Россия занимает 3 место среди стран СНГ по количеству пожилых людей старше 65 лет – у нас их 13 процентов от общего числа жителей. Статистика свидетельствует, что количество пожилых людей в России ежегодно увеличивается на 10%. Доля пожилых граждан в Ульяновской области – 346142 тыс. человек, что составляет 32,8% от населения области, или каждый четвертый житель Ульяновской области [2, c.256].
Следует отметить, что в современной России обстоятельства заставляют пожилых людей активировать свою позицию, жить активной и насыщенной жизнью, продолжать работу и после достижения пенсионного возраста. В связи с этим очень важно, чтобы общество, учитывая все экономические, политические и демографические факторы, содействовало продолжению активной трудовой деятельности лиц пожилого возраста. Как показывает практика, благосостояние граждан пожилого возраста складывается не только материальным достатком, но и особенностью свободного время провождения – досуга. Уже со времен античности досуг принят в качестве неотделимой составной части жизни личности. Как сделать жизнь пенсионеров достойной, переполненной активной деятельностью и жизнерадостностью, как спасти его от чувства одиночества, отрешенности, возместить дефицит общения, удовлетворить потребности и интересы – эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира. И здесь в первую очередь встает проблема досуга пожилого человека, обеспечения ему таких условий, чтобы он имел все те условия существования, которые отвечают современным представлениям о комфорте и безопасности.
Одной из черт культурной активности граждан пожилого возраста служит баланс группового и индивидуального участия. Совместная творческая деятельность, игры, хоровое пение, танцы, дискуссионные клубы, спортивные мероприятия, образовательные курсы – все это не только повышает самооценку пенсионеров, удовлетворяют его потребности, но и повышают коммуникативность, которая очень важна для старшего поколения [6, с.30].
Культурно-досуговая деятельность – это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Досуговая деятельность действует в смешанной, активно формирующейся природной и социальной среде и являет собой ценности, модели и способы поведения, объективированные в обществе, закрепленные и передаваемые из поколения в поколение в качестве результата [8, с.31].
Исследования А.Д. Жаркова позволили сформулировать основные принципы досуговой деятельности:
- принцип всеобщности и доступности – то есть возможность приобщений;
- принцип самодеятельности;
- принцип преемственности – подразумевает взаимодействие;
- принцип систематичности и целенаправленности – подразумевает исполнение этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания [4, с.71]. Как стало известно из исследования А.Ю. Нагорновой, досуг определяется как комплекс разнообразных видов занятий и деятельности, которое осуществляется в свободное время, в результате чего человек добивается развития личностных качеств, удовлетворяются его духовные, социальные, физические и другие потребности [2, с.131].
Досуг пожилых людей направлен на поднятия настроения, ощущения радости и получения удовольствия. Пенсионеры проводят досуг для того, чтобы отдохнуть от повседневной суеты, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, заняться творчеством и найти друзей по интересам.
Досуг граждан пожилого возраста состоит из:
1) активной деятельности, когда пожилые люди продолжают свою трудовую деятельность (часто – на полставки), занимаются ведением домашнего хозяйства, работой в саду и в огороде, имеют свое хобби, посещают культурные мероприятия, путешествуют, занимаются художественной самодеятельностью и так далее;
2) пассивный досуг, которое включает в себя чтение книг и газет, просмотр телепередач, общение и так далее [3, с.74].
Досуг играет особо важную роль в жизни пожилых и престарелых людей, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. Также это необходимо для одиноких пенсионеров, чтобы заполнить свое свободное время.
Необходимо подчеркнуть основные функции досуга граждан пожилого возраста [7, с.61]:
- коммуникация с широким кругом людей.
- удовлетворение потребности в признании.
- улучшение и поддержка психофизического состояния.
Досуговая деятельность пожилых и престарелых людей включает:
- Занятия художественным, прикладным творчеством;
- Принятие участия на праздниках, викторинах, конкурсах, фестивалях;
- Спорт, танцы, экскурсии, активные игры;
- Деловые, логические, интеллектуальные игры и занятия;
- Спокойный пассивный отдых (чтение книг, просмотр телевизора, слушание радио и т.д.).
Следует выделить группы потребностей в досуговой деятельности пожилых людей:
1. Потребность восстановления жизненных сил людей пожилого возраста (прогулки на воздухе, вечера отдыха для пенсионеров);
2. Развитие интеллектуальных способностей, повышение эрудиции (чтение книг, просмотр научных передач, освоение новых языков, экскурсии);
3. Относится к развитию духовных сил, умений и активной творческой деятельности (работа на приусадебном участке, на даче, прикладные мероприятия, природно-экологические занятия);
4. Потребность в общении (клубная работа, кружки по интересам, творческие группы, вечера встреч) [3, с.62].
Граждане пожилого возраста, выбирая какую-либо форму досуговой деятельности, опираются на превосходство своих индивидуально ценностных ориентаций, выражающих различные потребности, которые можно представить тремя группами:
1. Социальные потребности (участие в общественной жизни, спокойный отдых, досуговая деятельность);
2. Социально-психологические потребности (общение, внимание и забота окружающих людей, независимость);
3. Потребность в сохранении и поддержании здоровья.
Следует отметить, что в рамках досуговой и художественной деятельности создаются разнообразные кружки по интересам:
- художественные секции (для пенсионеров, интересующихся живописью, скульптурой, рисованием);
- драматические секции (для тех, кто любит театр, а также кукольный театр);
- кружок любителей театра (посещение театра, дискуссии, встреча с актерами);
- вокально-музыкальные кружки (хоры и инструментальные ансамбли).
Стоит обратить внимание на такую работу с пожилыми людьми, как общественные объединения. Они помогают развивать их творческую активность, раскрывать потенциал. Также с ними проводят досуговую деятельность. Подобные общественные объединения формируются при медицинских центрах, центрах социального обслуживания, при дворцах и домах культуры, при образовательных структурах, муниципалитетах.
Внутри общественных объединений существуют творческие коллективы, музыкальные, клубы любителей чтения, объединения при религиозных центрах, программ здорового образа жизни и т.д. Обычно, они содействуют решению совокупности задач: способствуют раскрытию творческого потенциала, поднимают статус пенсионера, содействуют раскрепощению личности, удовлетворяют социокультурные и образовательные потребности, формируют межпоколенческие отношения.
Особое значение досуговой деятельности состоит в том, чтобы интегрировать индивидов, группы в ту досуговую деятельность, которая поможет пожилым людям корректировать, улучшать или сохранять определенный статус. В особенности усиливает силы личности деятельность, которая устремлена не на потребление, а на создание материальных и духовных благ и отдачу результатов своего труда другим людям [7, с.21].
На сегодняшний день одной из актуальных задач будущего социального работника является помощь старшему поколению от избавления однообразных будней, одиночества. Конечно же, ее решение невозможно без творческого подхода с той целью, чтобы сделать досуг интересным, полезным и содержательным.
Таким образом, правильно организованный досуг помогает человеку общаться в социуме, проявлять свой творческий потенциал и поверить в свои силы. Это способ поддержания интереса к жизни, укрепление социальных связей, создание условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения
Список литературы
Басов, Н.Ф. Социальная геронтология: практикум / Н.Ф. Басов. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. – 418 с.
Бодрин, А.В. Особенности досуговой деятельности пожилых людей / А.В. Бодрин, Л.А. Таболько // Молодой ученый. – 2016. - №6. – С. 739-741
Григорьева, Т.А. «Университет третьего возраста» как одна из инновационных форм социального обслуживания пожилых людей в комплексном центре социального обслуживания населения / Т.А. Григорьева // Работник социальной службы. – 2016. – №1. – С. 30-33.
Добреньков, В.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 9: Возрасты человеческой жизни / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА – М, 2010. – 1094 с.
Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2009. – 480 с.
Зозуля, Т.В. Психическое здоровье пожилых людей / Т.В. Зозуля. - М.: АНО «СПО «СОТИС», 2008. - 144 с.
Курбатова, И.В. Культурно-досуговая деятельность граждан пожилого возраста как составляющая социальной культуры (на примере комплексного центра социального обслуживания населения) / И. В. Курбатова // Работник социальной службы. – 2016. – №10. – С. 43-47
Раимова, Л.А. Инновационные технологии в работе с людьми пожилого возраста: реабилитационный досуг / Л.А. Раимова. – Казань: Изд-во Веда, 2013. – 130 с
Соломина, Т.А. Организация досуга женщин пожилого возраста в рамках социального клуба по программе «Не старея душой» / Т.А. Соломина, О.О. Глыздова // Работник социальной службы. – 2016. – №6. – С. 31-45
Хасанова Г.Б. Социальная геронтология / Г.Б. Хасанова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 171 с.
Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 339 с.