ТРАДИЦИОННЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ВАЖНАЯ ФОРМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТРАДИЦИОННЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ВАЖНАЯ ФОРМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Дурнева А.А. 1, Волнянская Т.В. 1
1Губкинский филиал ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Фольклор» - это народная мудрость. Фольклор, как вид искусства, возник в процесс становления человечества, включает в себя многие жанры и виды творчества, основы которых передавались из поколения в поколение устным способом. От старших к младшим. Следовательно, переоценить влияние фольклора на развитие личности практически невозможно.

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины,- говорившиеся нараспев, под звон струн, — о славных подвигах богатырей, защитников земли народа — героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов», - говорил русский писатель А.Н. Толстой. [1, С. 463-465.]

История русского народа говорит нам об очень развитой музыкальной среде, той среде, где воспитывался человек. Фольклор проявлялся в естественных бытовых формах. В обрядах, вечерках, беседах, посиделках, играх, песнях. Например, распространенная в Белгородской области форма гуляния «карагод», являлась своеобразной моделью поведения в обществе. «Карагод» устраивали обычно в центре села, куда после тяжелого трудового дня стекались жители и стар и млад. Каждый из участников такого гуляния выполнял свою функцию. Пожилые люди выступали в роли своеобразных «цензоров» поведения молодежи. Молодежь же в свою очередь копировала нормы поведения в обществе от старших. Именно здесь осуществлялась социализация детей и подростков, сообщались те эстетические и этические нормы, в соответствии с которыми должна протекать их жизнь. В современных условиях, когда такой вид общения младших со старшими исчез, именно совместные репетиции взрослого фольклорного ансамбля и детского, могут решить много воспитательных вопросов.

Всем известно, что игра является основной формой деятельности ребенка, игра сочетает в себе и отдых и физические, умственные и эмоциональные нагрузки. В современном обществе ребенок в большей степени лишен возможности быть погруженным в возраст игры. На смену активным групповым уличным играм пришли статичные индивидуальные домашние компьютерные игры. Находясь в виртуальном мире, у детей нет возможности общаться не только с взрослыми, но и со своими сверстниками. Решение таких проблем можно найти в фольклорных играх, которые в обязательном порядке должны проводиться на переменах в школах. Ведь фольклорная игра это гармоничное сочетание педагогики искусства и физической культуры. Кроме этого совместные игры, танцы, песни необходимы для полноценного развития личности ребенка, формирования эмоционального настроя, умения вступать в контакт с окружающими. В древности в детских играх моделировались «взрослые» ситуации. Например, игра детей «в свадьбу» была не только развлечением, но и своеобразной подготовкой к «взрослому» варианту. Конечно же, это нельзя заменить ни одним компьютером или телевизором. Игровая ситуация для ребенка служит основным средством освоения мира. В традиционной культуре русского крестьянина существовали игры на все случаи жизни. Игра увлекает ребенка непредсказуемостью своего сюжета, играя на традиционном музыкальном инструменте, например на калюке, ребенок невольно ищет в окружающем мире звуки того, что звучит. Развивается творческое воображение.

В современном обществе появилась большая потребность детей в фольклоре, как в особой форме художественного самовыражения. Находясь на репетициях фольклорного ансамбля каждый ребенок, и талантливый и не очень находит применение своим способностям. Не получается петь, буду плясать, не получается плясать, буду играть. Не получается играть, буду рисовать, вышивать, или буду актером. Самое главное, что, на таких занятиях ребенок чувствует себя нужным и важным для коллективного песнетворчества. Трудно найти другой материал, столь близкий детям по духу и одновременно содержащий столько воспитательно - обучающих возможностей, разнообразных форм работы по приобщению подрастающего поколения к миру прекрасного. Традиционные русские песни развивают у детей вкус, творческую инициативу, чувство ритма, пластику. В детском фольклоре раскрываются секреты возрастной психологии.

Фольклор как традиция русского народа заключает в себе два понятия индивидуальное и коллективное. Художественный образ, создается всеми певцами, но на основе индивидуальных певческих возможностей каждого исполнителя. Певцы, стремясь проявить свою личность, заботятся о важности общего исполнения. Коллективность как эстетическая ценность воспитывается в процессе занятий народным творчеством. Фольклор, является наиболее эффективной формой раскрытия, раскрепощения личности, проявления её потенциальных способностей и инициативы.

Обучение традиционному фольклору может стать начальным этапом постижения более высоких личностно - творческих ценностей. Как будущий педагог, я мечтаю, что свои собственные познания в области русской народной культуры, которые передали мне мои старшие наставники, я отдам своим детям и ученикам и постараюсь найти для них такой способ обучения, который вовлечет их в мир увлекательнейшего песнетворчества. Ведь именно традиционная народная культура послужила фундаментом для моего собственного личностного развития.

Список литературы

  1. Яковлева И. А. Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 463-465.

Просмотров работы: 278