В настоящее время существует проблема в понимании эмоционального интеллекта как психологического феномена. Различные авторы вкладывают разную наполненность в это понятие. В нашей работе мы опираемся на исследования Г. Гарднера, который, описывая в своей работе множественную теорию интеллекта, выделял семь его вариантов: вербальный, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинетический, внутриличностный, межличностный.
Последние два - внутриличностный и межличностный - как раз и составили содержание понятия эмоционального интеллекта в подходе Д.В. Люсина при разработке опросника «ЭмИн». Например, внутриличностный интеллект Г. Гарднер понимал как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением» [8, c. 15]. А вот межличностный интеллект, по мнению Г. Гарднера, включает способность отслеживать чувства других и использовать полученные знания для прогнозирования их поведения. Один из элементов личностного интеллекта также связан с чувствами и очень близок к тому, что Дж. Мейер, П. Сэловей и Д. Карузо подразумевали под понятием эмоционального интеллекта.
Г. Гарднер выделял социальный интеллект как один и типов интеллекта. Он определял его как способность понимать людей и управлять ими. Также, в исследованиях установили, что социальный интеллект может быть отделен от общих академических способностей. Эмоциональный интеллект теперь рассматривается как подструктура социального интеллекта, включающая в себя способность наблюдать за собственными эмоциями и эмоциями других людей, различать их и использовать полученную информацию для управления мышлением и действиями.
В целом, можно сказать, что эмоциональный интеллект не несет в себе общие представления о себе и оценку других. Он заостряет внимание на познании и использовании своих эмоциональных состояний и эмоций окружающих людей для решения проблем и регуляции поведения.
Далее, мы можем отметить, что на понимание собственных эмоций и эмоций других людей влияет уровень развития эмоционального интеллекта, и чем он выше, тем лучше выражена способность к пониманию. Также, уровень эмоционального интеллекта влияет на способность к управлению эмоциональной сферой, что приводит к более высокому уровню адаптивности и эффективности в общении.
Эмоциональный интеллект, в отличии от конкретного и абстрактного, которые показывают закономерности внешнего мира, выражает внутренний мир и его связь с поведением индивида и взаимодействия с реальностью. Итоговый продукт эмоционального интеллекта - это принятие решений на основе отражения эмоций и их осмысления, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл. В конечном счете, в основе эмоциональной саморегуляции лежит эмоциональный интеллект.
В представляемом сообщении эмоциональный интеллект рассматривается в качестве метакомпетенции, обеспечивающей эффективность в межличностных коммуникациях и профессиональной деятельности. Особую роль эмоциональный интеллект играет в при реализации учебно-профессиональной деятельности у представителей социономической сферы – педагогов, психологов, тренеров, менеджеров и т.д.
Анализ литературы показывает, что наблюдается недостаточная изученность этого феномена с точки зрения детерминант его развития и включенности в профиль каждой профессиональной группы.
Таким образом, сравнительные исследования, направленные на выявление различий между представителями разных специализаций выступают как необходимый этап в сборе эмпирических данных, касающихся эмоционального интеллекта. Сопоставление близких профессиональных групп позволяет дать дифференцированный и подробный анализ конфигурации компонентов, составляющих эмоциональный интеллект каждой выборки.
В данной работе это будет реализовано путем сравнения студентов, обучающихся на психологическом факультете, и студентов, получающих квалификацию педагога физической культуры.
Профессия психолога отличается наличием у человека определенных личностных качеств, которые способствуют достижению наибольших результатов сначала в процессе обучения, а затем – в профессиональной деятельности. Для психолога крайне важно уметь общаться с людьми, понимать их, а также осознавать и управлять собственными эмоциями.
Профессия педагога, в том числе, и учителя физической культуры, также предполагает необходимость эффективного влияния на состояния воспитанников, поддержание в них мотивации учения, применение различных коммуникативных приемов, помощь детям и подросткам в совладании с различными состояниями. При этом педагог, конечно же, должен эффективно управлять собственным состоянием и выдерживать стрессовые нагрузки, связанные с ответственностью и интенсивностью ежедневного многоуровневого общения.
Эмпирическая база исследования представлена 86 испытуемыми: 51 женщина и 35 мужчин. Возраст – от 18 до 23 лет. На момент исследования испытуемые находились в процессе получения образования, являлись студентами физкультурного и психологического факультетов.
В исследовании применялись следующие методики:
1. Опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина
2. Словарь эмоций Е.С. Ивановой.
3. Тест оценки лицевой экспрессии Е.С. Ивановой.
4. Методика «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС-2).
5. Торонтская шкала алекситимии.
Рассмотрим результаты сравнения показателей в обследованных группах испытуемых.
Для сравнения данных обследованных выборок мы использовали U-критерий Манна-Уитни.
Опираясь на результаты вычислений, можно сказать, что студенты ИПс имеют более высокие показатели уровня межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта, точнее распознают эмоции окружающих людей.
Более высокие показатели у студентов-психологов по этим шкалам говорят о способности к осознанию своих эмоций и лучшему распознаванию их. Более развит контроль внешних проявлений собственных эмоций, а также способность понимания эмоционального состояния другого человека. Тот факт, что выше уровень внутриличностного эмоционального интеллекта, связан со склонностью психологов больше анализировать свое эмоциональное состояние и отслеживать изменения. Они более вдумчивы и внимательны к эмоциональным переменам, как внутренним, так и к переменам окружающих людей. Это связано со спецификой будущей профессии.
Студенты-физкультурники обладают более высоким уровнем коммуникативных и организаторских навыков. Это связано со спецификой их обучения и профессиональной подготовки, которая уже в студенческом возрасте дает им опыт преподавания. Такой результат может объясняться тем, что многие они поступили в вуз преимущественно по окончании колледжа, имея опыты участия в соревнованиях, тренировки навыков саморегуляции и прослушав курс лекций психологии в колледже. они активно занимаются педагогической деятельностью, тренируют команды и спортивные коллективы. Им приходится общаться сразу с большим количеством людей, в том числе, следовать определенным правилам и выполнять нормативы. В такой среде развиваются навыки общения, индивид получает большой опыт нахождения в разных группах. Другими словами, студенты-физкультурники имеют важный опыт отработки своих коммуникативных и организаторских навыков, в отличие от студентов-психологов, которые не имеют подобного опыта и больше развивают умение рефлексировать.
Для того, что бы проследить взаимосвязь между показателями использованных методик, был проведен корреляционный анализ, с помощью коэффициента r-Пирсона для каждой выборки.
В группе студентов-физкультурников значимая (p