ЯВЛЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ПОЭЗИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЯВЛЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ПОЭЗИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На крупнейшем российском литературном портале Стихи.ру на 05 февраля 2018 года 784 136 авторов опубликовали 40 618 019 произведений. Это сервер, предоставляющий авторам возможность свободной публикации своих произведений[2]. Ежедневно этот ресурс используют свыше 100 000 посетителей. Очевидно, что не обращать внимания на явление Интернет-поэзии невозможно. В недалёком прошлом нельзя было и представить, сколько у нас поэтов. Сейчас есть возможность выбора, но в то же время сегодняшнее обилие поэтов заставляет читателя задуматься: как найти нужное произведение, то, что интересно тебе, то, что заставит твою душу волноваться?

Публикация в Интернете стала одной из доступных и популярных форм представления текста читателю, и поэтический текст – не исключение. Даже признанные авторы используют и сетевые сборники, и альманахи, и сайты со свободным размещением произведений, и блоги и т.д. Но для любителя, поэтического дилетанта, неименитого автора, Интернет часто оказывается единственным пространством, в котором он может реализовать свои авторские амбиции, найти единомышленников и оказаться в той среде, которая позволяет ему ощутить себя литератором, поэтом, частью «поэтического народа». Именно сообщество непризнанных авторов, на наш взгляд, и является творцом Интернет-поэзии. Из-за разнообразия, новизны феномен Интернет-поэзии изучен мало.

Споры о правомерности определения «Интернет-поэзия» ведутся с тех пор, как во всемирной сети начали размещать первые тексты. Основной вопрос, связанный с сетевой поэзией, касается её соотношения с так называемой «бумажной» литературой, то есть, традиционными формами публикации. Специфика бытования поэтического текста в виртуальном пространстве обеспечивает ему своеобразную интерактивность, поскольку текст неотделим от комментария, читательского восприятия, начатков литературно-критического осмысления. Интернет-текст порождает сложную систему взаимодействий как с уже существующей традицией, так и с образом этой традиции в сознании массового читателя и потребителя поэзии.

Интернет-поэзию можно охарактеризовать как особый способ бытования поэтических текстов и комментариев к ним, формирующий специфическую литературно-критическую среду.

Созданная в Интернете среда ежедневно порождает тысячи поэтов и в несколько раз больше читателей, это массовая литературная культура. Появляющиеся на Интернет-сайтах произведения становятся частью современного литературного процесса. Именно этим и обусловлена актуальность работы: особенности сетевого существования поэзии мало рассматривались. Признавая вторичность Интернет-поэзии, мы отводим ей существенную роль в формировании современных литературных вкусов.

Цель работы – анализ формирования и бытования Интернет-поэзии.

Для достижения поставленной цели решались следующие следующие задачи:

- описание феномена Интернет-поэзии;

- характеристика особенности культуры создателей Интернет-поэзии;

- анализ основных моделей и закономерностей формирования культурной памяти;

- анализ взаимодействия медийной словесности в её сетевом воплощении с литературной традицией.

Объектом исследования являются произведения Интернет-поэзии, опубликованные на сайте Стихи.ру («Национальный сервер современной поэзии», как его назвали разработчики) и других сетевых ресурсах в настоящее время.

Предмет исследования – виды и способы существования Интернет-поэзии, выполняемые ею функции.

Среди методов исследования определяющими являются следующие: описательный, статистический, сравнительный.

Результаты работы могут помочь при изучении современного литературного процесса.

Гипотеза работы - Интернет-поэзия является специфической культурной средой со своими правилами поведения и ценностями, особым способом бытования текстов и комментариев к ним. Интернет-авторы чувствуют себя обитателями специфического пространства: во-первых, сетевого, виртуального, а во-вторых, – поэтического.

В коллективном сознании поэзия в меньшей степени представляется составляющей литературного процесса. Интернет-поэзия – это единство текстов и персоналий, в котором не разграничены историко-культурные эпохи или мало разграничены, литературные методы и направления.

Тогда, всё, что существовало в литературе до сетевого авторства, - это традиция. Сходство с образцом, вторичность – это то, что даёт ощущение включённости, причастности к поэзии традиционной по степени существования.

Сетевой текст, как правило, предельно серьёзен, потому что это - декларация авторского переживания. Поэтический текст осмысливается как производный от биографии автора, отсюда поиски в жизни автора объяснений, поиски продолжений. Текст, в свою очередь, связывается с обстоятельствами жизни, отражает их, переводит в область поэтическую, почти не преобразуя, поскольку является прямым выражением чувств. Поэт становится символической фигурой, символом. Важное значение имеют псевдонимы, принимаемые в данном виртуальном пространстве, ощущение важности поэтического слова.

Интернет представляет собой прежде всего колоссальное хранилище информации и коммуникативную среду, что, во многом, определяет характер поэзии, рождающейся и живущей во всемирной сети. Сетевая поэзия – творчество «читателей, взявшихся за перо» (определение А. И. Белецкого), причём читатели эти находятся в постоянном общении, каждый текст является отражением других. Творчество Интернет-автора диалогично, предельно ориентировано на прочтение, на отклик. Дистанция между поэтом-автором и читателем минимальна: комментарии к произведению и само произведение взаимодействуют. Автор, общаясь, конкретизирует свою позицию, объясняет положения, редактирует текст, откликаясь на читательские высказывания. В связи с этим можно говорить о следующих типах комментария-отклика: эмоциональном («понравилось, «спасибо», «прекрасно», «живо», «чушь», «набор слов» и т.д.), критическом осмыслении и анализе (соотношение рифмы, попытка найти подтекст, вписать произведение в культурный контекст), диалоге, пожалуй, специфичном отклике, присущем сетевой поэзии.

Кроме всего, Интернет даёт иллюзию востребованности и преодоления авторского одиночества, поэтические ресурсы становятся для сетевых авторов не только местом размещения произведений, но и оправданием творчества.

Центрами развития русскоязычной Интернет-поэзии выступают сайты с возможностью бесплатной регистрации в качестве автора и свободным размещением произведений, сетевые ресурсы, придерживающиеся крайне демократичной политики в отношении авторов и публикаций, такие как Стихи. ру (первый в Рунете сайт подобного рода), «Интерлит», «Литературная страница», «Клубочек», «Новая литература», «Сетевая словесность» и др.

Таким образом, коммуникативная природа Интернета позволяет оформиться и аккумулироваться многим явлениям, существовавшим всегда на периферии литературного процесса: это и медийная (секундарная) словесность, и наивное творчество, и маргинальная литература, и многое другое. Интернет в каком-то смысле даёт им новое право на существование, заново прописывает их в пространстве литературы, поскольку в сети работает простой закон: ценно то, что востребовано – в данном случае, читателем. Безусловно, Интернет-поэзия вторична, она не создаёт принципиально нового, но вторичность сетевого текста крайне сложна и многоуровнева, он восходит сразу ко многим образцам, поскольку виртуальное пространство, живущее по принципу гиперссылок, не знает границ жанра, направления и метода.

Список литературы:

1. Ракитина, Е. Б. К проблеме авторской самоидентификации в Интернет-поэзии / Е.Б.Ракитина// Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2008.- № 1 (1).- С. 149-153.

2. Национальный сервер современной поэзии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stihi.ru/. – (дата обращения: 04.02.2018)

3. ГеоПоэзия.Ру: Библиотека географической поэзии [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.geopoesia.ru/– (дата обращения: 04.02.2018)

4. Сетевая словесность. Литосфера. Литературный интернет [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.netslova.ru/ring/– (дата обращения: 04.02.2018)

Просмотров работы: 458