ПРОМЫШЛЕННОЕ НАСЛЕДИЕ И ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ – ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОМЫШЛЕННОЕ НАСЛЕДИЕ И ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ – ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Галянин С.А. 1, Парамонов В.В. 1
1Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Дзержинский политехнический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Первая четверть ХХ века – настоящий «золотой век» автомобиля, ведь именно к этому времени автомобиль из повозки с несовершенным двигателем превратился в современный механизм, который изготавливался не кустарным способом, а на заводах, и не в единичных экземплярах, а сотнями и даже тысячами. К 1905 году в мире насчитывалось около 150 тысяч автомобилей, которые развивали все большие скорости, становились более долговечными, находили все более широкое применение.

За последующие сто лет автомобиль история автомобиля, и как технического средства, и как отрасли промышленности, стремительно развивалась. Это развитие познавательно не только с инженерной, но и с социальной точки зрения: ведь автомобиль оказал огромное влияние на образ жизни человека, равно как и общество направляло автомобильное развитие по определенному руслу. Нам, представителям «автомобильного» направления подготовки, знакомство с «социальной историей» автомобиля, с тем, как автомобиль повлиял на общество и как общество влияет на автомобиль, важно с профессиональной точки зрения. Поэтому цель нашей работы: выявить особенности взаимодействия автомобиля и общества (на примере Ferrari и ГАЗ).

История компании «Феррари» и Горьковского автомобильного завода стали объектами нашего исследования. Разным был «социальный заказ», определивший появление этих знаменитых автомобильных производств, разным было и его техническое воплощение. Сопоставление этих автомобильных брендов (в единстве материально-технической и социально-символической сторон) особенно показательно, поскольку развивались они в одну эпоху, но в разных социально-экономических и политических условиях. Таков предмет нашего исследования.

Социальная история автомобиля марки Ferrari. Ferrari S.p.A. или по-русски Феррари – итальянская компания, выпускающая спортивные автомобили, основана в 1928 году Энцо Феррари как Scuderia Ferrari. Компания спонсировала гонщиков и производила гоночные машины до 1947 года. С 1947 года начала выпуск «уличных» спортивных автомобилей под маркой «Ferrari S.p.A.». На протяжении всей своей истории, компания участвует в различных гонках, особенно в Формуле-1, где она имеет наибольший успех. Эмблема «Феррари» – вставший на дыбы жеребец на жёлтом фоне. Традиционный цвет автомобилей – красный, но компания выпускает автомобили и других цветов.

История Феррари – это во многом история одного человека, который с детства любил гонки. А в возрасте двадцати лет Энцо Феррари находит работу мечты и начинает работать в CMN. В 1929 году, с началом крупнейшего автомобильного бума, молодой Энцо, уловив общественную потребность, собственную компанию под крылом Alfa Romeo, под названием Scuderia Ferrari, он начинает выпускать собственные комплектующие. Перед началом второй мировой войны Энцо создает собственную, независимую компанию, которая затем работает с государственными заказами.

После войны итальянец возвращается к своей идее, к гонкам, которые становятся подобием скачек, развлечением высшего общества, в котором теперь блистает и команда Энцо. Он последовательно решает проблемы надежности и комфорта и создает мощнейший на тот момент серийный авто Ferrari 125. Он добился огромной популярности своего авто, подогревая интерес к гонкам своими серийными автомобилями, а своими гоночными автомобилями к серийным автомобилям. К началу 1950-х годов марка Феррари превращается в один из самых известных автомобильных брендов, настоящим достоянием Италии.

Однако в 1960 г. он решает подарить радость скорости всему обществу и заявляет, что теперь его компания является народной и каждый сможет купить ее акции, и преобразовывает компанию в акционерное общество. И по сей день Феррари является успешной компанией, чьи прекрасные автомобили участвуют в гонках.

Влияние автомобиля Ferrari на общество. В достаточно долгой истории компании был момент, когда «автомобиль мечты» мог превратиться в обычный маркетинговый проект.

В начале своей истории машина Ferrari «западала в душу» и оставалась там навсегда. Во многом это было связано с личностью основателя компании. Но со смертью основателя, Ferrari хотя и продолжила делать свои футуристичные авто, но ценители перестали видеть в ней душу, о которой всегда говорил Энцо Феррари. Марка стала затухать. Только в гонки Формулы-1 вкладывались огромные ресурсы, человеческие и материальные, для массового потребления предлагаются достаточно «скучные» модели. В наше время Ferrari это еще и большая индустрия развлечения. У компании есть огромный парк развлечений и одновременно и музей своего производства, где посетители полностью погружаются в историю марки и даже могут прокатиться на болидах Формулы-1. Увлекаясь индустрией зрелищ, Ferrari забывают об обычных людях, которые ждут их автомобили. Тратя большие деньги на разработку технологий для Формулы-1, они не передают данные технологии в серийное производство, из-за чего и страдает выпуск серийных автомобилей, нет новых технологий, а если они появляются, то посредственные и позднее, чем у основных конкурентов.

Если машины Ferrari покупают то это люди с самым высоким достатком и с огромным самомнением, сейчас ходит понятие что данные автомобили производятся "для меня и моего эго". Что бы показать в какой степени богат человек, но не для того что бы наслаждаться историей данного авто, а не его скоростными качествами.

Влияние общества на автомобили Ferrari. В начале карьеры Энцо в прямую прислушивался к желаниям покупателей, да и сам был «из народа», знал чего хотят покупатели. По этой причине первый свой серийный автомобиль Энцо делает максимально комфортным, а главное максимально качественным. В те года мало заботились именно о качестве, автомобили той поры были небезопасны, велико было число аварий. Появление надежной машины довольно быстро привело к буму продаж.

С увеличением производительности и рост процент автомобилей на душу населения возникает проблема с шумностью на улицах городов и начинается работа над улучшением выхлопных систем.

В наше время главным влиянием общества на автомобилестроение называют борьбу за экологичность. Огромное количество газов выделяемых автомобилем поступает в окружающую среду, разрушая ее. И здесь Ferrari создает гибридный автомобиль работающий и на бензине и на электричестве.

Социальная история автомобиля марки ГАЗ. Горьковский автомобильный завод (сокращённо ГАЗ) известнейшее советское и российское автомобилестроительное предприятие, крупный производитель легковых, лёгких грузовых автомобилей, микроавтобусов и военной техники. Завод был основан в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова. С 2005 года Горьковский автозавод входит в один из крупнейших автомобилестроительных холдингов России «Группа ГАЗ».

Социальный заказ и основание завода. Внешнеполитическая ситуация и задачи внутреннего развития (предстоящей индустриализации) требовали снабжать государство техникой собственного производства. В начале 1929 года руководство Советского Союза начало работы над проектом советского автозавода. Через месяц было выбрано и место для строительства завода: рядом с Нижним Новгородом, который имел хорошее географическое расположение и близость к естественным ресурсам.

У создателей завода ГАЗ появился нелёгкий выбор: приступить к подготовке своих специалистов, либо попросить о помощи посторонние компании. Так как подготовка могла занять несколько лет, то был выбран второй вариант. В качестве главного партнёра выбрали американскую компанию Ford, которая тогда занимало одно из лидирующих мест на рынке автопромышленности и, как оказалось, готово было участвовать в масштабных проектах Советского Союза.

Большая часть проектировочных работ была выполнена инженерами Ford, они составили детализированный план строительства предприятия, рассчитанный на некоторое количество лет. Однако в разработке будущего завода ГАЗ сыграли немалую роль и советские специалисты. Спустя год проект ГАЗ был готов, и начались работы по созданию будущего автогиганта. Для проверки процесса производства в СССР направились американские специалисты, которые обязаны были следить за правильностью соблюдения всех аспектов проекта. Завод был построен с большим опережением срока, примерно за полтора года, реальная история автозавода началась в 1932 году.

На позицию главного инженера и ведущего специалиста конструкторского отдела ГАЗ был приглашён гениальнейший конструктор-техник, в прошлом начальник отдела автомобилей НАМИ, А. А. Липгарт.

Основные этапы развития Горьковского автозавода.

Становление и первые успехи. Тестирование транспортных средств, полученных у компании Ford, выявили, что эти автомобили не подходили в полной мере требованиям советского государства, поэтому было принято решение об усовершенствовании транспортных средств, которые должны были собираться на ГАЗе. После улучшения автомобиль получил название «ГАЗ-А», и встал на конвейер к концу 1932 года. Легковая машина была предоставлена разным государственным организациям, а также армии и первым лицам государства — в личную собственность было отправлено лишь некоторое количество моделей.

В 1934 был создан большой автомобиль ГАЗ-ААА с грузоподъёмностью 2 тонны и с тремя осями. Это повлияло на общество, ведь ранее такие автомобили не разрабатывались, и это был первый в своем роде грузовой автомобиль. Можно было осуществлять перевозки тяжеловесных грузов, что ранее было недоступно. Спустя год после этого СССР получил первый автомобильный рекорд – предприятие ГАЗ стало первым, которое произвело больше 100 тысяч машин. Необходимо было двигаться дальше, и вскоре модельный ряд завода ГАЗ пополнился по-настоящему эпохальным автомобилем.

По заключенному договору СССР и Ford должны были работать вместе на протяжении пяти лет. Затем компания Ford направила чертежи новой модели Ford B, которая была очень прогрессивной в данный момент времени. Советские мастера хорошо её оценили и принялись к усовершенствованию. Так был произведен автомобиль ГАЗ-М1, который, носил имя Молотова, как и весь завод. Кроме данных именитых автомобилей, ГАЗ до войны создал немало уникальных транспортных средств, которые в первый раз выпускались в пределах СССР.

Годы Великой Отечественной войны. В военное время завод прекратил выпуск гражданской продукции и полностью переконструировался на создание военной техники. В историю войны вошла знаменитая «полуторка», ГАЗ-ММ. (Окончательно адаптированная к местным условиям модель была создана к 1934 году. В военное время работа продолжалась: в ущерб комфорту, в сторону облегчения, упрощения, функциональности. Такой стала модель ГАЗ-ММ-В (военная)). Именно эта машина была основной на ладожской «Дороге жизни». Эти машины мы и видим на снимках ледяной трассы, где сквозь вьюгу или, обходя полыньи, перегруженные сверх всяких норм, машины везут в город продовольствие или вывозят раненных…

Кроме того, именно тут был выпущен первый легковой внедорожник ГАЗ-64, который потом стал прототипом для разработки известнейшего УАЗ-469. Помимо этого, ГАЗ занимался и созданием бронеавтомобилей. Однако список военных автомобилей на этом не заканчивался. Именно специалисты завода ГАЗ принимали главное участие в создании наиболее массовых танков РККА в начале войны.

Конструкторы завода спроектировали свыше двадцати автомобилей повышенной проходимости, в том числе гусеничных или даже полугусеничных. Производились на предприятии ГАЗ также и популярные реактивные миномёты БМ, известные под названием «Катюша». Изготавливали в компании ГАЗ и предметы, совсем с транспортом не связанные: минометы, патроны, оружия, снаряды. В военные годы завод ГАЗ оказал неоценимую помощь стране, производя военную технику, и внёс огромный вклад в победу СССР. За что был награжден правительственными наградами.

Возобновление производства после войны. После войны нуждалась именно в грузовых автомобилях, однако правительство государства отдало приказ вначале поставить в производство легковое транспортное средство. Ущерб, нанесенный войной, серьезно сказался на экономическом положении, и массовое производство легковых автомобилей могло поднять её на новый уровень развития и повысить престиж государства.

В 1946 году на заводе был спроектирован по-настоящему усовершенствованный автомобиль ГАЗ-М20 «Победа. По слухам этот автомобиль не очень хорошо оценил глава СССР, но, тем не менее, производство этого автомобиля стало «толчком» для разработки легковых автомобилей в Советском Союзе. В 1950 году появился следующий легковой автомобиль ГАЗ-12 «ЗИМ, очень высоко оценённый руководством страны.

Предприятие ГАЗ имело лишь один автомобиль, предназначенный для реализации широкому кругу потребителей, но в пятидесятые годы началась работа над «Победой» второго поколения, которая в 1956 году получила название ГАЗ-21 «Волга», а в 1959 году завод презентовал модель высокого класса ГАЗ-13 «Чайка».

Годы экономического развития и расцвет ГАЗ. В начале шестидесятых годов на конвейер ГАЗа встают одновременно три грузовые модели: ГАЗ-66, который массово использовался в армии и даже имел десантные модификации; ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Все эти машины без изменения конфигурации создавались до девяностых годов, благодаря чему их и сегодня можно наблюдать на дорогах страны. Эти грузовики позволили сделать советскую армию более усовершенствованной, повысить боевую мощь страны. Кроме того, в это время началась история производства автомобиля ГАЗ-24, который являлся модернизированной «Волгой». Автомобиль имел увеличенный в длину кузов с более приземистым профилем, а также увеличенной площадью стёкол. Автомобиль в то время являлся роскошью, его хотел заполучить каждый, а кто всё-таки смог это сделать считался богачом. Иметь автомобиль в личном пользовании было очень престижно.

К сожалению, к завершению 70-х годов «застой» был не только в экономике Советского Союза, но и в жизни завода ГАЗ. Среди успешно реализованных проектов этого времени можно назвать только модернизированную «Чайку» ГАЗ-14.

Однако, было не всё так плохо, и вскоре произведен новый грузовик ГАЗ-3307, который являлся настоящим прорывом того времени. Он оборудовался двигателем, развивавшим мощность 85 лошадиных сил, это был самый мощный двигатель на то время. Но фактически автомобиль удалось поставить на конвейер только в 1989 году.

Начало новой истории ГАЗ. После распада СССР для очень многих людей «Волга» была символом наиболее роскошного автомобиля, который можно было получить в частную собственность, поэтому такие транспортные средства пользовались необычайным спросом. Несмотря на финансовый кризис, на заводе ГАЗ даже пришлось провести усовершенствование оборудования, которое позволило увеличить объём производства в 1,8 раза. Более удачным проектом, который был реализован еще в 1989 году, для ГАЗ стало создание автомобилей серии «ГАЗель», которые выпускались в модификациях с грузоподъёмностью 0,8–1,5 тонны и разными типами кузовов. Лучше всего жители России и стран СНГ знают «ГАЗели» по широко распространённым маршрутным такси на их базе, выполняющим развозку пассажиров с начала 90-х и по настоящее время.

С появлением автомобилей «ГАЗель» в стране начались развиваться автомобильные перевозки пассажиров, что было очень удобно для народа. Стало проще и быстрее добираться до места работы, учебы и так далее. К началу двухтысячных годов в серию также был запущен полноприводный грузовой транспорт ГАЗ-3308, который был предпочтительным для коммунальных служб, а также Армии Российской Федерации.

История авто «ГАЗ» получила новое развитие после вступления в объединение «Русские Машины», которое объединило в себе крупные компании национального масштаба, обладающие стратегической значимостью. Именно после 2000 года были воплощены более удачные проекты завода. В частности, началось массовое производство среднетоннажного автомобиля «Валдай» ГАЗ-3310, который изобретен с применением компонентов от «ГАЗели» и большого грузовика ГАЗ-3307. Не считая этого, была проведена масштабное усовершенствование всего остального модельного ряда. На базе лёгкого коммерческого транспорта «ГАЗель» специалисты завода спроектировали сначала улучшенную модификацию «ГАЗель Бизнес», а затем «ГАЗель Next», которая представляет собой второе поколение этого транспортного средства.

Автомобили «ГАЗель» очень популярны в стране. Они используются во многих сферах автомобильных перевозок в стране. И по сей день эти автомобили в приоритете в нашей стране, благодаря своей надежности и цене.

Общество и автомобиль в истории ГАЗ. Появление автомобилей ГАЗ, и в частности самого автозавода, было частью индустриального «проекта» СССР. Появление автозавода оказало огромное влияние на общество, и в техническом, и в социально-экономическом плане. В то время Советский Союз нуждался в собственных автомобилях, ранее которые могли быть куплены только за рубежом. С запуском автозавода автомобили начали производиться серийно, обеспечивая растущие потребности развития всего народного хозяйства.

Так же ГАЗ сыграл огромную роль в военные годы, создавая танки, бронемашины, и различные орудия, в результате чего, завод и его конструкторы получили ряд правительственных наград, которые позволяли подчеркнуть их заслуги в победе над фашистской Германией.

Благодаря автозаводу ГАЗ и производству первых автомобилей СССР, а позднее и Россия вышли на новый уровень развития. У людей стало больше возможностей для получения образования, новой и престижной работы. Повлияло автомобилестроение и на культуру человека: с появлением свободного времени и относительного достатка, автомобиль помог ему больше путешествовать по стране, общаться с новыми людьми, заводить знакомства, и быть более развитым в социальном плане.

В свою очередь общество тоже оказало влияние на автомобилестроение в целом. В результате совместной работы конструкторов завода ГАЗ, начинают появляться по-настоящему знаменитые и совершенные транспортные средства, о которых раньше приходилось только мечтать. Страны, лидирующие в области автомобилестроение, обратили внимание на СССР и его производство. Между ними начала завязываться конкуренция: чья же машина будет лучше? А, как известно, конкуренция ведет к прогрессу: каждый пытается создать такой автомобиль, который будет превосходить другие. В свою очередь, прогресс это неотъемлемая часть совершенствования самого общества.

Выводы. Итак, мы рассмотрели некоторые примеры из истории известнейших автомобильных брендов, сравнение которых показывает и особенности типов общества, типов социально-экономического устройства: индивидуалистического или коллективистского.

Производство автомобилей Ferrari было плодом огромной итальянцев любви к гонкам. Сами эти мероприятия завораживали людей: множество прекрасных дам и мужчин в дорогих костюмах, и быстрые, и, в то же время, красивые автомобили оставались в памяти людей долго. И все эти чувства, этот «адреналин» хотелось повторять чаще и чаще.

Напротив, создание автомобилей ГАЗ было продиктовано производственной необходимостью. СССР очень нуждался в собственных машинах, ведь закупать их в других странах было очень дорого. Нужно было наладить именно своё производство: и промышленность, и сельское хозяйство, и армия нуждалась в автомобилях способных, работать в непростых климатических условиях СССР, сочетать «выносливость» и функциональность. Лишь позднее появилась задача массового производства автомобилей для личного пользования.

Еще раз подчеркнем некоторые моменты взаимного влияния автомобиля и общества. Возникновение автомобиля обеспечивает свободу передвижения. Расстояния становятся не такими большими, и дорога начинает измеряться временем езды. Мир воспринимается по-другому, так сказать «с колёс». Появляется возможность исследовать новые «уголки» планеты, которые ранее были недосягаемы.

Автомобиль изменил не только социальную среду, но и образ жизни людей. Машину можно сравнить с домом: это мобильная «крыша над головой». Комфортабельность современных автомобилей такова, что можно говорить о симбиозе машины и человека.

Формирование рыночных экономических отношений требует автомобилизации всей страны, которая совершается без применения насилия, при полной помощи и большой радости населения. Все страны, которые достигли высокого уровня жизни, пришли к нему через автомобилизацию. И это не удивительно. Появление автомобиля влечет за собой масштабные изменения в потреблении, мышлении, производстве, организации труда и образе жизни.

Автомобилизация поднимает мобильность рабочей силы страны. Люди свободнее перемещаются из одного города в другой, для поисков работы и не только.

У автомобильного транспорта имеется ряд принципиальных различий от других транспортных средств, он более гибкий и массовый. Область, где применяется автотранспорт, обширна. Он исполняет большую часть коротких городских перевозок, перевозит грузы к станциям железных дорог и портам, для дальнейшей их перевозки, и развозит их к потребителям. Им осуществляются дальние перевозки, в районах, где практически нет других видов сухопутного транспорта. Каждый день перевозится 17 млн. тонн грузов и более 62 млн. пассажиров именно автотранспортом. Если сравнивать с железнодорожным транспортом, то автомобильные перевозки превышают его объему в несколько раз. Отличительной чертой автотранспорта является перевозка в больших размерах международных грузов. Это достигается его высокой мобильностью, большой скоростью, обеспечением перевозок непосредственно от отправителя до получателя.

Работа над темой взаимного влияния «автомобиля» и общества, подводит нас к выводу: знаменитый вопрос: чем же всё-таки является автомобиль, роскошью или просто средством передвижения? – должен получить новую формулировку. Автомобиль сегодня только остается средством передвижения или предметом роскоши, он все больше становится фактором культуры.

Библиографический список

1.Афанасьев, С. А. Становление автомобильной промышленности в развивающихся странах / С. А Афанасьев // Российское предпринимательство. – 2014. – № 10. – С. 123-136.

2.Чан, Т. Ч. Стратегия формирования автомобильной промышленности в развивающихся странах / Т. Ч. Чан, Р. М. Хошгияфех // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2014. – № 4. – С. 42-47.

3.Чириканова, Е. А. Мировые тенденции развития рынка продаж автотранспортных средств / Е. А. Чириканова // Автотранспортное предприятие. – 2015. – № 1. – С. 50-52.

4.Чириканова, Е. А. Снижение доли импорта на автомобильном рынке и в промышленности / Е. А. Чириканова // Автотранспортное предприятие. – 2015. – № 3. – С. 48-49.

5. Кононенко, Р. Автомобильность В России/ Р. Кононенко// ЦСПГИ, 2011. - №1. – С. 7-78

Интернет-ресурсы, использованные при подготовке работы

История автомобилей [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://365cars.ru/istoriya/

История автомобилестроения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://autohis.ru/

Влияние автомобилизации на социально-экономическую жизнь современного общества и окружающую среду [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3611176/page:5/

История ОАО ГАЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mirznanii.com/a/333116/istoriya-oao-gaz

Автомобили Великой войны. Часть первая. Грузовики [Электронный ресурс] // Грузовики http://www.kolesa.ru/article/avtomobili-velikoy-voyny-chast-pervaya-gruzoviki-2010-05-12

 

 

Просмотров работы: 127