АССОЦИАТИВНЫЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АССОЦИАТИВНЫЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Кузнецов М.С. 1, Косован О.Л. 1
1Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время происходит пересмотр традиционных методов и приемов преподавания иностранных языков в высших учебных заведениях.

В методике преподавания иностранных языков помимо традиционных, появляются и нетрадиционные методы обучения, представляющие собой альтернативу классической системе.

Профессор Стенфордского университета Рон Аткинсон в 70-х годах предложил студентам такой оригинальный вариант запоминания – по созвучию со знакомыми и известными словами на родном языке. С подобранным словом или сочетанием нескольких слов необходимо составить предложение–ассоциацию, включающее перевод. Например, если словосочетание «шахматный удар» в английском языке «chess knock» (созвучно русскому «чеснок»), то предложения для запоминания может быть таким: «Нанес шахматный удар и съел чеснок». Метод удобен с точки зрения индивидуального подхода и необходимости свободно мыслить, а не зубрить вслепую. Разумеется, полноценно выучить язык без заучивания не получится, но данный метод будет хорошим подспорьем для пополнения словарного запаса [1].

Педагогическая практика показывает, что студенты неязыковых вузов часто испытывают затруднения при обучении иностранному языку и теряют интерес к его изучению. Предполагается, что нетрадиционные методы обучения будут способствовать формированию мотивации обучения иностранным языкам в неязыковых вузах. «Нетрадиционные методы обучения формируют у обучающихся способность к саморазвитию и самообразованию» [2].

Целью данной статьи является рассмотрение именно нетрадиционных методов. Одним из нетрадиционных методов при изучении иностранного языка является ассоциативный метод, направленный на более продуктивное овладение иноязычным лексическим материалом.

Общеизвестно, что информация в большинстве случаев всплывает в человеческой памяти ассоциативно. Другими словами, наши мысли или какой-то предмет вызывают ассоциации, которые обращают мозг к определённым участкам памяти – место хранения другой информации [3].

Эксперименты Аткинсона доказали высокую эффективность применения этого способа ассоциаций при запоминании иностранных слов. Согласно этому методу, к каждому слову придумывается своя словесная и визуальная ассоциация, которая всплывает сразу же после того, как человек сталкивается с таким словом.

Ассоциацией называют «возникшую в опыте индивида закономерную связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого».

Существует два основных подхода при обучении лексике при помощи метода ассоциаций: метод фонетических ассоциаций и метод наводящих ассоциаций. Метод фонетических (звуковых) ассоциаций основан на запоминании иностранных слов при помощи созвучных слов родного языка.

Ассоциативный метод – это метод наводящих ассоциаций – процесс преобразования слова в ассоциацию разными приемами. К таким приемам можно отнести:

1) прием символизации (зима – снежинка);

2) кодирование по созвучию (сфера – афера);

3) прием привязки к хорошо знакомой информации (планета Уран – руда уран)

4) образование слова из слога (-ник- – чайник);

5) прием образования ассоциации (все созданные образы соединяются в ассоциацию).

Приведенные ниже примеры позволят получить более наглядное представление о методе:

1. Das Buch (в каждой книге есть буквы) – книга.

2. Die Illustrierte (печатное издание с иллюстрациями, картинками) – журнал.

3. Die Liste (листаю список) – список.

4. Der Koch (кок, повар на корабле) – повар.

5. Der Junge (юнга, молодой моряк) – мальчик.

6. Der Käse (коза дает молоко, из которого делают сыр) – сыр.

7. Natürlich (натурально, студенческий жаргон – «в натуре») – естественно, конечно.

8. Der Elefant (слоны ели фантики) – слон.

9. Klavier spielen (у студентов воспринимается «клава», как клавиатура, но на клавиатуре не играют, поэтому это «клавиша, клавишный инструмент) – играть на пианино.

10. Das Vermögen (верное моё) – имущество.

При составлении ассоциации можно воспользоваться следующими советами:

1. Подключайте свою фантазию и старайтесь придумывать необычные, яркие сюжеты, которые будут легко запоминаться.

2. Лучше использовать короткие сюжеты и использовать в них больше действий со значениями, которые нужно запомнить.

3. Используйте в запоминании как позитивные, так и негативные эмоции и образы.

4. Используйте имена в запоминании, а если знакомых и родственников с такими именами нет, представьте, что они у вас есть.

5. Как можно чаще сами принимайте участие в этих сюжетах. Вспоминайте разные курьезные случаи, которые с вами произошли, подключайте своих друзей, родных и знакомых.

Метод наводящих ассоциаций – один из самых трудных для освоения в мнемотехнике.

Согласно данному исследованию можно сделать вывод, что, несмотря на повышенный интерес к ассоциативному методу, большинство студентов предпочитают именно механический способ изучения иностранного языка. Это вполне объяснимо, так как у многих из них не развито образное мышление, применение которого необходимо при ассоциативном подходе. И для них проще запомнить само слово, заучив его, чем придумывать ассоциацию.

Метод фонетических ассоциаций хорош тем, что быстро и легко позволяет запомнить сложные слова. Он требует большой концентрации и многократного повторения изученного слова, чтобы в памяти отложилось именно слово, а не ассоциация. Метод удобен с точки зрения индивидуального подхода и необходимости свободно мыслить, а не зазубривать вслепую. Конечно, полноценно выучить язык без заучивания не получится, но данный метод является хорошим подспорьем для расширения словарного запаса.

Список литературы:

  1. [Электронный ресурс] http://lichnorastu.ru/effektivnyie-metodiki-izucheniya-inostrannogo-yazyika/ Дата обращения: 25.05.2017

  2. Дюмина С.В. «Условия формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи как компонента личностных универсальных учебных действий» 2015. С. 286-290.

  3. Горошко Е.И. «Языковое сознание» – СПб.: Алетейя, 2006. – 329 с.

  4. [Электронный ресурс] Халилова Л. А. К вопросу о новом поколении учебников по иностранному языку (в системе школа-ВУЗ) http://www.rsuh.ru Дата обращения: 25.05.2017

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: Федеральный закон Рос. Федерации от “9″ февраля 2016г. № 91.

Просмотров работы: 437