Заметим, что популярные обобщения на тему взаимоотношений, вне зависимости от того, провозглашают ли они состояние войны или мира, иногда оказываются искусственными. Чтобы сравнивать два понятия необходимо определиться, что значит вера и знание. Согласно словарю на сайте ИФ РАН «Новая философская энциклопедия», дадим следующие определение. Вера – в некоторых религиозных системах центральная мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, включающая, во-первых, принятие определенных утверждений (догматов), например, о бытии и природе Божества, о том, что есть благо и зло для человека, и решимость придерживаться этих догматов вопреки всем сомнениям (оцениваемым как «искушения»); во-вторых, личное доверие к Богу как устроителю жизни верующего, его руководителю, помощнику и спасителю во всех конкретных ситуациях, посылающему страдания и предъявляющему трудные требования для блага самого верующего; в-третьих, личную верность Богу на «служение», которому верующий отдает себя; во всех языках, с которыми изначально связано становление теистической религии, вера и «верность», а также «верующий» и «верный» обозначаются соответственно тем же словом [1] .Вера – одно из понятий, затрагивающих самое глубинное в человеке, часто сложно невыразимое словами, но то, без чего крайне сложно жить в мире.
С определением знания, пожалуй, еще сложнее. Слишком неоднозначный подход к этому привычному для современного человека понятию. В разные времена каждый из философов давал свое определение знания, соответствующее именно его эпохе. Попробуем дать общее определение этого емкого понятия. Знание – это: а) форма социальной и индивидуальной памяти; б) свернутая схема деятельности и общения; в) результат структурирования и осмысления объекта в познавательном процессе. В античности, во времена элеатов и Платона, знание понималось через противоположность мнению – эпистема и докса. Иначе говоря, глубокое, полное и совпадающее с объектом знание, противопоставляется иному – поверхностному, фрагментарному, отклоняющемуся от подлинной реальности знанию, фактически лишенному позитивного статуса и объявляемого заблуждением. От Аристотеля ведет начало целый ряд представлений о знании, среди которых есть аспект, привлекающий многих более поздних философов, – понимание знания как умении. Знать нечто – ремесло, язык, обряд – означает «уметь практиковать», «пользоваться», «воспроизводить». Знание рассматривается как схема деятельности и общения, как функция всякой человеческойактивности (функционализм). В настоящее время традиционное, идущее от И. Канта и К. Поппера представление о форме знания, есть утвердительное высказывание с субъектно-предикатной структурой, с которым всегда может быть сопоставлена истинностная оценка.
Из представленных определений можно сделать вывод, что вера представляет собой религию, а знание – это есть наука. Ценность и истина – разные категории, лежащие в основе этих феноменов, но объединяемые, пожалуй, тем, что это то, что «проходит «по человеку, касается человека и не может никак интерпретировано безотносительно к нему.
Определив веру и разум, мы можем поставить вопрос взаимосвязи. В разные времена философы сопоставляли их, и каждый имеет свое мнение. Одни утверждали, что вера всегда была и остается врагом знания. Другие – наоборот, что одно без другого не существует. Александр Мень в одном из семи томов «История религии» утверждает: «Наука самим своим происхождением обязана религии, и обе они издавна существовали в тесной взаимосвязи» [2]. Храмы древневосточных цивилизаций были настоящей колыбелью науки, являясь первыми школами, лабораториями и обсерваториями. Первые анатомические атласы, первые математические формулы, первые карты вышли из рук людей, служивших религии. Этот общеизвестный факт отрицать невозможно, как и факт того, что систематизированность – общая черта, присущая науке и религии.
Творцы античной науки были и религиозными мыслителями. Общество пифагорейцев, сделавшее так много для прогресса математики, представляло собой религиозный орден.Аристотель – отец современного естествознания, был создателем религиозно-философских принципов, вошедших впоследствии и в христианское мышление. Понятие «теос» – это понятие, впервые появившееся именно у Аристотеля. В средние века Церковь осталась единственным культурным очагом в Европе, сохранившим зерна античной науки. Монастыри собирали древнюю литературу, сосредоточив в стенах сокровища знаний эпохи. Выдающиеся христианские мыслители поздней античности и средневековья были во всеоружии науки своего времени. Вопросами естествознания живо интересовались и св. Василий Великий, и Блаженный Августин. Такие энциклопедические умы как св. Альберт и св. Фома Аквинский придавали науке огромное значение. Кстати, слово схоластика, представителем которой был Ф. Аквинский, означает «схолия» или школа. Школяры – это первые студенты университетов, появившихся как раз в эпоху средневековья. Именно этому периоду мы обязаны за тенденцию университезации науки. Монах Роджер Бэкон, внесший огромный вклад в развитие средневековой науки, был богословом и мистиком. В нехристианском мире мы можем увидеть подобное. Вот такое тесное переплетение науки и богословия. Арабские богословы изучали Аристотеля, развивали астрономию, алгебру, анатомию, буддийские – логику и теорию познания. Как видим, религиозные деятели работали на благо науки, и это нельзя не учитывать
И. Ньютон и Р. Декарт – «авторы» проекта новоевропейской науки; именно они – создатели ведущих научно-исследовательских программ нового времени. Картезианская программа – первая научно-исследовательская программа, согласно которой естествоиспытатель в процессе познания природы ее конструирует. А Бог есть гарант такого мироустройства, т.е. от Бога как первотолчка не отказывались ни Декарт в «Рассуждениях о методе», ни Ньютон в своих знаменитых «Математических началах натуральной философии». Кеплер и Паскаль тоже в XVII веке не ощущали на себе никаких «конфликтов» науки и религии. Они совершали свои научные подвиги, оставаясь искренне религиозными людьми и богословами. Даже в вольнодумном XVIII веке такие ученые, как Ломоносов, Гершель, Эйлер, исходили в своем изучении природы из религиозного мировоззрения. В XIX веке мы видим такую же картину. Религиозными людьми были Либих и Пастер, Кювье и Уоллес, Лайель и Фарадей, Майер и Рентген, Ом и Максвелл, и многие другие.
Что говорят о Боге современные ученые? «Между наукой и религией, – пишет американский философ Хокинг, – в настоящее время нет никакой войны. Есть кое-какие ученые с горячими головами, которые хотели бы сдать религию в музей древностей. Такие явления нельзя считать типичными. В том, что существуют среди религиозных деятелей горячие головы, имеющие желание подавить науку или считающие, что это возможно, – я сомневаюсь» [6]. Планк также поддерживает точку зрения о совместимости науки и религии. «В то же время религия и естествознание сталкиваются в вопросе о существовании и сущности Высшей Власти, господствующей над миром. Ответы, которые они здесь дают, до известной степени сопоставимы друг с другом. Во-первых, существует разумный миропорядок, независимый от человека, и, во-вторых, сущность этого миропорядка нельзя непосредственно наблюдать, а можно лишь косвенно познать или предположить его наличие. Для этой цели религия пользуется своеобразными символами, а точные науки – своими измерениями, основывающимися на восприятии. Иначе говоря, ничто не мешает нам отождествить (а наше стремление к познанию, нуждающееся в едином мировоззрении, даже требует этого) две повсеместно действующие и, тем не менее, таинственные силы – миропорядок естествознания и Бога религии» [3]. Квантовая механика, оказывается, не препятствует признанию Бога. Загадки природы, ускользающей от непосредственного наблюдения, с одной стороны, и таинства религии, непостижимые для исследователя, с другой. Общее – неизведанное здесь и там, непостижимое – для человеческого ума, но так манящее и зовущее, что невозможно устоять от познания и откровения.
Несмотря на то, что религия и знания имеют связь, у них есть и серьезные различия. Планк отмечает одно принципиальное различие. Религиозному человеку Бог дан непосредственно и первично. Из Него, Его всемогущей воли, исходит вся жизнь и все явления как телесного, так и духовного мира. Хотя Он и непознаваем разумом, но, тем не менее, непосредственно проявляет себя посредством религиозных символов, вкладывая свое святое послание в души тех, кто, веруя, доверяется Ему. В отличие от этого, для естествоиспытателя первичным является только содержание его восприятия и выводимых из них измерений. Отсюда путем индуктивного восхождения он пытается по возможности приблизиться к Богу, Его миропорядку как к высшей, вечно недостижимой цели.
Следовательно, и религия, и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания – в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других – вершину построения любых мировоззренческих принципов. Это различие соответствует дифференциации ролей, выполняемых религией и естествознанием в человеческой жизни. Естествознание нужно человеку для познания, религия – для того, чтобы действовать, ориентируясь в этом мире. Познание действие – два способа реализации себя в этом мире.
Кроме Планка есть ученые и философы, находящие различия между этими духовными феноменами. В процессе истории взаимосвязи науки и религии характеризовались как острыми, нередко трагическими конфликтами, так и попытками примирения науки и религии.Конфликты происходили, когда религия пыталась присвоить монопольное право определять всю духовную жизнь общества, быть высшим арбитром истины во взглядах на мир. Эти конфликты выразились, например, в создании инквизиции в Средние Века, или, наоборот, в антирелигиозной борьбе, проводимой в СССР. В борьбе с теологией наука завоевала себе право на независимое от религии существование. Состоялось размежевание сфер религиозной веры и научного познания: наука, познавая окружающий мир, использует собственные методы и согласно принципам научного мышления объясняет его на основе внутренних закономерностей развития. Религия сосредоточила внимание на предельных вопросах человеческого бытия: происхождение человека, смысл и ценности жизни, бессмертие души, ее существование в потустороннем мире. Главным методом решения этих вопросов в теологии является религиозная вера.
Вопрос о том, что находится в центре Вселенной – Земля или Солнце – больше не есть предмет дискуссий между наукой и религией. Строение и закономерности развития Вселенной находятся полностью в компетенции науки. Добытые наукой знания об окружающем мире не рассматриваются как абсолютные. В процессе познания они уточняются и углубляют. Но религия и ныне претендует на абсолютную истину в решении таких вопросов, как происхождение мира, человека, смысла и ценности ее жизни. Между наукой и религией во взглядах на истину есть общее и различное. Рассмотрим их, выделив существенные признаки этого расхождения.
Наука и религия предлагают человеку определенный выбор положений, каждое из которых выдается за истинное. Это общее между ними. Отличие состоит в том, что исходный пункт и обоснования истины в науке и религии различны. Истинные для научного мировоззрения – утверждения: а) о бесконечности Вселенной в пространстве и времени; б) причина грома – электрические разряды, а гриппа – вирусы. Эти утверждения отражают действительность, «схватывая» сущностные закономерности, проникая в нее. Религия же предлагает принять на веру: а) существование потусторонней жизни; б) искупление Иисусом Христосом своей кровью перед Богом грехов людей и обеспечение им вечной жизни на небесах; в) наступление Армагеддона.
Наука формирует свои положения в виде гипотез, теорий, законов, отражая действительность. Религия же формирует положения в виде «абсолютных истин». Хотя в религии есть отличия; они касаются культовых особенностей: поклонение иконе – в православии, отвержение икон – протестантизмом.
Истинность научных положений подтверждается опытом, рациональным анализом, практикой. Ни одна из религий не выдерживает такой проверки, ее основные положения воспринимаются на веру.
Научные положения усваиваются человеком, благодаря их доказательности, наглядности, проверке на практике. Религиозные верования прививаются человеку внушением и самовнушением. Если в детские годы – это пример родителей, то далее –воздействие стереотипов, поддерживающихся у верующего проповедниками и общением с единоверцами. Верующий в окружении мусульман и сам становится мусульманином, среди христиан – христианином, среди буддистов – буддистом.
Подведя итог рассмотрению проблемы соотношения науки и религии, отметим, что наука –это рациональное основание культуры, а религия – ее иррациональный компонент. Исследуя различные типы рациональности, господствующие в ту или иную эпоху, В.С. Швырев отмечает что «рациональность – это определенный тип отношений человека к миру, способ его вписывания в него, овладения собственным способом существования» [4]. Действительно, знакомство с мифологическими, религиозными и философскими картинами мира демонстрирует, как формировались представления о мире как едином живом организме, в котором все элементы взаимосвязаны, взаимодействуя между собой. Кстати, уже Платон говорил о том, что рационалистический способ мышления далеко не единственный способ освоения мира, и истоки творчества нужно искать не в сознании (разуме) человека, а в его подсознании (в сердце).
Религия и естествознание не исключают друг друга, а скорее дополняют, обуславливая друг друга. Пожалуй, доказательством совместимости религии и естествознания является исторический факт, свидетельствующий о глубокой религиозности великих естествоиспытателей Нового времени – Кеплер, Ньютон, Лейбниц. Занятия естественными науками и религией находились в одних и тех же руках. Прикладной естественной наукой – медициной – занимались жрецы, а местом проведения научных исследований в средние века – монашеские кельи. Далее, по мере разветвления культуры пути науки и религии стали постепенно расходиться, задачи, стоящие перед ними, дифференцироваться. Знания и умения – это прерогатива науки, их нельзя заменить мировоззренческими убеждениями. Адекватное отношение к нравственным проблемам вряд ли можно сформировать только на основе рационального познания. Оба эти пути – религия и наука – не расходятся, а параллельно сосуществуя, встречаются в бесконечности у одной и той же цели.
Список литературы:
[1]. Вера. Новая философская энциклопедия // сайт ИФ РАН [Электронный ресурс.] iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH21249546aec8c8b3b76221
[2]. Мень А. История религии. т. 1. Истоки религии.- М.: Жизнь с Богом,2011.-400с.
[3]. Мах Planck. Religion und Naturwissenschaft. Vortrag gehalten im Baltikum (Mai 1937) von Dr. Max Pfanck. 2te unverand. Auflage. Joh. Ambrosius Barth Verl. Leipzig, 1938.
[4]. Швырев, В. С. Рациональность в современной культуре // Общественные науки и современность. 1997. – № 1. – С. 105-116.
[5]. Брук, Д.Х. Наука и религия. – М.: ББИ, 2004. – 352 с.
[6]. Бутру Э. Наука и религия в современной философии. – М.: Красанд, 2010.– 360 с.
[7]. Маркова Л.А. Наука и религия. Проблемы границы. – М.: Алетейя, 2000.– 256 с.