школьников, излишне регламентируя их учебно-познавательную деятельность. Но именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий.

Во-первых, в младшем школьном возрасте наблюдается положительная динамика в развитии важнейших познавательных процессов. Заметим, что формирование познавательных универсальных учебных действий требует развития высших психических функций — произвольности памяти, внимания, воображения. Именно в этом возрасте данные познавательные процессы приобретают самостоятельность. Младший школьник учится владеть специальными действиями, которые дают возможность сохранять в памяти увиденное или услышанное, представлять себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.

Так внимание младшего школьника отличается большей устойчивостью и произвольностью по сравнению с дошкольным периодом. Более того, В. С. Мухина отмечает, что младший школьник может сам планировать свою деятельность. Это в свою очередь организует внимание школьника.

В младшем школьном возрасте произвольная память также становится функцией, на которую опирается формирование познавательных универсальных учебных действий. Ведущая роль этого познавательного процесса в учебной деятельности приводит ребенка к пониманию необходимости развивать свою память, овладевая возможностью её регулирования и сознательного управления. В результате усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания.

В младшем школьном возрасте также продолжается развитие воображения. В возрасте 7–10 лет ребенок в своем возрасте может создавать разнообразные ситуации, что делает возможным переход воображения в другие виды деятельности. Для младшего школьника воображение является способом выйти за пределы личного практического опыта и важнейшим условием развития креативности и творческих способностей.

Формирование познавательных универсальных учебных действий невозможно без развития мышления, которое в младшем школьном возрасте становится более гибким и сложным. Другими особенностями мышления младшего школьника являются обратимость, выход за пределы «здесь и сейчас», многомерность, способность делать логические выводы и умозаключения, поиск причинно-следственных связей. Однако главное новообразование рассматриваемого периода — формирование наглядно — образного мышления, которое дает ребенку возможность решать задачи в «результате внутренних действий с образами». Более того, в младшем школьном возрасте дети развивают метакогнитивную способность, которой пользуются при планировании своих действий, принятии решения и выборе эффективных стратегий памяти.

Однако в период младшего школьного возраста развитие памяти, внимания, мышления и воображения, также как и формирование учебно-познавательной компетентности происходит в учебной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на данном этапе развития ребенка. Именно учебная деятельность позволяет решить важнейшие задачи развития в младшем школьном возрасте, а именно формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, а также развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться». Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка начинают формироваться научные понятия, в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения.

Несмотря на смену ведущего вида деятельности, игра в младшем школьном возрасте по-прежнему занимает особое место и оказывает положительное влияние на формирование и развитие не только креативности, но и учебно-познавательной компетентности в целом. Н. В. Рождественская и А. В. Толшин, рассматривая возрастные особенности психологического феномена креативности, отмечают, что в игре развиваются соподчинение мотивов, целенаправленность действий, соподчинение целей, связь между отдаленными и близкими целями. Так в игровой деятельности закладываются основы учебно-познавательной компетентности.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы. Раскроем содержание каждой группы умений.

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

— моделирование

— преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез

— составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

— формулирование проблемы.

Постановка и решение проблемы:

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойство. Планируемые результаты формирования познавательных универсальных учебных действий.

Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира

различатьметоды познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

выявлятьособенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

анализироватьрезультаты опытов, элементарных исследований;

фиксироватьих результаты;

воспроизводитьпо памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

  • проверятьинформацию, находитьдополнительную информацию, используя справочную литературу;

  • применятьтаблицы, схемы, модели для получения информации;

  • презентоватьподготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции

  • сравниватьразличные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

  • сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;

  • выявлятьсходство и различия объектов;

выделятьобщее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

  • классифицироватьобъекты (объединять в группы по

существенному признаку);

  • приводить примерыв качестве доказательства выдвигаемых положений;

  • устанавливатьпричинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

выполнятьучебные задачи, не имеющие однозначного решения

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность

  • высказыватьпредположения,

  • обсуждатьпроблемные вопросы,

  • составлятьплан простого эксперимента;

  • выбиратьрешение из нескольких предложенных, кратко

обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

  • выявлять(при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

  • преобразовыватьмодели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

  • моделироватьразличные отношения между объектами

окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);

  • исследоватьсобственные нестандартные способы решения;

преобразовыватьобъект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем познавательных универсальных действий.

Таким образом, ведущей составляющей УУД на этапе начального общего образования являются познавательные УУД.

Примерная программа по физической культуре создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Особенностью физической культуры как учебного предмета является ее деятельностный характер.

Задача формирования представлений о физической культуре не является самоцелью, а знания, которые приобретает младший школьник, выступают средством развития его физической деятельности, овладения физической культурой как частью общей культуры человека.

Процесс обучения структурируется в зависимости от этапа, целей, ставящихся на каждом из этапов обучения, и может быть связан с освоением того или иного способа физической деятельности, овладением физическим упражнением, развитием физических качеств и т.п. Для полноты реализации программного содержания, помимо уроков физической культуры как ведущей формы организации обучения, используются физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня и учебной недели, спортивно-массовые мероприятия и педагогически организованные формы занятий после уроков (спортивные соревнования, спортивные праздники, спортивные кружки, занятия лечебной физической культурой).

При организации целостного образовательного процесса в начальной школе особое значение приобретают межпредметные связи: содержание физической культуры соотносится с содержанием таких учебных предметов, как окружающий мир, литературное чтение, математика и искусство. При этом, разрабатывая межпредметное содержание в структуре этих образовательных дисциплин, целесообразно ориентироваться на расширение и углубление знаний о физической культуре, закрепление общих учебных умений, навыков и способов деятельности, которые формируются в процессе освоения школьниками содержания учебного предмета «Физическая культура». Это, касается, прежде всего, выполнения правил гигиены, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья.

В примерной программе выделены две содержательные линии: «Укрепление здоровья и «личная гигиена» и «Физическое развитие и физическая подготовка».

Первая содержательная линия включает:

1)знания о роли физической культуры в укреплении здоровья, гигиенические правила по закаливанию организма, подбора спортивной одежды и обуви, а также требования к соблюдению безопасности при выполнении физических упражнений;

2) простейшие способы организации самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой в режиме учебного дня и активного отдыха, наблюдения за индивидуальной осанкой и телосложением, измерения частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений;

3) комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики, общеразвивающих и общеукрепляющих упражнений.

Вторая содержательная линия включает:

1) знания о физических упражнениях, их роли и значении в физической подготовке человека, правилами их выполнения;

2) простейшие способы организации самостоятельных занятий по развитию основных физических качеств и освоению физических упражнений, приемы наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности;

3) жизненно важные двигательные умения и навыки, подвижные игры и упражнения из базовых видов спорта.

Цели обучения:

При изучении физической культуры реализуются следующие цели:

• укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;

• развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;

• овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умениями их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;

• воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями, культуры общения и взаимодействия в учебной и игровой деятельности.

В процессе овладения физической культурой происходит формирование общеучебных умений, навыков и овладение способами деятельности. Так, в структуре познавательной деятельности это простейшие наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью, умения принимать творческие решения в процессе подвижных игр или соревнований.

В речевой деятельности это умение участвовать в диалоге при обучении двигательным действиям или объяснять правила подвижных игр, умение элементарно обосновывать качество выполнения физических упражнений, используя для этого наглядные образцы. У школьников развиваются организационные умения, связанные с самостоятельным выполнением задания, установлением последовательности упражнений при проведении утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, с изменением физической нагрузки с учетом индивидуальных показаний частоты сердечных сокращений и самочувствия.

Развиваются также умения сотрудничать в коллективе сверстников в процессе проведения подвижных игр и спортивных соревнований. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента:

знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

уметь – владение конкретными умениями и навыками;

выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

На уроке физической культуры формируются такие познавательные УУД как:

  1. общеучебные:

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  1. логические:

— составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

  1. постановка и решение проблемы:

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

  1. планируемые результаты:

  • анализировать результаты;

  • воспроизводитьпо памяти информацию, необходимую для решения -учебной задачи.

На уроках физической культуры используются 3 наиболее удачных, метода для создания формирования эффективной и психологически комфортной учебно-информационной среды на уроках:

Музыкально – рефлексивный метод

Физические упражнения, совмещенные с музыкой, способствуют лучшему восприятию, запоминанию и усвоению новой информации и не представляют определённых сложностей. А ведь восприятие является одним из главных составляющих в цепочке: восприятие – понимание – знание. Одной из задач стало внедрение и применение музыкального сопровождения на уроках физической культуры. Музыка способствует повышению работоспособности на уроках физической культуры, направлена на повышение объема и разнообразия форм двигательной активности, на воспитание культуры ребенка, которая определяется культурой здорового образа жизни и умением создать гармонию своего существования в самом широком смысле. Эффективность учебных занятий сопряженных с музыкой положительно сказывается на формировании правильной осанки, развитии скоростно-силовых качеств, увеличении жизненной емкости легких, развитии чувства ритма и темпа, улучшению координации движений и согласованности в коллективных действиях.

Обучение упражнениям, развивающим координацию, под музыкальное сопровождение – это, прежде всего, педагогический процесс, требующий планомерной и методически правильной организации действий преподавателя и учащихся.

Процесс обучения упражнениям под музыку условно разделяется на три этапа:

  • первый – начальное обучение новым движениям под музыку;

  • второй – углубленное разучивание;

  • третий – закрепление и совершенствование му­зы­кально-ритмических упражнений.

  1. Наглядно – иллюстративный метод;

На уроках физкультуры применяются наглядно - иллюстративные методы:

- словесные

- наглядные

- практического упражнения

1. В словесных методах часто используются

  • объяснения, когда идет сообщение нового материала или дополнения к технике элементов.

  • пояснения и комментарии при выполнении студентами отдельных элементов техники, для исправления ошибок и неточностей.

Главное требование: конкретность и точность пояснений.

При правильном выполнении упражнений комментарий играет роль поощрения интереса к занятию, повышения мотивации на учебу.

  • Рассказ, беседа проводится при изучении инструкции по технике безопасности. Диалог помогает активизации школьников на освоение данного материала.

  • проводятся при сообщении теоретических сведений.

Для повышения активности деятельности учащихся на занятиях применяются следующие словесные методы:

  • команды: для перестроений и построений, движений по залу;

  • указания (методические и организационные);

  • подсчет: для проведения упражнений разминки на месте и в ходьбе.

2. Наглядные методы даются с использованием непосредственного и опосредованного показа.

Кроме выполнения упражнений мною на уроках физкультуры применяется показ наглядных пособий: карточек, DVD и видео материалов. Показ на уроках физкультуры играет особую роль, так как дети запоминают не то, что слышат, а то, что видят. Поэтому необходимо соблюдать требования к непосредственному показу. Он должен быть правильным, точным и даваться с нужными пространственно - временными характеристиками. Показ упражнения часто сопровождается словесными комментариями.

3. Очень большая и важная группа методов – это практическое выполнение упражнений. Сколько бы школьник не знал и не видел упражнений, если он не будет его выполнять сам, то никогда его не освоит. Все движения нужно прочувствовать через своё тело и только при неоднократном повторении упражнения происходит их заучивание.

Методы практического выполнения упражнений проводятся:

  • целостным методом: строго регламентированного упражнения, частично регламентированного упражнения;

  • расчлененным упражнением;

  • игровым методом;

  • соревновательным методом.

  1. Научно – исследовательский метод.

Зная о том, что ФГОС второго поколения основывается на использовании инновационных технологиях, я шаг за шагом стала внедрять их в свои уроки.

- Мультимедийные презентации. Презентация является красочным и интереснейшим способом передачи информации. Я и ученики, выполнив определенные задания и изучив интересующий нас вопрос, проведя исследования, презентуем поочередно свой опыт. С использованием презентаций урок физкультуры стал более современным, повысился престиж предмета физкультуры (не только физическая, но умственная, творческая работа учеников и учителя).

Детям, как мне кажется, такое необычное преподнесение нового материала позволяет вникать в суть вопроса, работают, и узнаю новое. Это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок общеобразовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами. Еще одним методом является:

- Проектная работа. Проекты по исследованию влияний физической культуры на организм человека, по исследованию истории спорта, правил подвижных и спортивных игр, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д. Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. Таким видом работы занимаются дети, имеющие ограничения в выполнении физических упражнений по медицинским показаниям. Проектная работа подготавливается одним человеком или группой, после чего на уроке проходит его защита и оценивание одноклассниками и учителем. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет формировать некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания, само- и взаимооценки.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций на различных уроков в том числе и на уроков физической культуре. Информационные технологии позволяют существенно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, стимулируют личную заинтересованность, повышают интерес к собственному здоровью, способностям и демонстрируют возможности для их дальнейшего развития.

Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет эффективно решать эту проблему. Электронная презентация может содержать большой теоретический материал, который, тем не менее, легко усваивается из-за неординарной формы ее подачи. Сама презентация, являясь, по сути, конспектом урока может бать использована как средство самообучения и самостоятельной работы. Наличие визуального ряда информации позволяет закрепить в памяти.

А также обучающие и развивающие компьютерные программы при изучении различных школьных дисциплин, чтоб пробуждало у школьников дополнительный интерес к изучению данных предметов, формировало у обучающихся познавательный интерес, системное восприятие получаемых знаний, целостную картину мира.

Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции.

Если говорить о втором педагогическом условии, то особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания.

Третье педагогическое условие наиболее ярко выражено в проектно - исследовательской деятельности. Проект - более широкое понятие - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, это всегда творческая деятельность. Исследование - это в большей степени научная деятельность.

Современный урок физической культуры должен обеспечивать дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Именно проектная деятельность на уроке физической культуры позволяет реализовать данные требования.

Проектная технология, применяемая в преподавании физической культуры, формирует у учащихся следующие компетенции: учебно-познавательные (ставится и решается проблема); социокультурные (выделение значимости проблемы для человека и общества); ценностно-смысловые (в проекте обозначается отношение ученика к проблеме, раскрывается ее ценностный смысл), тем самым превращая урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления.

Проекты по физической культуре могут быть как кратраткосрочные (например, в рамках одного урока), а могут быть среднесрочными (в течение четверти). Работать над ним можно как на уроке, так и во внеурочное время, причем выполнить его по силам детям с разной физической подготовкой, и по количеству участников он может быть как индивидуальный, так и групповой.

В ходе работы над проектом учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, в результате которой им приходится не только учиться обрабатывать данные анкеты, строить графики и диаграммы, но и сравнивать, анализировать и делать выводы о результатах деятельности. Работа с информационными ресурсами: литературой, интернетом повышает информационную компетентность учащихся. А творческая работа над созданием продукта позволяет развивать потенциал личности.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы.

Просмотров работы: 1107