ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Саадова О.Л. 1, Абашина В.В. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном обществе проектная деятельность становится все более актуальным. Метод проектов активно используется не только в школах, но и в детских садах. Этот метод эффективен, потому как дает ребенку возможность развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позво­ляя ему в дальнейшем успешно адаптироваться к школе. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОО открытой для активного участия родителей. В соответствии с законом «Об образовании в РФ», записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи [3]. Метод проектов может быть осуществлен как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей. Внедрение проектной технологии в воспитательный процесс ДОО обусловлено требованиями Стандарта, а именно: создания условий для развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми (п. 2.4), для активности ребёнка как субъекта образовательных отношений, для формирования познавательных интересов, познавательной мотивации, познавательных действий, а также поддержки инициативы детей в различных видах деятельности (п. 1.4.; п. 2.6)[4]. Одним из важных направлений ФГОС дошкольного образования является - «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Современному дошкольникунеобходимо уметь самому добывать знания, это можно обеспечить ему использованием в практике детских садов метода проектов. Основной целью метода проектов является развитие познавательно-исследовательских навыков детей в сотрудничестве с педагогами и родителями, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом [2]. Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, так как он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимодействия ДОО и семьи. Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуа­ции, которая не может быть решена прямым действием, поэтому нужно находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу. Использование метода проектов в работе с дошкольниками имеет свои особенности. Необходимо направлять ребенка, помогать обнаруживать проблему, создать условия, вызвать к ней интерес и привлечь детей в совместный проект. Главное отличие от других форм организации образовательного процесса является то, что здесь дети являются активными участниками и инициаторами идей для проектов. Организуя проект, воспитателю необходимо решать такие задачи, как инициировать деятельность детей и обсудить вместе с детьми как будет проходить работа, а также ее результат. Помимо этого воспитателю необходимо создать условия для того, чтобы велась детская проектная деятельность. Метод проектов это способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели (Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.). [1, 41-44]. Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль помощников, наблюдается значительное продвижение в развитии. Привлекая родителей к работе над проектом, нужно создать условия для дополнительных возможностей, для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Замысел дошкольника опережает его возможности и ребенку необходимо помощь взрослого, поэтому к реализации проектной деятельности привлекаются родители. Совместное выполнение замысла ребенком и его родителями укрепляет детско – родительские отношения. Проектная деятельность способствует также развитию разнообразной игровой деятельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми, развитию и совершенствованию детско-родительских отношений. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Таким образом, прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. Перспективность метода проектов в системе дошкольной образовательной организации заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, способствует развитию творческого мышления, логики познания, совместной познавательно-поисковой деятельности, коммуникативных навыков и многог другого. Всё это является составляющими успешной личности и оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Уже в дошкольном возрасте ребенок учиться излагать свои мысли. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Использование метода проекта в образовательном процессе дошкольной образовательной организации помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. В ходе проектной деятельности дошкольники также приобретают необходимые социальные навыки — они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Список используемой литературы

  1. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников [Текст] / Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.: Мозаика – Синтез, 2014.- 235 с.

  2. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду [Текст] / Л.Л. Тимофеева – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,2011. – 80 c.

  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://минобрнауки.рф

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: минобрнауки.рф/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf

Просмотров работы: 342