ПУТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПУТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Лесникова М.С. 1, Печерская О.А. 1
1ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф.Морозова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время состояние развития экономики нашей страны предполагает динамику развития взаиморасчетов между контрагентами. В данных условиях очень важно уделять внимание дебиторской задолженности. Она является неотъемлемой частью реализации товара на предприятия. Достаточно большая часть дебиторской задолженности в общей системе активов уменьшает ликвидность и финансовую стойкость предприятия и увеличивает риск финансовых потерь компании. Часто ее считаютосновной частью оборотного капитала, предъявляющуютребования к физическим или корпоративным лицам относительно оплаты товаров, продукции, услуг.

Дебиторская задолженность – это естественный, объективный процесс хозяйственной деятельности предприятий, возникающий при следующих обстоятельствах:

- при отсрочке платежа;

- при просрочке платежа;

- недостачи, растраты, хищения;

- поставки недоброкачественной или некомплектной продукции;

- другие случаи.

Так как дебиторская задолженность не выгодна организации, то необходимо ее максимально сокращать. Дебиторская задолженность предприятий может быть сведена до минимума, но этого не происходит по причине конкуренции и другим причинам. Важную роль имеетвыбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, прописанных в контрактах. Отбор проводится с помощью неформальных критериев:

- соблюдение платежной дисциплины в прошлом;

- прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров;

-уровень текущей платежеспособности;

- уровень финансовой устойчивости;

- экономические и финансовые условия предприятия-продавца.

Необходимопредотвратить дальнейший рост доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов организации, что влечетк снижению финансовых показателей, замедлению оборота ресурсов, простоям вследствие не внутренних проблем, а внешних, снижению возможности оплачивать свои обязательства перед кредиторами.[1]

Неисполнение своих обязательств дебиторами по оплате, приводит к дефициту финансовых вложений, повышает потребность предприятия в оборотных активах для финансирования текущей деятельности, снижает финансовое состояние. Что может привести к необходимости изменения расчетных отношений между организацией и потребителями, выработке рациональной политики предоставления кредитов и инкассации задолженностей. Состояние дебиторской задолженности, ее размер и качество значительно влияние на финансовое положениекомпания. Уровень дебиторской задолженности складывается из таких факторов как:

- вид продукции и её количество на рынке;

- емкость рынка;

- договорными условиями и принятой системой расчетов в организации;

- платежеспособность и аккуратность дебиторов.

Организация политики управления дебиторской задолженностью предприятия осуществляется по базовым этапам:

- необходимость анализа дебиторской задолженности в предыдущем периоде;

- развитие кредитной политики и её принципов по отношению к потребителям;

- определение по возможности суммы денежных средств, вкладываемых в дебиторскую задолженность по кредиту;

- формирование системы кредитных условий;

- формирование стандартов оценки покупателей;

- формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности;

- обеспечение использования в компании современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

Работа с дебиторской задолженностьюявляется значимым моментом в деятельностиорганизации и требует особого внимания руководителей и менеджеров.[2]

Основной проблемой, не имеющей однозначного решения и зависит от специфики работыкомпании, личных качеств руководства является определение подходов к управлению дебиторской задолженностью, этапов и методов.

Чтобы найти возможные решениядля улучшения финансового положения предприятия, необходима информация, собранная на стадии анализа. На основе данной информации создается система ограничений относительно соответствующей целевой функции, а также проводится ранжирование причин, влияющих на величину дебиторской задолженности. Одна и та же причина может создаватьряд последствий, а ликвидацияданных причин делается с целью оценки возможных результатов.[3] Таким образом, создаются новые альтернативные решения или даже сформировываются важные решения.

Чтобы решить проблемы управления дебиторской задолженностью на предприятии необходимо:

1) контролировать и планировать дебиторскую задолженностьв организациинужно наладить работупо получению необходимыхданных:

- о выставленных и неоплаченных счетах на данный момент;

- о просроченных платежах по каждому счёту;

- о размере безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности;

- о кредитной истории контрагента.

2) автоматизировать процесс управления дебиторской задолженностью.

3) заключитьконтракт страхования дебиторской задолженности для уменьшения рискане вовремя возвращенных денежных средств и возникновения убытков. Под страхованием дебиторской задолженности понимается страхование риска убытков от не вовремя возвращенных денежных средств покупателем или его банкротства. Нужно понимать, что данное страхование дебиторской задолженности со временем станет обязательной нормой для многих российских организаций.[4] Заключение такого договора страхования дебиторской задолженности разрешит не только провести реальную оценку кредитных рисков компании, но и переложить сами риски на страховую компанию.[5]

Данные меры помогут провести более четкую организацию учета и анализа дебиторской задолженности, что может привести к выявлению просроченной дебиторской задолженности на ранних сроках, своевременному созданию резервов по сомнительным долгам и, как следствие, к увеличению качества управления дебиторской задолженностью на предприятии.

Список использованных источников:

1. Киперман, Г. Управление дебиторской задолженностью [Текст] / Г. Киперман // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2006. - № 12. – С.8-14.

2. Канке, А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учеб.пособие / А.А. Канке. - М.: Инфра-М, 2013. – 288 с.

3. Покудов, А. Приемы эффективного управления дебиторской задолженностью на предприятии [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://www.b-seminar.ru

4. Методика оперативного управления дебиторской задолженностью [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://rudocs.exdat.com

5. Тихомиров, Е.Ф. Финансовый менеджмент: Управление финансами предприятия [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф. Тихомиров. – 3-е изд., испр. и допол. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 384 с.

Просмотров работы: 87