ВЕРА И ЗНАНИЕ: ПОЕДИНОК ИЛИ ДИАЛОГ, КОНФЛИКТ ИЛИ ГАРМОНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЕРА И ЗНАНИЕ: ПОЕДИНОК ИЛИ ДИАЛОГ, КОНФЛИКТ ИЛИ ГАРМОНИЯ

Маркин А.А. 1
1Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, гр. С16-РЭС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Что такое знание? Что такое вера? Каково их взаимоотношение? Таков один из важнейших вопросов, издавна занимающий человеческий ум. Точно ли вера принадлежит прошедшему, временам младенчества человеческого рода, а знание будущему, эпохе зрелости, и вера должна постепенно заменяться знанием, как полагали позитивисты? Или же, наоборот, вера – краеугольный камень всякой истины для человека, и знание только в ней может найти разрешение всех своих противоречий? Проблема соотношения науки и религии – классическая, имеющая длительную историю: от начала новоевропейской науки по настоящее время; причем, история тянет свою нить от зарождения рациональной мысли до Нового времени, времени становления науки как социального института. Новаторы Нового времени начали процесс «переделки» общества на основах наукоцентризма и практицизма. История напряженных отношений между верой и разумом красноречиво свидетельствует не в пользу их радикальной гетерогенности. Большинство ученых, философов и богословов современности, считают, что сегодня они обречены на диалог. В этом диалоге знание и вера, сохраняя собственную автономию, метод, язык, опыт, стараются отыскать ответы на неизменные, постоянно возникающие вопросы относительно мира и человека, их напряженного взаимодействия, соприсутствия, ибо они, как истинно философские проблемы, существуют на «ничейной территории», территории границы. Будучи локализованными на границе, своей экзистенциальной напряженностью они провоцируют философскую рефлексию, потребность вновь и вновь обращаться к ним.

Заметим, что популярные обобщения на тему взаимоотношений, вне зависимости от того, провозглашают ли они состояние войны или мира, иногда оказываются искусственными. Чтобы сравнивать два понятия необходимо определиться, что значит вера и знание. Согласно словарю на сайте ИФ РАН «Новая философская энциклопедия», дадим следующие определение. Вера – в некоторых религиозных системах центральная мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, включающая, во-первых, принятие определенных утверждений (догматов), например, о бытии и природе Божества, о том, что есть благо и зло для человека, и решимость придерживаться этих догматов вопреки всем сомнениям (оцениваемым как «искушения»); во-вторых, личное доверие к Богу как устроителю жизни верующего, его руководителю, помощнику и спасителю во всех конкретных ситуациях, посылающему страдания и предъявляющему трудные требования для блага самого верующего; в-третьих, личную верность Богу на «служение», которому верующий отдает себя; во всех языках, с которыми изначально связано становление теистической религии, вера и «верность», а также «верующий» и «верный» обозначаются соответственно тем же словом [1] .Вера – одно из понятий, затрагивающих самое глубинное в человеке, часто сложно невыразимое словами, но то, без чего крайне сложно жить в мире.

С определением знания, пожалуй, еще сложнее. Слишком неоднозначный подход к этому привычному для современного человека понятию. В разные времена каждый из философов давал свое определение знания, соответствующее именно его эпохе. Попробуем дать общее определение этого емкого понятия. Знание – это: а) форма социальной и индивидуальной памяти; б) свернутая схема деятельности и общения; в) результат структурирования и осмысления объекта в познавательном процессе. В античности, во времена элеатов и Платона, знание понималось через противоположность мнению – эпистема и докса. Иначе говоря, глубокое, полное и совпадающее с объектом знание, противопоставляется иному – поверхностному, фрагментарному, отклоняющемуся от подлинной реальности знанию, фактически лишенному позитивного статуса и объявляемого заблуждением. От Аристотеля ведет начало целый ряд представлений о знании, среди которых есть аспект, привлекающий многих более поздних философов, – понимание знания как умении. Знать нечто – ремесло, язык, обряд – означает «уметь практиковать», «пользоваться», «воспроизводить». Знание рассматривается как схема деятельности и общения, как функция всякой человеческойактивности (функционализм). В настоящее время традиционное, идущее от И. Канта и К. Поппера представление о форме знания, есть утвердительное высказывание с субъектно-предикатной структурой, с которым всегда может быть сопоставлена истинностная оценка.

Из представленных определений можно сделать вывод, что вера представляет собой религию, а знание – это есть наука. Ценность и истина – разные категории, лежащие в основе этих феноменов, но объединяемые, пожалуй, тем, что это то, что «проходит «по человеку, касается человека и не может никак интерпретировано безотносительно к нему.

Определив веру и разум, мы можем поставить вопрос взаимосвязи. В разные времена философы сопоставляли их, и каждый имеет свое мнение. Одни утверждали, что вера всегда была и остается врагом знания. Другие – наоборот, что одно без другого не существует. Александр Мень в одном из семи томов «История религии» утверждает: «Наука самим своим происхождением обязана религии, и обе они издавна существовали в тесной взаимосвязи» [2]. Храмы древневосточных цивилизаций были настоящей колыбелью науки, являясь первыми школами, лабораториями и обсерваториями. Первые анатомические атласы, первые математические формулы, первые карты вышли из рук людей, служивших религии. Этот общеизвестный факт отрицать невозможно, как и факт того, что систематизированность – общая черта, присущая науке и религии.

Творцы античной науки были и религиозными мыслителями. Общество пифагорейцев, сделавшее так много для прогресса математики, представляло собой религиозный орден.Аристотель – отец современного естествознания, был создателем религиозно-философских принципов, вошедших впоследствии и в христианское мышление. Понятие «теос» – это понятие, впервые появившееся именно у Аристотеля. В средние века Церковь осталась единственным культурным очагом в Европе, сохранившим зерна античной науки. Монастыри собирали древнюю литературу, сосредоточив в стенах сокровища знаний эпохи. Выдающиеся христианские мыслители поздней античности и средневековья были во всеоружии науки своего времени. Вопросами естествознания живо интересовались и св. Василий Великий, и Блаженный Августин. Такие энциклопедические умы как св. Альберт и св. Фома Аквинский придавали науке огромное значение. Кстати, слово схоластика, представителем которой был Ф. Аквинский, означает «схолия» или школа. Школяры – это первые студенты университетов, появившихся как раз в эпоху средневековья. Именно этому периоду мы обязаны за тенденцию университезации науки. Монах Роджер Бэкон, внесший огромный вклад в развитие средневековой науки, был богословом и мистиком. В нехристианском мире мы можем увидеть подобное. Вот такое тесное переплетение науки и богословия. Арабские богословы изучали Аристотеля, развивали астрономию, алгебру, анатомию, буддийские – логику и теорию познания. Как видим, религиозные деятели работали на благо науки, и это нельзя не учитывать

И. Ньютон и Р. Декарт – «авторы» проекта новоевропейской науки; именно они – создатели ведущих научно-исследовательских программ нового времени. Картезианская программа – первая научно-исследовательская программа, согласно которой естествоиспытатель в процессе познания природы ее конструирует. А Бог есть гарант такого мироустройства, т.е. от Бога как первотолчка не отказывались ни Декарт в «Рассуждениях о методе», ни Ньютон в своих знаменитых «Математических началах натуральной философии». Кеплер и Паскаль тоже в XVII веке не ощущали на себе никаких «конфликтов» науки и религии. Они совершали свои научные подвиги, оставаясь искренне религиозными людьми и богословами. Даже в вольнодумном XVIII веке такие ученые, как Ломоносов, Гершель, Эйлер, исходили в своем изучении природы из религиозного мировоззрения. В XIX веке мы видим такую же картину. Религиозными людьми были Либих и Пастер, Кювье и Уоллес, Лайель и Фарадей, Майер и Рентген, Ом и Максвелл, и многие другие.

Что говорят о Боге современные ученые? «Между наукой и религией, – пишет американский философ Хокинг, – в настоящее время нет никакой войны. Есть кое-какие ученые с горячими головами, которые хотели бы сдать религию в музей древностей. Такие явления нельзя считать типичными. В том, что существуют среди религиозных деятелей горячие головы, имеющие желание подавить науку или считающие, что это возможно, – я сомневаюсь» [6]. Планк также поддерживает точку зрения о совместимости науки и религии. «В то же время религия и естествознание сталкиваются в вопросе о существовании и сущности Высшей Власти, господствующей над миром. Ответы, которые они здесь дают, до известной степени сопоставимы друг с другом. Во-первых, существует разумный миропорядок, независимый от человека, и, во-вторых, сущность этого миропорядка нельзя непосредственно наблюдать, а можно лишь косвенно познать или предположить его наличие. Для этой цели религия пользуется своеобразными символами, а точные науки – своими измерениями, основывающимися на восприятии. Иначе говоря, ничто не мешает нам отождествить (а наше стремление к познанию, нуждающееся в едином мировоззрении, даже требует этого) две повсеместно действующие и, тем не менее, таинственные силы – миропорядок естествознания и Бога религии» [3]. Квантовая механика, оказывается, не препятствует признанию Бога. Загадки природы, ускользающей от непосредственного наблюдения, с одной стороны, и таинства религии, непостижимые для исследователя, с другой. Общее – неизведанное здесь и там, непостижимое – для человеческого ума, но так манящее и зовущее, что невозможно устоять от познания и откровения.

Несмотря на то, что религия и знания имеют связь, у них есть и серьезные различия. Планк отмечает одно принципиальное различие. Религиозному человеку Бог дан непосредственно и первично. Из Него, Его всемогущей воли, исходит вся жизнь и все явления как телесного, так и духовного мира. Хотя Он и непознаваем разумом, но, тем не менее, непосредственно проявляет себя посредством религиозных символов, вкладывая свое святое послание в души тех, кто, веруя, доверяется Ему. В отличие от этого, для естествоиспытателя первичным является только содержание его восприятия и выводимых из них измерений. Отсюда путем индуктивного восхождения он пытается по возможности приблизиться к Богу, Его миропорядку как к высшей, вечно недостижимой цели.

Следовательно, и религия, и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания – в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других – вершину построения любых мировоззренческих принципов. Это различие соответствует дифференциации ролей, выполняемых религией и естествознанием в человеческой жизни. Естествознание нужно человеку для познания, религия – для того, чтобы действовать, ориентируясь в этом мире. Познание действие – два способа реализации себя в этом мире.

Кроме Планка есть ученые и философы, находящие различия между этими духовными феноменами. В процессе истории взаимосвязи науки и религии характеризовались как острыми, нередко трагическими конфликтами, так и попытками примирения науки и религии.Конфликты происходили, когда религия пыталась присвоить монопольное право определять всю духовную жизнь общества, быть высшим арбитром истины во взглядах на мир. Эти конфликты выразились, например, в создании инквизиции в Средние Века, или, наоборот, в антирелигиозной борьбе, проводимой в СССР. В борьбе с теологией наука завоевала себе право на независимое от религии существование. Состоялось размежевание сфер религиозной веры и научного познания: наука, познавая окружающий мир, использует собственные методы и согласно принципам научного мышления объясняет его на основе внутренних закономерностей развития. Религия сосредоточила внимание на предельных вопросах человеческого бытия: происхождение человека, смысл и ценности жизни, бессмертие души, ее существование в потустороннем мире. Главным методом решения этих вопросов в теологии является религиозная вера.

Вопрос о том, что находится в центре Вселенной – Земля или Солнце – больше не есть предмет дискуссий между наукой и религией. Строение и закономерности развития Вселенной находятся полностью в компетенции науки. Добытые наукой знания об окружающем мире не рассматриваются как абсолютные. В процессе познания они уточняются и углубляют. Но религия и ныне претендует на абсолютную истину в решении таких вопросов, как происхождение мира, человека, смысла и ценности ее жизни. Между наукой и религией во взглядах на истину есть общее и различное. Рассмотрим их, выделив существенные признаки этого расхождения.

  • Наука и религия предлагают человеку определенный выбор положений, каждое из которых выдается за истинное. Это общее между ними. Отличие состоит в том, что исходный пункт и обоснования истины в науке и религии различны. Истинные для научного мировоззрения – утверждения: а) о бесконечности Вселенной в пространстве и времени; б) причина грома – электрические разряды, а гриппа – вирусы. Эти утверждения отражают действительность, «схватывая» сущностные закономерности, проникая в нее. Религия же предлагает принять на веру: а) существование потусторонней жизни; б) искупление Иисусом Христосом своей кровью перед Богом грехов людей и обеспечение им вечной жизни на небесах; в) наступление Армагеддона.

  • Наука формирует свои положения в виде гипотез, теорий, законов, отражая действительность. Религия же формирует положения в виде «абсолютных истин». Хотя в религии есть отличия; они касаются культовых особенностей: поклонение иконе – в православии, отвержение икон – протестантизмом.

  • Истинность научных положений подтверждается опытом, рациональным анализом, практикой. Ни одна из религий не выдерживает такой проверки, ее основные положения воспринимаются на веру.

  • Научные положения усваиваются человеком, благодаря их доказательности, наглядности, проверке на практике. Религиозные верования прививаются человеку внушением и самовнушением. Если в детские годы – это пример родителей, то далее –воздействие стереотипов, поддерживающихся у верующего проповедниками и общением с единоверцами. Верующий в окружении мусульман и сам становится мусульманином, среди христиан – христианином, среди буддистов – буддистом.

Подведя итог рассмотрению проблемы соотношения науки и религии, отметим, что наука –это рациональное основание культуры, а религия – ее иррациональный компонент. Исследуя различные типы рациональности, господствующие в ту или иную эпоху, В.С. Швырев отмечает что «рациональность – это определенный тип отношений человека к миру, способ его вписывания в него, овладения собственным способом существования» [4]. Действительно, знакомство с мифологическими, религиозными и философскими картинами мира демонстрирует, как формировались представления о мире как едином живом организме, в котором все элементы взаимосвязаны, взаимодействуя между собой. Кстати, уже Платон говорил о том, что рационалистический способ мышления далеко не единственный способ освоения мира, и истоки творчества нужно искать не в сознании (разуме) человека, а в его подсознании (в сердце).

Религия и естествознание не исключают друг друга, а скорее дополняют, обуславливая друг друга. Пожалуй, доказательством совместимости религии и естествознания является исторический факт, свидетельствующий о глубокой религиозности великих естествоиспытателей Нового времени – Кеплер, Ньютон, Лейбниц. Занятия естественными науками и религией находились в одних и тех же руках. Прикладной естественной наукой – медициной – занимались жрецы, а местом проведения научных исследований в средние века – монашеские кельи. Далее, по мере разветвления культуры пути науки и религии стали постепенно расходиться, задачи, стоящие перед ними, дифференцироваться. Знания и умения – это прерогатива науки, их нельзя заменить мировоззренческими убеждениями. Адекватное отношение к нравственным проблемам вряд ли можно сформировать только на основе рационального познания. Оба эти пути – религия и наука – не расходятся, а параллельно сосуществуя, встречаются в бесконечности у одной и той же цели.

Список литературы:

[1]. Вера. Новая философская энциклопедия // сайт ИФ РАН [Электронный ресурс.] iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH21249546aec8c8b3b76221

[2]. Мень А. История религии. т. 1. Истоки религии.- М.: Жизнь с Богом,2011.-400с.

[3]. Мах Planck. Religion und Naturwissenschaft. Vortrag gehalten im Baltikum (Mai 1937) von Dr. Max Pfanck. 2te unverand. Auflage. Joh. Ambrosius Barth Verl. Leipzig, 1938.

[4]. Швырев, В. С. Рациональность в современной культуре // Общественные науки и современность. 1997. – № 1. – С. 105-116.

[5]. Брук, Д.Х. Наука и религия. – М.: ББИ, 2004. – 352 с.

[6]. Бутру Э. Наука и религия в современной философии. – М.: Красанд, 2010.– 360 с.

[7]. Маркова Л.А. Наука и религия. Проблемы границы. – М.: Алетейя, 2000.– 256 с.

Просмотров работы: 320