Несмотря на достаточно высокую степень активности изучения данной проблемы влияние трудотерапии в рамках комплексной социально-педагогической и физической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья остается мало изученной и актуальной.
По данным ООН, ежегодный прирост числа инвалидов составляет более 8 млн, каждый день в мире появляется 23 тыс. инвалидов. Этим объясняются серьезные усилия стран по решению проблем инвалидов, их медико-социальной реабилитации и интеграции в общество [3, с.40].
Социальная реабилитация крайне важна в случаях, когда больной после окончания курса лечения не полностью восстановился и не может вернуться к привычной профессиональной и социальной активности.
Реабилитация является длительным процессом, цель которого – предупредить развитие инвалидности в период лечения и оказать помощь инвалидам в достижении ими социальной, психологической, физической, профессиональной и экономической полноценности [1, с.183].
Можно выделить три основных вида реабилитации инвалидов:
1) медицинская реабилитация связана с восстановлением трудоспособности человека путем воздействия на него медицинских препаратов;
2) профессиональная реабилитация предполагает возвращение работника в профессиональную среду с учетом последствий заболевания и сохранившейся трудоспособностью;
3) социальная реабилитация заключается в адаптации индивида к изменившимся в результате заболевания условиям его общественной и семейной жизни, при этом нужно предотвратить его изоляцию от общества.
Задачей любого вида реабилитации являются создание равновесия между психикой человека и окружающей средой, повышение его адаптивных способностей.
Профессиональная реабилитация частично начинается на этапе медицинской, а медицинская реабилитация сохраняется на этапе профессиональной. В рамках медицинской реабилитации проводится восстановительное лечение и оказывается психотерапевтическая и психологическая помощь, направленная на адекватное восприятие нарушений здоровья и на адаптацию к социальной ситуации. Процесс медико-социальной реабилитации направлен на возможно более раннее восстановление самостоятельности и независимости. С этой целью предусмотрено создание безбарьерной архитектурной среды для свободного доступа инвалидов к культурным, спортивным и другим городским зданиям и сооружениям, ко всем видам общественного транспорта, а также вовлечение инвалида в трудовую деятельность, т.н. трудовая терапия [3, с.45].
Трудовая терапия -оказание помощи людям с физическими недостатками с целью возобновления контроля над своим телом, а умственно неполноценным - преодолевать эмоциональные проблемы путем вовлечения их в специально организованную деятельность. Например, недавно ослепший человек может быть обучен выполнять работу по дому после прохождения практики под руководством инструктора. Большинство специалистов по трудотерапии работают в госпиталях, интернатах, школах, реабилитационных центрах_[6,с.337]. Трудотерапия - один из методов медицинской реабилитации больных и инвалидов, который имеет ярко выраженную социальную направленность. Метод основывается на закономерностях физиологии, психологии, социологии труда и клинической медицины. Она включает различные виды физических упражнений, содержащих элементы бытовой и профессиональной деятельности.
Трудовая терапия позволяет уменьшить и компенсировать дефекты психики, увеличивающиеся в связи с фактором бездействия, связанного как с особенностями инвалидности, так и с длительным пребыванием больных в стационаре [5, 63].
Основная цель трудотерапии - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведение домашнего хозяйства, рукоделия, выполнение трудовых операций. При вовлечении в трудовую деятельность граждан с инвалидностью учитываются в первую очередь их интересы, в том числе полезное воздействие труда на их состояние. Трудотерапия имеет непосредственное отношение к повседневной жизни. В больничных условиях терапевты занимаются преимущественно физическими проблемами, т. е. восстановлением бытовых навыков (например, умения одеваться и умываться), предписанием лечебного труда (в частности, художественное творчество, столярные работы, групповые обсуждения) и снабжением ортопедическими приспособлениями, протезами, инвалидными колясками [2, с.130].
Включение в трудовую терапию начинается с функциональной диагностики, необходимой для определения числа и степени затруднений, которые испытывает человек, а также его ресурсов. Вместе с инвалидом, специалист по трудотерапии разрабатывает курс реабилитации, зачастую используя обычные повседневные занятия в качестве средств восстановления или развития навыков [7, с. 174].
Курс реабилитации может включать в себя выработку навыков личной гигиены или ведение домашнего хозяйства. Если это необходимо, тренировка включает приобретение рабочей сноровки и профессиональных навыков (работа в ботаническом саду, работа в конторе, ремесло, творческая деятельность, занятие музыкой, движения, работа с глиной, текстилем или красками) [4, с.173]. Предлагаемые трудовые операции должны соответствовать индивидуальным возможностям и интересам, побуждать к самостоятельности и творчеству, приносить удовлетворение, мотивировать к восстановлению трудоспособности. Осваиваемые навыки и умения должны иметь общественную и личностную ценность, практическую направленность. Учебные тренирующие или производственные задания по своей структуре, объему или времени должны быть посильными, но при этом выполнять тренирующую роль и вызывать дозированное напряжение.
Таким образом, применение трудотерапии является эффективной технологией социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовой деятельности.
Список литературы
Боронова Г.Х, Прусова Н.В. Психология труда. Курс лекций М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе СПб.: Питер, 2013. — 400 с.
Зозуля Т.В., Е. Г. Свистунова, В.В.Чешихина Комплексная реабилитация инвалидов М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 304 с
Карагеоргий Н. М., Алтухова Н. В. Использование трудотерапии как средства адаптивной физической культуры комплексной реабилитации лиц, страдающих болезнью Паркинсона «Вестник томского государственного педагогического университета» Томск: ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», 2015 – 193 с
Никифоров Ю.В., Котова Л.В. Влияние трудотерапии как метода медико-социальной реабилитации на психическое и социальное функционирование пациентов с психическими расстройствами Журнал психиатрии и медицинской психологии № 1 (18), 2008 г. Донецк: Донецкий Национальный медицинский университет им. М. Горького
Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 340 с. 5
Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Санкт-Петербург: Издательствово «Питер», 2004 - 316 с.