КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Устюжанина Н.В. 1
1УрГПУ г.Екатеринбург
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Постановка проблемы. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника. Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом.

Актуальность. По некоторым данным, синдромом эмоционального выгорания (СЭВ) страдает до четверти работающих людей в мире. И в России, в условиях жесткой профессиональной конкуренции, ситуация не лучше. Как не упустить опасный момент, не проглядеть симптомы надвигающейся болезни? Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как «эмоциональное выгорание «оказывает негативное влияние не только на самих социальных работников, но и на их деятельность и самочувствие, и на тех, кто находится рядом c ними.

Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойствен, как и другим специалистам, работающим в системе «человек - человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания».

При рассмотрении теоретических предпосылок коррекции эмоционального выгорания у сотрудников социальной сферы авторами были выделены стадии, симптомы и диагностика эмоционального выгорания [1].

Делая анализ литературных данных, можно сказать, что исследователи, изучая синдром «эмоционального выгорания» рассматривали его как результат влияния комплекса стрессогенных факторов и как, выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Анализ исследований синдрома «психического выгорания» показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Обе группы факторов связаны между собой. С одной стороны, длительное психотравмирующее воздействие объективных факторов может приводить к изменениям, деформациям профессионала. С другой стороны, субъективные факторы особенно негативно проявляют себя, именно при дополнительном воздействии объективных факторов. Синдром профессионального «выгорания» - ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.

Описание случая. В данном сообщении представлен случай консультирования сотрудника социальной сферы: возраст – 50 лет, пол - женский, стаж работы в профессии -30 лет. Профессия - провизор. Место работы - аптека от склада. Образование – высшее. Детей нет. В браке не состоит. Официально не трудоустроена.

В данном случае клиент обратился на консультацию с запросом отвращения к работе, усталостью, нехваткой сил и постоянным желанием – спать. Таким образом, из анализа данной ситуации сложился вывод: что клиент «выгорел» на работе.

Была разработана программа коррекции индивидуально для клиента по методикам арт-терапии [3] и коучинга, рассчитанная на три недели. В программу входит шесть занятий по 60 мин.

Целью эмпирической программы является коррекция эмоционального выгорания у сотрудника социальной сферы.

Для проведения эмпирической программы коррекции была подобрана "Диагностика эмоционального выгорания личности" В.В. Бойко.

Краткое описание данного метода исследования. Методика Бойко направлена на выявление синдрома "Эмоционального выгорания" позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения» [2]. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры.

Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоционального выгорания". Уровень эмоционального выгорания оценивается по 12 шкалам, которые группируются в соответствии с тремя фазами: «Напряжение», «Резистенция» и «Истощение».

В отношении клиентки было решено применить данную методику во-первых, с целью диагностики уровня выгорания, во-вторых, с целью ознакомления и повышения осознанности клиентки в отношении симптоматики и признаков выгорания, возращения ее к собственному актуальному состоянию.

Результаты входящей диагностики показали, что у испытуемой все три фазы выгорания сформировались. Фаза «Напряжение», «Резистенции» и «Истощения» в сформированной стадии.

В фазе «Напряжения» у клиентки доминируют симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, «загнанность в клетку», тревога и депрессия.

В фазе «Резистенции» у испытуемой доминируют: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, расширение сферы экономии эмоций и редукция профессиональных обязанностей, а симптом – эмоциональная нравственная дезориентация – складывающийся. И последняя фаза «Истощение», в ней доминируют симптомы: эмоциональная отстраненность и личная отстраненность; а симптомы: эмоциональный дефицит и психосоматические нарушения – складывающиеся симптомы.

Таким образом, мы видим, что у испытуемой все фазы выражены и охватывают, как эмоциональный, так и поведенческий и когнитивный уровни, требуя психокоррекционных мероприятий.

Для проведения коррекционной программы были разработаны индивидуальные занятия по арт-терапии и коучингу. Цель занятий была направлена на гармонизацию эмоционального состояния, как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста; «проработку» эмоций и чувств, в том числе подавляемых; психопрофилактику негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение, содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств. А также формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья через овладение способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

После серии занятий была проведена повторная диагностика для контроля эффективности психокоррекционной работы.

Анализ итоговой диагностики по сравнению с первичной показал, что у испытуемой после проведения итоговой диагностики фазы формирования синдрома «выгорания» «Напряжение» и «Истощения» перешли в фазу не сформированности. Фаза «Резистенция» сдвинулась на уровень формирования.

По результатам проведения Эмпирической программы коррекции эмоционального выгорания у сотрудника социальной сферы были сделаны определенные выводы:

  1. о важности подобного рода диагностической и психокоррекционной работы в отношении специалистов сферы «человек-человек»

  2. занятия, сочетающие в себе коучинг-технологии, ориентированные на целеполагание, и арт-терапевтические, направленные на оптимизацию эмоционального реагирования, эффективны для коррекции симптомов эмоционального выгорания специалистов социономических профессий.

Заключение. Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников, важно в современной жизни. Особенно актуальна данная проблема в сфере социальной работы. Синдром в первую очередь угрожает людям, работающим напряженно и с большой эмоциональной нагрузкой, что в полной мере можно отнести к работникам аптеки, как к руководителям, так и к первостольникам. Человек, преследуя карьерные и профессиональные цели, с головой уходит в работу, стремится покорять все новые рубежи своего дела, приходит раньше и уходит позже окончания рабочего дня, работает в выходные. Служебные дела постепенно вытесняют остальную жизнь. В результате абсолютного погружения в работу совсем не остается времени на себя. Накапливается физическая усталость, а потом — моральная и психологическая. Организм начинает подавать опасные сигналы: хроническая усталость и недосыпание, постоянные головные боли, апатия, непроходящее плохое физическое самочувствие. Но всему этому не придается значения, наряду с падением эффективности деятельности.

Как показал представленный случай, применение современных психотехнологий обеспечивает эффективную диагностическую и психокоррекционную систему реабилитации сотрудников, что позволяет рекомендовать коучинг и арт-терапевтический подход в качестве надежных и экологичных методов психологической работы при борьбе с заявленной проблемой.

Список литературы:

1. Баробанова М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания». Учебное пособие. - М.: Педагогика, 2005. - 527 с.30.

2.Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996

3.Киселева М.В, Кулганов М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании: учебное пособие – CПб.: Речь, 2014.- 64с.

Просмотров работы: 137