АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В МЕДИА-СИСТЕМАХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В МЕДИА-СИСТЕМАХ

Чунина А.Д. 1
1Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, ИНЭУ, (гр. 14-ДиА)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы определяется данностью современного мира, суть которой состоит даже не в невозможности представить социум без информационных технологий, а скорее, в «технологической конвергенции и новой системе мультимедиа» [2]. Удивительно, но порой даже трудно осознать перемены, составляющие нашу повседневность. Конвергенция методов «размывает границы между медиа, даже между двусторонней коммуникацией (пресса, радио, телевидение)» [2]. Как следствие этого, сервис, представленный каким-то одним способом, вещание, например, в настоящее время репрезентирован разными физическими средствами. Очевидно, что прямые отношения межу средством информации и его использованием трансформируются, демонстрируя новые возможности сетевых проектов и бизнес-коммуникаций. Разворачивающаяся в последнее десятилетие дигитализация, со всеми вытекающими проявлениями и последствиями, – инициирует постановку исследования антропологического и аксиологического измерения коммуникации [4]. Это касается каждого пользователя Интернета. Все мы являемся заложниками принципиально новой среды, «коммуникационной материи нашей жизни, охватывающей работу, личные связи, социальные взаимодействия в социальных сетях, общественные услуги, политику и религию» [2]. Каково человеку быть окутанным «материей» нового качества? Как защитить человека?

Целью данной работы является изучение защиты информации в медиа-системах. Но наша задача – это не технологические параметры защиты, а аксиологические аспекты. Пока мы люди, мы не можем обходиться без нравственности; именно она делает нас людьми. К задачам работы относится: а) изучение особенностей информационных технологий современного мира; б) анализ изменений отношения общества к проблеме защиты информации; в) рассмотрение основных мер защиты информации в масс-медиа.

Выделяя общие характеристики СМИ в сфере культуры и науки, можно отметить следующее:

1) в узком смысле медиа-системы в современном мире выступают первичными источниками определений (иначе говоря, значений) и образов социальной реальности, т.е. они конструируют социальную реальность, определяя ее конфигурации и весь рисунок, в том числе именно они ответственны за формирование сообществ, что предполагает рассмотрение проблем идентичность;

2) в широком смысле медиа-системы, включающие традиционные (печатная пресса, радио, телевидение и т.д.) и сетевые (интернет-ресурсы) источники информации являются особо важным элементом досуговых интересов. Ни для кого не секрет, что медиа-системы для довольно высокого процента населения формируют общую культурную среду по сравнению с другими социальными институтами;

Следствием распространения медиа-систем оказывается незапланированное, но постоянное возрастание влияния на человека. Меняются мировоззрения людей, их духовные ценности и моральные принципы. К сожалению, на данном этапе далеко не каждый об этом задумывается.

Массовая коммуникация считается важнейшим инструментом идеологии в современном обществе. Ее институционализация и расширение вещательных сетей делают доступными для постоянно увеличивающегося количества людей коммерциализированные символы, являющиеся формой идеологии [7]. Н. Луман определяет коммуникацию, как синтез трех различных селекций: информации, сообщения и понимания [3].

Несомненно, масс-медиа являются одним из тех компонентов психосоциальной среды обитания человека, которые претендуют на роль главного фактора формирования мировоззрения, а также духовных ценностей человечества. Но, если задуматься, то возникает вопрос: из-за чего это происходит? Почему медиа-системы оказывают такое значимое влияние на нас? Многие ученые пришли к выводу, что это происходит вследствие реакции или определенного рефлекса человека на все новое (как у всех животных) [5]. Принято считать, что инстинктивное поведение более сложное, нежели рефлекторное, и полагать, что инстинктивное поведение возникает как ответ на ситуацию, складываясь из более примитивных рефлекторных реакций на раздражители. Нам важно, что в основе любого поведения лежат инстинкты, то есть доставшиеся нам в наследство и прописанные в конструкции комплексы программ. Наш мозг – это компьютер, он получает данные, он хранит данные, он обрабатывает данные. Может ли компьютер работать без программ? Ответ известен. Значит, без программы не может быть поведения, то есть работы тела [5].

Большая часть наших программ нам уже предустановленна – это инстинкты. Их очень много, потому что мы сложны, и они составляют основу нашего поведения. Остальные программы наносные, мы их нарабатываем в течение жизни в процессе обучения. Они могут быть теми или иными – можно научиться говорить на русском, а можно – на китайском. Можно наработать рефлекс прикрывать рот во время зевания, а можно зевать широкомасштабно и не стеснительно. Но основу, поведенческий базис мы получаем вместе с телом, наводя привнесенными программами лишь некоторый марафет. Кора служит подкорке, а мозг телу, а не наоборот [5]. Таким образом, картина становится более понятной: очевидно, что все наши действия на распространение масс-медиа (в том числе и их влияние на нас) являются следствием нашей животной природы, т.е. иначе говоря, это «у нас в крови» так запрограммирован наш мозг. Кроме этого, масс-медиа постоянно своевременно оповещают общество о разнообразных событиях, активно влияя на принятие или отрицание различных культурных ценностей. Фактически масс-медиа сами формируют эти ценности, а эти процессы остаются мало изученными. Отчасти это обусловлено традиционными функциональными характеристиками СМИ, определяющими сферу их влияния. Пришло время напрямую заняться изучением влияния СМИ на общество. Аксиологические функции СМИ стали представлять значительный интерес. На рубеже XX-XXI столетий они стали наиболее популярной формой межкультурного контакта и общения личности с историческим, духовным и материальным опытом наций, поколений, государств, причем принесли колоссальное увеличение и расширение границ информации по сравнению с традиционными формами межкультурных контактов [6].

Естественно, что кроме позитивных черт это явление привело и к ряду недостатков. К их числу относится глобальная угроза подмены истинных духовных ценностей общества искусственными, напрямую зависящих от мировоззренческих установок различных авторов статей или других публикаций, создателей телепрограмм. Также существует другая опасность, суть которой состоит в том, что происходит разделение духовных ценностей в зависимости от социальных потребностей конкретного класса или группы.

Зеркалом соотношения цели и средств, избранных обществом для ее достижения, являются масс-медиа. В них отражаются все изменения ценностной ориентации, все перемены в идеологии государства. Но нельзя забывать, что СМИ не только зеркало, но и прекрасный инструмент влияния на общество, создания новых ценностей и ориентации. Один из современных крупнейших социологов Э. Гидденс следующим образом характеризует значимость СМИ в жизни современного общества: «Средства массовой информации – газеты, журналы, кино и телевидение – часто ассоциируются с развлечениями и поэтому рассматриваются как нечто второстепенное в жизни большинства людей» [1]. С этим утверждением можно поспорить. В современном мире коммуникации составляют большую часть жизни людей, в том числе не только как источник развлечений. Даже когда людям кажется, что масс-медиа оказывают расслабляющий эффект, это не всегда является действительно верно. Кроме информирования людей, СМИ оказывают огромное влияние на мировоззрение, в том числе посредством развлекательных журналов и программ.

В современных масс-медиа существуют определенные каналы моментальной доставки различной информации. Благодаря оперативности обмена информацией у людей есть возможность массового общения, т.е. происходит процесс аксиологической социорегуляции. Но остаются и формы «консервации» информации, т.е. есть условия для передачи духовных и материальных ценностей поколения к поколению.

Поэтому средства массовой информации можно охарактеризовать как объективно-исторический процесс трансляции культурного фонда, осуществляемый тремя методами: а) материального воплощения социальной и культурной информации (пресса), б) вербального (радио) и аудиовизуального (телевидение), в) а кроме того при помощи технических средств тиражирования [6].

Проводя анализ методов формирования духовных ценностей, а также их трансляции через СМИ, необходимо учесть их характер общения с целевой аудиторией. При взаимодействии с любой аудиторией для СМИ их слушатели являются анонимными и безличными, не являющимися конечным адресатом информации с некими духовными ценностями, не явно содержащимися в контексте. Поэтому при приеме любой информации необходимо учитывать этот фактор и предвидеть возможные моменты неопределенности и непредсказуемости подтекста в сообщениях СМИ.

Роль масс-медиа в формировании духовных ценностей общества определяется тремя взаимодействующими компонентами. Аккумулятивность СМИ– способность впитывать в себя и сохранять разнообразные достижения в различных сферах общественной жизни делает масс-медиа весьма устойчивыми. По этой причине в вопросах приобщения обширных масс к какому-либо элементу культуры, а вместе с этим и к духовным ценностям, никто и ничто не сможет конкурировать с медиа-системами.

Не стоит забывать, что трансляции духовных ценностей целевых аудиториям лишь одна из форм влияния СМИ на социум. Второй формой являются творческие аспекты СМИ. Наконец, третьей формой является то, что благодаря своевременности доставляемой информации до получателей, документальной фиксации различных ценностей и демонстрации их влияния, СМИ привносят в жизнь людей ряд эстетических качеств, влияющих на формирование ценностей.

Этот процесс обогащения культуры за счет освоения новых эстетических качеств средств массовой информации, открытых и внедренных в практику благодаря их технизации, существенно влияет не только на аксиологически-креативную область их деятельности, но и раздвигает горизонты духовного обогащения личности, что в свою очередь влияет на ускорение процессов инклюзии ценностей [6]. Из-за воздействия СМИ в мышление людей внедряются новые образы и символы, которые содействуют расширению кругозора, а также выработке новых способов мышления.

Осмысление взаимоотношения и взаимозависимости средств массовой информации с другими культуро-наследовательными и аксиологическими методами и способами общества не является только теоретической проблемой. Пребывая на стыке многих отраслей знаний, теория средств массовой информации способна выдвинуть ряд положений, важных для различных наук, и в первую очередь для философии, в частности, аксиологии. Ее развитие сегодня немыслимо без знания о путях и способах формирования с помощью СМИ ценностей, о процессах их инклюзии, трансляции как в актуальном, так и в историческом аспектах. Вполне можно говорить о прикладнизации философского знания, ибо территория философии – это «ничейная земля». Философия всегда работает на границах.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы. Прогрессивное развитие информационных технологий, особенно масс-медиа, принесло современному социуму целый ряд уникальных возможностей получения и транслирования информации, а также ее использования. Информатизация общества происходит посредством распространения систем связи и телевидения, различных спутниковых навигаций. Социум пользуется плодами современных технологий, но мало задумывается о последствиях, в числе которых кардинально новое мировоззрение и изменение духовных ценностей, т.е. деструктивное воздействие СМИ с нравственной точки зрения. Артикуляция этих проблем – это начало осмысления и продвижения по пути учета собственно человеческих интересов.

Список литературы

[1]. Гидденс, Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

[2]. Кастельс,М. Власть коммуникаций: электронная версия. URL: https://id.hse.ru/data/2015/12/22/1132940537/Castells_site.pdf

[3]. Луман, Н. Что такое коммуникация? / Пер. с нем. Д.В. Озирченко // Социологический журнал. 1995. № 3. С. 114–125

[4]. Михайлова, Т.Л. Проблематизация теоретических основ коммуникативистики / Т.Л. Михайлова // Вестник НГТУ им. Р.Е.Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2008. № 1. – С. 26-38.

[5]. Никонов, А. Человек как животное: электронная версия. URL: http://www.urantia-s.com/library/nikonov/chelovek/full

[6]. Поликарпова, Е.В. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе / Е.В. Поликарпова.- Ростов-на-Дону, 2012.- 53 с.

[7]. Черных, А. Мир современных медиа: электронная версия. URL: https://profilib.net/chtenie/140735/alla-chernykh-mir-sovremennykh-media-34.php

Просмотров работы: 316