В настоящее время существуют различные формы экономического сотрудничества, которые влекут за собой образование общего или единого экономического пространства. При этом встает вопрос для любых стран - как именно выстраивать отношения с другими странами, чтобы получить максимальную выгоду? Таким образом, необходимо выяснить, какие преимущества и недостатки у общего и единого экономических пространств.
Также в условиях глобальной экономики все большее распространение приобретают способы и виды предпринимательской деятельности, направленные на получение быстрой прибыли, главным образом за счет увеличения объемов операций на мировых финансовых рынках. Возрастание объемов операций на мировых финансовых рынках в результате либерализации валютных рынков, развития рынка производных финансовых инструментов, в свою очередь, ведет к увеличению объемов теневого и спекулятивного капитала, не заинтересованного в развитии национальной экономики и увеличении производства товаров и услуг. В условиях глобализации у капитала появляются новые возможности для самовозрастания за счет специальных и оффшорных зон, международного налогового планирования, путем создания международных финансово-промышленных групп.
Современный этап развития интеграционных процессов характеризуется спадом влияния крупных международных организаций по многим причинам, таким как несоответствия современной расстановки сил на международной арене и интересов этих организаций, а также наличия большого количества участников, что тормозит принятие многих и решений и влечет за собой «разбивку» на более мелкие региональные интеграционные объединения.
Прежде всего, стоит разграничить понятия общего и единого экономического пространства. Общее экономическое пространство - отличительная черта крупных регионов, территорий. Данное пространство выделяется своим выгодным местоположением и предполагает совместное использование ресурсов территории участников такого пространства [5, с. 41]. Признаком общего экономического пространства обладают все международные территории общего пользования (открытое море, космическое пространство и др.). Однако такие пространства не обладают отличительными свойствами единого экономического пространства, когда хозяйственные комплексы на территории подчиняются единым правилам хозяйствования. Общее экономическое пространство - «платформа» для дальнейшей более глубокой интеграции по созданию ЕЭП.
Единое экономическое пространство предполагает наличие единой инфраструктуры, макро- и микроэкономической политики, что позволяет беспрепятственное движение товаров и услуг, физического и человеческого капиталов. Таким образом, каждая страна-участница такого пространства руководствуется едиными правилами регулирования экономики, что позволяет устранить барьеры межстрановой торговли. Зачастую наличие наднационального экономического органа управления сопровождает более качественную интеграцию на территории единого экономического пространства [2, с. 22].
На данный момент под критерии единого экономического пространства попадают лишь некоторые союзы: ЕС как «эталон» интеграции для разнонаправленных экономик, который, однако, в настоящее время переживает нелегкие времена, и ЕАЭС - постсоветское сотрудничество, перспективы которого высоко оцениваются экономическим сообществом. ЕС и ЕАЭС - две разноплановые формы развития единого экономического пространства. В период распада бывшие союзные республики пережили ряд экономических волнений и кризисов, что значительно подорвало их экономику. На глазах уничтожался прежний хозяйственный механизм. Закрывались многие предприятия, а порой и целые отрасли [1, c. 47]. Для того чтобы обозначить перспективы развития той или иной страны в условиях как социально-политической, так и экономической нестабильности, возникла необходимость взаимовыгодной интеграции со стратегически важными государствами. Долгое время постсоветское пространство пыталось воссоздать хозяйственный механизм. Итогом стало создание ЕАЭС. Опыт европейской интеграции (долговой кризис и выход некоторых стран из Еврозоны) должен способствовать более грамотной проработке отношений между странами-участницами ЕАЭС.
Параллельно с формированием ЕАЭС развиваются более «свободные» формы интеграции - преференциальные торговые соглашения (ПСТ) различного уровня [5, с. 120]. Такой вариант экономического сотрудничества, в зависимости от степени интеграции, предполагает упрощенные процедуры межстрановой торговли и, в случае более углубленного сотрудничества, наличие общего экономического пространства. ПСТ является привлекательным инструментом для проникновения на восточные рынки.
Необходимо выявить положительные факторы функционирования каждого из пространств. Единое экономическое пространство - целостная структура, которая в качестве конечной цели ставит создание беспрепятственного передвижения товаров и услуг с помощью унификации и стандартизации в различных областях экономики. При этом наднациональный орган призван блюсти соблюдение единого законодательства. Единое законодательство позволит упростить осуществление предпринимательской деятельности на такой территории за счет снижения транзакционных издержек [1, с. 50].
Возможность внедрения единой валюты или же использования только национальных валют при взаиморасчетах позволит снизить зависимость от нефтедоллара, будет способствовать укреплению национальных валют. Странам-участницам Евразийского экономического союза для координации монетарных политик необходимо достичь прогресса по трем направлениям - снижению инфляции, росту дедолларизации и укреплению национальных валют [4]. После того, как компромисс по этим вопросам будет достигнут, можно говорить о возможности и экономической необходимости внедрения единой валюты. Большинство экспертов уверены, что создание единой валюты может произойти не ранее, чем в 2025 году.
Все вышеуказанные преимущества относятся к макроэкономике, т.е. имеет влияние на всю страну, а не на отдельные хозяйствующие субъекты. Для бизнеса имеет большее значение понятие «конкуренция юрисдикций». Данное понятие скрывает за собой качественную борьбу каждой из стран-участниц ЕЭП за предпринимателя. Ведь очевидно, что в ЕЭП существует намного больше сфер для ведения легального бизнеса. Здесь речь идет о инвестиционном климате, инфраструктуре. Это серьезный стимул для национальных бюрократий заняться совершенствованием рыночных институтов, административных процедур, улучшением делового и инвестиционного климата [3, с. 58]. Необходимо также совершенствовать законодательство в соответствии с лучшей мировой и европейской практикой.
В свою очередь, общее экономическое пространство предоставляет возможность предпринимателям получать преференции и доступ к закрытым рынкам, при этом наблюдается дискриминация остальных стран, которые не заключили подобный договор. Таким образом, предприниматели получают конкурентное преимущество перед другими участниками рынка, однако не вовлекаются в глубокую интеграцию.
Также стоит отметить, что ПСТ как пример такого пространства ставит целью получения выгоды страной в достаточно короткий срок, что абсолютно сочетается с принципами ведения хозяйственной деятельности - получение прибыли.
Таким образом, в настоящее время международное экономическое сотрудничество развивается в рамках общего экономического пространства (зоны свободной торговли, различные двусторонние таможенные соглашения и т.д.), что предполагает использование совместных ресурсов для получения бóльшей выгоды. Более глубокая интеграция влечет за собой формирование единого экономического пространства с наднациональными органами управления. Для предпринимателей встает вопрос: в рамках какого пространства экономическое взаимодействие будет проходить более эффективно?
Очевидно, что исходя из мотивов получения «быстрых денег», для предпринимателя выглядит более предпочтительным вариант общего экономического пространства, т.к. в таком формате страны аналогично стремятся улучшить качественные характеристик товаров и услуг, следуя норма и правилам стандартизации. Но ЕЭП - это фундамент интенсивного развития экономики, так как предполагает глубокую интеграцию стран-участниц, их стремление к созданию «идеального» механизма функционирования экономик, используя слабые и сильные стороны каждой из них.
Список литературы:
Андреева, Л. В. Национальная политика по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в Евразийском экономическом союзе и СНГ (российский опыт) // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. - 2016. - № 3. - С. 46-56.
Боконтаева, Д. К. Развитие национального предпринимательства в рамках ЕАЭС: состояние и перспективы //Институт экономики имени академика Дж. Алышбаева Национальной академии наук Кыргызской Республики. - 2016. - № 2 (27). - С. 20-26.
Волкович, Ю. И. Роль малого предпринимательства в условиях глобализации экономики // Национальный исследовательский университет Московский государственный строительный университет. - 2017. - Т. 2. - № 6 (21). - С. 55-58.
Соглашении о формировании Единого экономическое пространства от 19 сентября 2003г. [электронный ресурс] // http://archive.kremlin.ru/text/docs/2003/09/52478.shtml: Дата обращения: 12.02.2018
Шишин, С. В. Предпринимательство в условиях глобализации: основные черты и противоречия: автореф. дис… д-ра экон. наук - Москва, 2008. - 325 с.