ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Сарсенова А.Е. 1, Байарыстан З.А. 1
1Таразский инновационно-гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный этап развития индустриально - инновационной политики Казахстана характеризуется, с одной стороны, осмыслением причин и результатов мирового финансово - экономического кризиса 2007-2009 гг., а с другой стороны формированием основ постиндустриальной экономики и повышением ее конкурентоспособности. Кризисные явления в мировой экономике в очередной раз, определили небольшую жизнеспособность инновационной составляющей экономической среды. Она не сводится к отдельному научному открытию или изобретению, а представляет собой целый сегмент экономики, имеющий свою инфраструктуру, институты развития, сложные внутрисистемные коммуникации и нуждающийся в серьезной поддержке со стороны государства.

Национальные интересы республики требуют обеспечения условий комплексной безопасности в вопросах реализации инновационной политики по всему спектру. Казахстану необходимо действовать без промедлений во избежание нарастания технологической пропасти, безнадежного отставания от конкурентов и роста зависимости. Тем более что в республике имеется благоприятный инновационный климат и активно формируется соответствующая инфраструктура.

Поэтому становление в первой половине XXI века постиндустриального технологического уклада в условиях формирования глобального инновационно - технологического пространства определили современную государственную экономическую политику Республики Казахстан, нацеленную на достижение устойчивого динамического развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития. Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров - работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг - является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.

В Казахстане наблюдается спад активности предприятий в сфере создания и распространения инноваций. По оценкам Агентства РК по статистике на 1 января 2016 г. удельный вес инновационно - активных предприятий в республике составил 3,9% от общего количества респондентов (10096 единиц), тогда как в 2014 г.- 4%, в 2013 г. - 4,8%, в 2012г.- 4,8%, в 2011 г. - 3,4%, в 2010 г. - 2,3%, в 2009 г. - 2,1% [1] как видно из приведенных данных, если до 2012 г. мы имели некоторый рост показателя инновационный активности, то в 2013 г.- уровень активности не изменился, а по итогам 2014-2015гг. наблюдается сокращение показателя инновационной активности хозяйствующих субъектов республики. Для сравнения, удельный вес инновационно-активных предприятий в России в 2014 г. составляет -13 % [2], в странах Восточной Европы - до 40 % (Румыния - 28%, Словения -32%, Польша - 38%) в странах ОЭСР - около 50% [3].

Если рассматривать отраслевой разрез производственной инновационной продукции республики, то на 1.01.2016 г. лидировала обрабатывающая промышленность - 68,95 %, вторую позицию занимала горнодобывающая промышленность и разработка карьеров -29,04 %, на третьем месте находится строительство -1,75 %, а замыкает сельское хозяйство - 0,26 % [1].

В региональном разрезе в инновационном развитии лидируют: г. Алматы - 6,7% инновационной активности, Карагандинская область - 6,2%, Восточно-Казахстанская - 5,9%. Среди отстающих выделяются: Акмолинская область - 1,2%, Алматинская - 1,4%, Мангистауская - 1,4% Костанайская -1,5%, Кызылординская - 1,5% . При этом, если в 2008 г. среди предприятий, занимающихся инновационной деятельностью максимальный объем произведенной продукции приходился на металлургию (84,4% всей произведенной инновационной продукции РК), то на 01.01.2016 г. лидировала обрабатывающая промышленность - 68,95%.

На основе зарубежного опыта ясно, что ни в одной стране мира инновационная система не была сформирована рынком, частным сектором самостоятельно. Во всех странах для повышения конкурентоспособности национальной экономики государство играет ведущую роль на основе системного подхода в создании инновационной экономики с социальным уклоном.

При этом необходимо отметить, что казахстанские предприятия в сфере инновационной деятельности в основном выбрали, «догоняющую» стратегию, что свидетельствует об их инновационной невосприимчивости. «Догоняющая» стратегия предполагают имитацию иностранных технологий, копирование продуктов и их массовое производство. Так, из всей реализованной в Казахстане инновационной продукции на 01.01.2016 г. на сумму 82597,4 млн. тенге, продукция, вновь внедренная, или подвергшаяся значительным технологическим изменениях составила 88,9 %, при этом доля действительно принципиально новой продукции остается неизвестной. Если сравнить с предыдущими годами, то доля продукции вновь внедренной или подвергшейся значительным технологическим изменениям менялось следующим образом: 2009 г. - 14,1%, 2010 г.-28,6 %, 2011 г. -36,7 %, 2012 г. -56,7 %, 2013 г. - 70,6%, 2014 г .- 80,4 % т.е. устойчивая тенденция роста налицо [1]. Для устранения таких негативных тенденций в инновационной деятельности предприятий Казахстана, - по нашему глубокому убеждению, необходимо формирование действенного механизма, обеспечивающего баланс конкуренции и кооперации усилий экономических агентов при непосредственной роли государства, которым является становление национальной инновационной системы (НИС).

Впервые концепция НИС привлекла внимание ученых разных стран в конце ХХ века, когда необходимо было объяснить источник японского технологического прорыва (К.Фримэн, Р. Нэльсон, Н. Розенберг, Б.Лундвалл и др). Наиболее близким к содержанию явилось определение данное Организацией экономического сотрудничества (ОЭСТ) в 1987 году. В качестве национальной инновационной системы поднималась совокупность институтов относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обуславливают развитие и распространение новых технологий, создавая основу для формирования и реализации инновационной политики правительства[4].

НИС имеет в своем составе следующие основные элементы:

  • инновационная инфраструктура;

  • финансовая инфраструктура;

  • научный потенциал;

  • бизнес.

Инновационная инфраструктура предполагает организацию технопарков, инновационных центров, трансферта технологий и др. финансовую инфраструктуру представляют банковские институты, венчурные фонды и и.т.д.; научный потенциал - научно-исследовательские институты, вузы, научные центры при вузах и т.д. Бизнес, участвующий в национальной инновационной системе может быть как крупным, так и малым, как государственным, так и частным.

Государство, формируя свою национальную инновационную систему должно работать в следующих направлениях:

  • определение научно- технологических приоритетов:

  • разработка механизмов инновационного развития:

  • проведение прогноза технологического развития и формирование благоприятной экономической и правовой среды:

  • развитие инструментов косвенного стимулирования инновационного развития;

  • участие в развитии инновационной инфраструктуры;

  • развитие исследований и разработок;

  • совершенствование системы образования; -стимулирование партнерства науки с частным капиталом.

В Республике Казахстан 8 июля 2004 года на заседании Правительства РК был рассмотрен, подготовленный Министерством индустрии и торговли, вопрос «О формировании национальной инновационной системы». В Государственной программе по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005 - 2015 годы, разработанной по итогам заседания Правительства Республики Казахстан, отмечается, что в 90-е годы ХХ века в Казахстане произошло резкое сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технологического развития, падение престижа ученого и востребованности научных результатов, снижение инновационной активности предприятий, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности, что привело к ослаблению научно-технологического потенциала, деградации наукоемких производств. Отсутствие комплексного системного подхода к управлению инновационными процессами сдерживает развитие инновационного потенциала страны, не позволяет правильно обозначить приоритеты его дальнейшего развития. В Республике Казахстан сложилась закрытая научно -технологическая система, которая не направлена на коммерциализацию знаний, и по существу выступает сдерживающим факторам в дальнейшем развитии страны.

В этой связи, согласно Государственной программе по формированию и развитию Национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы, Национальную инновационную систему Казахстана было решено формировать по следующим этапам:

  1. 2005-2007 гг - формирование НИС с активным участием государства:

  2. 2008-2010 гг - совершенствование механизмов взаимодействия и функционирования элементов НИС;

  3. 2011 - 2015 гг - устойчивое развитие НИС с уменьшением доли государственных расходов и ростом частных инвестиций.

Определяют стратегические приоритеты развития национальной инновационной системы Республики Казахстан на основе активизации ключевых ее компонентов. В качестве первого компонента исследован научный потенциал РК, который функционирует в сложных условиях новой фазы развития науки-«технонауки». При помощи экономико-математического моделирования исследовалось влияние различных показателей качества человеческого капитала (затраты на научно-исследовательские. и опытно- конструкторские работы (НИОКР) в расчете на душу населения; численность персонала, занятого исследованиями и разработками; фондовооруженность занятых в научной сфере; удельный вес специалистов высшей квалификации (докторов и кандидатов наук) в общей численности специалистов- исследователей; количество патентов; удельный вес фундаментальных исследований в общем объеме научно-технических работ; удельный вес прикладных исследований в общем объеме научно-технических работ) на инновационную активность казахстанской экономики.

Разработаны концептуальные механизмы инновационной модернизации экономики Республики Казахстан на основе гармонизации законодательно-правовой базы и механизма альтернативных источников инвестирования инновационной деятельности РК. Определены «окна возможностей» для казахстанской экономики с учетом уровня входного барьера в различных фазах жизненного цикла технологии. Обоснована необходимость интеграции Казахстана в мировую инновационную систему путем реализации Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года. Межгосударственное инновационное пространство будет содействовать в предоставлении каждому государству - участнику СНГ равных возможностей в совместном использовании их научно-технологических и инновационных потенциалов, доступе на рынки научно-технологической и инновационной продукции, а также формировании общего рынка высокотехнологичных товаров и услуг стран Содружества.

Произведенный экономико-математический анализ влияния различных показателей качества человеческого капитала на инновационную активность казахстанской экономики выявил необходимость разработки механизма повышения инновационности научно-образовательной сферы РК. Данный механизм основан на возвышении роли университетов в генерации научно- технических знаний, оптимизации схемы финансирования научных проектов, трансформации технических вузов в инновационные (исследовательские), использовании потенциала студентов и выпускников вузов, изменение отношений ученых к своей деятельности, позиционировании вуза в качестве «предпринимательского».

Действительно, в условиях нового технологического порядка, где доминируют высокотехнологичные и наукоемкие производства, основным механизмом является становление национальной инновационной системы, включающей создание новой инновационной инфраструктуры, формирование научного потенциала и образовательной системы, направленных на решение приоритетных проблем кардинального повышения конкурентоспособности национальных экономик. А также: уточнение приоритетов деятельности структур, отбор кадров с высоким уровнем квалификации и креативности, мотивация творческих кадров с высоким уровнем потребностей, исключение назначения на руководящие позиции по принципу связей и родственных отношений, обеспечение прозрачности деятельности, системы контроля и мониторинга.

Список литературы:

  1. Агентство РК по статистике научно - техническая деятельность в Республике Казахстан в 2015. Stat.kz

  2. Тезисы выступления Министра экономического развития Российской Федерации Э.С.Набиуллиной на Пленарном заседании Первою Международного форума по научно - технологиям. 3 декабря 2008 г -Москва ЦВК «Экспоцентр, 2008:Тычинский А.В. Управление инновационной деятельности компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт - Таганрог, 2006. - С. 16.

  3. Tehnology Policy and Economic Performance - London: Pinter Publisfers, 1997. -p.31.

Просмотров работы: 293