В рамках данной статьи мы поставили задачу изучить особенности биоморфного стиля в архитектуре и на основе анализа немецкоязычной литературы сделать обзор творчества австрийского архитектора Фриденсрайха Хундертвассера.
Биоморфная архитектура (биоморфизм) формируется на основе моделей форм природы или живых организмов. Здания в подобном стиле – большая редкость, так как среди архитектором этот стиль не пользуется популярностью. Биоморфная архитектура учитывает особенности окружающей среды а также возможность использовать при строительстве те материалы из которых состоит данная среда.
Биоморфизм возник в начале ХХ века благодаря архитектору Фрэнку Ллойду Райт. Данное понятие образовано из объединения двух греческих слов: bios (биос, жизнь) и morphe (форма).
История архитектуры запомнила не только основателя но и ведущего архитектора данного стиля – Фриденсрайха Хундертвассера. Самое главное в его биоморфном стиле - психологический комфорт человека. И это осуществимо, благодаря органическому сочетанию здания и природы. Подобные замыслы требуют индивидуального проектирования, поэтому здание в биоморфном стиле часто располагают в «зеленой зоне». В строительстве использовались натуральные материалы. Неоштукатуренная кирпичная кладка приветствовалась как на фасаде, так и в интерьере. Плоская или очень пологая крыша с наружным водостоком и большим свесом предотвращала не только попадание дождевой воды на стены, но и обеспечивала надежную солнцезащиту.
Главным символом творчества Хундертвассера стала улитка, медленно ползущая по виноградному листу вместе со своим спиралевидным домиком. Этот символ встречается везде в творчестве легендарного австрийца. Концепция заключалась в единстве обители и обитателя, поэтому улитка идеально воплощала взгляды художника в жизнь. Спираль вообще стала наиболее популярным сюжетом в творчестве Фридриха, а прямые линии и углы он считал главными виновниками отсутствия гармонии. [3;4;11;13]
Творения Хундертвассера легко узнать. Там деревья посреди комнат (деревья-квартиросъемщики), «живые» крыши и неровные линии, отсутствие одинаковых окон. [2] И, между прочим, окно занимает отдельное место в творчестве Хундертвассера. Он считал что, дома состоят вовсе не из стен, а из окон, которые «должны танцевать», а не «идти в ряд, строем». Обычные окна, по его мнению, были «грустными». [6;7;8;9]
«Повторение неизменно одинаковых окон, как в модульной сетке, есть признак концентрационного лагеря» — писал Фридрих в одной из своих работ.
Особого внимания заслуживает Дом Хундертвассера в Вене. Невооруженным взглядом можно заметить, что отсутствуют одинаковые окна. Нет прямых и четких контур, лишь волны и неровности. А в интерьере вполне допустимо живое дерево. И даже на крыше предусмотрен ландшафт. .[1].
Зная мастерство австрийского архитектора, городские власти Мюнхена поручили реабилитировать однотипные и серые здания, в которых он воссоздал сказку. Использовав яркие цвета и вместо стандартных крыш купола-маковки, нарушил монотонность, оборудовал в стенах ниши для растительности. Благодаря этому однотипные спальные районы стали уникальными достопримечательностями.[16].
Опять же, в Вене Хундертвассер воплотил в жизнь проект дворца, чьи волнистые стены скрыли мусороперерабатывающий завод. Но этого нельзя сказать, взглянув на его трубу, ведь она походит на нарядную елочную игрушку. Данное производство абсолютно экологично, а полученная энергия от переработки мусора превращается в электричество. Это один из источников тысячи фонарей в Вене, которыми наслаждаются местные жители и туристы прекрасными вечерами.[12].
Иной проект Хундертвассера, привязанный к природе относительно плотнее, чем другие – дизайн рекреационного центра в БадБлюмау, находящегося в юго-восточной части Австрии. Около 30 лет назад там были найдены некоторые минеральные источники, и честное руководство приняло решение создать туристическую базу. Чтобы она была более близка к природе и туристам, посещающим её – пригласили Хундертвассера. И даже тут он справился превосходно: сказочная манера в исполнении, необычные фасады, «идущие в пляс» окна, огромное озеленение и присоединение всех корпусов в природный ландшафт. «Сегодня мы живем в хаосе прямых линий, — говорит художник в одном из своих сочинений. — Если не верите — сосчитайте все прямые линии, что вас окружают. Прямые линии связывают нас, как пленников в тюрьме, и от этих пут необходимо избавляться. Прямая линия безбожна и безнравственна. Прямая линия — это не линия творчества, это — линия подражания».[14]
Биоморфизм в наши дни. На текущий момент биоморфизм успешно проявил себя в области авиастроения, дизайна мебели и продукции, ювелирных украшений, одежды. В этой связи биоморфизм во многом может представлять собой современный промышленный дизайн. Для реализации красивых и эргономичных вещей этот стиль имеет плавные текучие линии, полупрозрачность, прозрачность, отсутствие острых углов, использование высокотехнологичных материалов. В биоморфизме присутствуют не только отдельные типы формообразования, но и возможность конструктивной системы к изменению, а так же потенциал строительного материала.
Таким образом, соответствующая нормам сегодняшнего дня архитектура, объединяющая природную среду и человека, с каждым новым днём все надежнее присоединяется к нашей жизни, вселяя в нас чувство абсолютной гармонии и единства со Вселенной и её стихиями.[10;15]
Список литературы:
871 WOHNHAUSANLAGE DER GEMEINDE WIEN - HUNDERTWASSER-HAUS [Электронный ресурс]: www.hundertwasser.com. Год .– 2013-2018. Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/oeuvre/76-architektur/3810-wohnhausanlage-der-gemeinde-wien-hundertwasser-haus . - Загл. с экрана. |
BAUMMIETER [Электронный ресурс]: www.hundertwasser.com. Год .– 2013-2018. Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/oeuvre/76-architektur/3810-wohnhausanlage-der-gemeinde-wien-hundertwasser-haus . - Загл. с экрана. |
Die 5 Häute [Электронный ресурс]:Hundertwasser.com/ - Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/haeute . - Загл. с экрана. |
DiedritteHaut [Электронный ресурс]:Hundertwasser.com/ - Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/haeute/haus . - Загл. с экрана. |
DiegeradeLinieistgottlos [Электронный ресурс] : www.hundertwasser.com. Год 2013-2018. – Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/haeute/haus/die-gerade-linie-ist-gottlos .- Загл. с экрана. |
DREI DEMONSTRATIONEN DES FENSTERRECHTS [Электронный ресурс]: www.hundertwasser.com. Год .– 2013-2018. Электронные данные. – Режим доступа: |
FENSTERRECHT ANDERGASSE, WIEN [Электронный ресурс]: www.hundertwasser.com. Год .– 2013-2018. Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/oeuvre/76-architektur/3680-fensterrecht-andergasse-wien . - Загл. с экрана. |
FENSTERRECHT KNAUDTSTRASSE, ESSEN [Электронный ресурс]: www.hundertwasser.com. Год .– 2013-2018. Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/oeuvre/76-architektur/3684-fensterrecht-knaudtstrasse-essen . - Загл. с экрана. |
FENSTERRECHT KRACHFELDSTRASSE, BÜLACH [Электронный ресурс]: www.hundertwasser.com. Год .– 2013-2018. Электронные данные. – Режим доступа:. http://www.hundertwasser.com/de/oeuvre/76-architektur/3682-fensterrecht-krachfeldstrasse-bulach - Загл. с экрана. |
In Harmonie mit der Natur [Электронный ресурс] : www.hundertwasser.com. Год 2013-2018. – Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/haeute/globale/in-harmonie-mit-der-natur .- Загл. с экрана. |
Malen ist eine religiöse Tätigkeit [Электронный ресурс] : www.hundertwasser.com. Год 2013-2018. – Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/haeute/natuerliche-haut/malen-ist-eine-religioese-taetigkeit .- Загл. с экрана. |
Müllverbrennungsanlage Spittelau[Электронный ресурс]:https://de.wikipedia.org/wiki/M%C3%BCllverbrennungsanlage_Spittelau . - Загл. с экрана. |
SPIRALHAUS [Электронный ресурс]: www.hundertwasser.com. Год .– 2013-2018. Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/oeuvre/76-architektur/3722-spiralhaus . - Загл. с экрана. |
VERSCHIMMELUNGSMANIFESTGEGENDENRATIONALISMUSINDERARCHITEKTUR [Электронный ресурс]:Hundertwasser.com/ - Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/haeute/haus/51-die-gerade-linie-ist-gottlos/89-verschimmelungsmanifest-gegen-den-rationalismus-in-der-architektur . - Загл. с экрана. |
Wir sind Gast der Natur - Verhalte Dich entsprechend [Электронныйресурс] : www.hundertwasser.com. Год 2013-2018. – Электронныеданные. – Режимдоступа: http://www.hundertwasser.com/de/haeute/globale/wir-sind-gast-der-natur-verhalte-dich-entsprechend .- Загл. с экрана. |
Wohnhäuser [Электронный ресурс]:Hundertwasser.com/ - Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/oeuvre/76-architektur/3692-wohnhauser . - Загл. с экрана. |