БИОМОРФНАЯ АРХИТЕКТУРА ХУНДЕРТВАССЕРА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

БИОМОРФНАЯ АРХИТЕКТУРА ХУНДЕРТВАССЕРА

Басова М.П. 1, Загребина Е.Н. 2, Познякова М.И. 2
1ФГБОУ ВО Костромская ГСХА, Кострома
2ФГБОУ ВО Костромская ГСХА, Кострома.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В среде современных городов редко встретишь строения, выделяющиеся своей оригинальностью. Мы привыкли видеть здания, имеющие простые геометрические формы с их симметричностью, прямыми углами и правильными окружностями. Подобные формы более экономичны и просты в плане технологии производства. Но благодаря передовым технологиям и методам, которые в течении всего времени только прогрессируют и развиваются, появилась возможность создавать здания самых необычных форм и размеров. Архитектура является отражением жизни людей. Постоянно растущее население вынуждает строить «серые коробки» разрушающие целостность городского пространства. Поэтому на этапе проектирования будущего здания стоит учитывать аспекты психологии. Ведь для человеческого восприятия комфортным будет тот стиль, который органично вписывается в окружающую среду и при этом сохранит в себе гармонию человека и природы. Одним из таких архитектурных стилей является – биоморфный, он же естественный и экологичный.

В рамках данной статьи мы поставили задачу изучить особенности биоморфного стиля в архитектуре и на основе анализа немецкоязычной литературы сделать обзор творчества австрийского архитектора Фриденсрайха Хундертвассера.

Биоморфная архитектура (биоморфизм) формируется на основе моделей форм природы или живых организмов. Здания в подобном стиле – большая редкость, так как среди архитектором этот стиль не пользуется популярностью. Биоморфная архитектура учитывает особенности окружающей среды а также возможность использовать при строительстве те материалы из которых состоит данная среда.

Биоморфизм возник в начале ХХ века благодаря архитектору Фрэнку Ллойду Райт. Данное понятие образовано из объединения двух греческих слов: bios (биос, жизнь) и morphe (форма).

История архитектуры запомнила не только основателя но и ведущего архитектора данного стиля – Фриденсрайха Хундертвассера. Самое главное в его биоморфном стиле - психологический комфорт человека. И это осуществимо, благодаря органическому сочетанию здания и природы. Подобные замыслы требуют индивидуального проектирования, поэтому здание в биоморфном стиле часто располагают в «зеленой зоне». В строительстве использовались натуральные материалы. Неоштукатуренная кирпичная кладка приветствовалась как на фасаде, так и в интерьере. Плоская или очень пологая крыша с наружным водостоком и большим свесом предотвращала не только попадание дождевой воды на стены, но и обеспечивала надежную солнцезащиту.

Главным символом творчества Хундертвассера стала улитка, медленно ползущая по виноградному листу вместе со своим спиралевидным домиком. Этот символ встречается везде в творчестве легендарного австрийца. Концепция заключалась в единстве обители и обитателя, поэтому улитка идеально воплощала взгляды художника в жизнь. Спираль вообще стала наиболее популярным сюжетом в творчестве Фридриха, а прямые линии и углы он считал главными виновниками отсутствия гармонии. [3;4;11;13]

Творения Хундертвассера легко узнать. Там деревья посреди комнат (деревья-квартиросъемщики), «живые» крыши и неровные линии, отсутствие одинаковых окон. [2] И, между прочим, окно занимает отдельное место в творчестве Хундертвассера. Он считал что, дома состоят вовсе не из стен, а из окон, которые «должны танцевать», а не «идти в ряд, строем». Обычные окна, по его мнению, были «грустными». [6;7;8;9]

«Повторение неизменно одинаковых окон, как в модульной сетке, есть признак концентрационного лагеря» — писал Фридрих в одной из своих работ.

Особого внимания заслуживает Дом Хундертвассера в Вене. Невооруженным взглядом можно заметить, что отсутствуют одинаковые окна. Нет прямых и четких контур, лишь волны и неровности. А в интерьере вполне допустимо живое дерево. И даже на крыше предусмотрен ландшафт. .[1].

Зная мастерство австрийского архитектора, городские власти Мюнхена поручили реабилитировать однотипные и серые здания, в которых он воссоздал сказку. Использовав яркие цвета и вместо стандартных крыш купола-маковки, нарушил монотонность, оборудовал в стенах ниши для растительности. Благодаря этому однотипные спальные районы стали уникальными достопримечательностями.[16].

Опять же, в Вене Хундертвассер воплотил в жизнь проект дворца, чьи волнистые стены скрыли мусороперерабатывающий завод. Но этого нельзя сказать, взглянув на его трубу, ведь она походит на нарядную елочную игрушку. Данное производство абсолютно экологично, а полученная энергия от переработки мусора превращается в электричество. Это один из источников тысячи фонарей в Вене, которыми наслаждаются местные жители и туристы прекрасными вечерами.[12].

Иной проект Хундертвассера, привязанный к природе относительно плотнее, чем другие – дизайн рекреационного центра в БадБлюмау, находящегося в юго-восточной части Австрии. Около 30 лет назад там были найдены некоторые минеральные источники, и честное руководство приняло решение создать туристическую базу. Чтобы она была более близка к природе и туристам, посещающим её – пригласили Хундертвассера. И даже тут он справился превосходно: сказочная манера в исполнении, необычные фасады, «идущие в пляс» окна, огромное озеленение и присоединение всех корпусов в природный ландшафт. «Сегодня мы живем в хаосе прямых линий, — говорит художник в одном из своих сочинений. — Если не верите — сосчитайте все прямые линии, что вас окружают. Прямые линии связывают нас, как пленников в тюрьме, и от этих пут необходимо избавляться. Прямая линия безбожна и безнравственна. Прямая линия — это не линия творчества, это — линия подражания».[14]

Биоморфизм в наши дни. На текущий момент биоморфизм успешно проявил себя в области авиастроения, дизайна мебели и продукции, ювелирных украшений, одежды. В этой связи биоморфизм во многом может представлять собой современный промышленный дизайн. Для реализации красивых и эргономичных вещей этот стиль имеет плавные текучие линии, полупрозрачность, прозрачность, отсутствие острых углов, использование высокотехнологичных материалов. В биоморфизме присутствуют не только отдельные типы формообразования, но и возможность конструктивной системы к изменению, а так же потенциал строительного материала.

Таким образом, соответствующая нормам сегодняшнего дня архитектура, объединяющая природную среду и человека, с каждым новым днём все надежнее присоединяется к нашей жизни, вселяя в нас чувство абсолютной гармонии и единства со Вселенной и её стихиями.[10;15]

Список литературы:

  1. 871 WOHNHAUSANLAGE DER GEMEINDE WIEN - HUNDERTWASSER-HAUS [Электронный ресурс]: www.hundertwasser.com. Год .– 2013-2018. Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/oeuvre/76-architektur/3810-wohnhausanlage-der-gemeinde-wien-hundertwasser-haus . - Загл. с экрана.

  1. BAUMMIETER [Электронный ресурс]: www.hundertwasser.com. Год .– 2013-2018. Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/oeuvre/76-architektur/3810-wohnhausanlage-der-gemeinde-wien-hundertwasser-haus . - Загл. с экрана.

  1. Die 5 Häute [Электронный ресурс]:Hundertwasser.com/ - Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/haeute . - Загл. с экрана.

  1. DiedritteHaut [Электронный ресурс]:Hundertwasser.com/ - Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/haeute/haus . - Загл. с экрана.

  1. DiegeradeLinieistgottlos [Электронный ресурс] : www.hundertwasser.com. Год 2013-2018. – Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/haeute/haus/die-gerade-linie-ist-gottlos .- Загл. с экрана.

  1. DREI DEMONSTRATIONEN DES FENSTERRECHTS [Электронный ресурс]: www.hundertwasser.com. Год .– 2013-2018. Электронные данные. – Режим доступа:

  1. FENSTERRECHT ANDERGASSE, WIEN [Электронный ресурс]: www.hundertwasser.com. Год .– 2013-2018. Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/oeuvre/76-architektur/3680-fensterrecht-andergasse-wien . - Загл. с экрана.

  1. FENSTERRECHT KNAUDTSTRASSE, ESSEN [Электронный ресурс]: www.hundertwasser.com. Год .– 2013-2018. Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/oeuvre/76-architektur/3684-fensterrecht-knaudtstrasse-essen . - Загл. с экрана.

  1. FENSTERRECHT KRACHFELDSTRASSE, BÜLACH [Электронный ресурс]: www.hundertwasser.com. Год .– 2013-2018. Электронные данные. – Режим доступа:. http://www.hundertwasser.com/de/oeuvre/76-architektur/3682-fensterrecht-krachfeldstrasse-bulach - Загл. с экрана.

  1. In Harmonie mit der Natur [Электронный ресурс] : www.hundertwasser.com. Год 2013-2018. – Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/haeute/globale/in-harmonie-mit-der-natur .- Загл. с экрана.

  1. Malen ist eine religiöse Tätigkeit [Электронный ресурс] : www.hundertwasser.com. Год 2013-2018. – Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/haeute/natuerliche-haut/malen-ist-eine-religioese-taetigkeit .- Загл. с экрана.

  1. Müllverbrennungsanlage Spittelau[Электронный ресурс]:https://de.wikipedia.org/wiki/M%C3%BCllverbrennungsanlage_Spittelau . - Загл. с экрана.

  1. SPIRALHAUS [Электронный ресурс]: www.hundertwasser.com. Год .– 2013-2018. Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/oeuvre/76-architektur/3722-spiralhaus . - Загл. с экрана.

  1. VERSCHIMMELUNGSMANIFESTGEGENDENRATIONALISMUSINDERARCHITEKTUR [Электронный ресурс]:Hundertwasser.com/ - Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/haeute/haus/51-die-gerade-linie-ist-gottlos/89-verschimmelungsmanifest-gegen-den-rationalismus-in-der-architektur . - Загл. с экрана.

  1. Wir sind Gast der Natur - Verhalte Dich entsprechend [Электронныйресурс] : www.hundertwasser.com. Год 2013-2018. – Электронныеданные. – Режимдоступа: http://www.hundertwasser.com/de/haeute/globale/wir-sind-gast-der-natur-verhalte-dich-entsprechend .- Загл. с экрана.

  1. Wohnhäuser [Электронный ресурс]:Hundertwasser.com/ - Электронные данные. – Режим доступа: http://www.hundertwasser.com/de/oeuvre/76-architektur/3692-wohnhauser . - Загл. с экрана.

Просмотров работы: 387