ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕПРОДУЦИРУЮЩЕМ ФОЛЬКЛОРНОМ АНСАМБЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕПРОДУЦИРУЮЩЕМ ФОЛЬКЛОРНОМ АНСАМБЛЕ

Дударев Д.А. 1, Волнянская Т.В. 1
1Губкинский филиал ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В семидесятых годах двадцатого столетия, в России стало развиваться новое направление народно-певческого искусства – репродуцирующие фольклорные ансамбли. В настоящее время традиции нового жанра продолжаются и совершенствуются постоянно. Появилось огромное количество фольклорных ансамблей представляющих музыкальный материал различных областей России. В репертуар таких коллективов входят подлинные образцы крестьянской песенной культуры либо различных певческих стилей, либо музыкальные традиции какой - то одной стилевой зоны. Произведения исполняющихся на местном диалекте, с использованием вокально-технических приемов фольклорной манеры пения и средств художественной выразительности, характерных для аутентичного искусства. Конечно же, и используемые в таком ансамбле инструменты должны быть строго традиционными. В своей работе я хочу рассказать о традиционных народных инструментах, бытующих на территории Белгородской области.

Как известно Белгородская область является богатейшим заповедником традиционной культуры в России. Огромное количество молодежных фольклорных ансамблей включают в свой репертуар песни и инструментальные наигрыши нашей области. Белгородский край можно разделить на три этнографических региона: Белгородско - Курский, Оскольский и Белгородско-Воронежский. Каждая стилевая зона имеет свои, отличные от других характерные особенности в песнях, хореографии, костюме. И, конечно же, богата и разнообразна традиция инструментального исполнительства. В каждой стилевой зоне мы можем встретить совершенно одинаковые, распространенные по всей России инструменты, и совершенно уникальные, присущие только одному региону Белгородской области.

В Белгородско – Курский регион входят Белгородский, Ивнянский, Ракитянский, Краснояружский, Яковлевский, Корочанский, Борисовский и Грайворонский районы Белгородской области.

Самыми распространенными музыкальными инструментами в этом регионе являются балалайка, скрипка, мандолина, гитара и гармонь-хормка. Повсеместно в качестве ударных музыкальных инструментов использовались гребни и ложки, лезвие косы, трещотки.

Кугиклы занимают почетное место в традиционной инструментальной музыке России. Это разновидность многоствольной флейты, встречается только в данной стилевой зоне Белгородской области. Фольклористы называют их «флейта Пана». Кугиклы мастерят из камыша, тростника, бузины. Одна пара кугикл состоит не более чем из пяти «флейточек». Тростниковые «флейты» не скрепляются между собой. Обычно для игры используют две или три. Из одной дудочки можно извлечь звук только одной высоты. У каждой «флейты» - своя высота. Исполнители дуют в дудочки, передвигая их из стороны в сторону, получая при этом разнообразные мотивы. Иногда во время выдувания, голосом повторяют звуки инструмента - «фикают». Руководителю репродуцирующего фольклорного ансамбля, следует помнить о том, что на кугиклах разрешалось играть только женщинам, ансамблем из трех-четырех человек. Играть на этом инструменте очень трудно, требуются комплекс определенных навыков и умений.

Оскольский регион включает в себя Губкинский, Старооскольский, Новооскольский, Чернянский, Волоконовский, Валуйский, Вейделевский, Ракитянский районы Белгородской области.

Характерными музыкальными инструментами для Оскольского региона фольклористы считают гармошку, балалайку, мандолину, семиструнную гитару, скрипки, бубен. Балалайку настраивали «гитарным» строем (по мажорному или минорному трезвучию). В этих районах балалайки делали из груши или липы. Особенностью местной балалайки является то, что она имеет шесть струн. Лады на таких инструментах отмечали проволокой. Любимым инструментом жителей Оскольского региона была и остается гармошка. Распространена в данной стилевой зоне и традиция игры на скрипке. Почти в каждом селе региона играли на «бубне». Так здесь называли барабан, к которому на ребро крепили медные тарелки.

Белгородско-Воронежский регион представлен Красногвардейским, Красненским и Алексеевским районами. Этнографы выявили здесь уникальность духовых инструментов (свистящих и язычковых). Это «калюки», (обертоновой травяной дудки) и «пищики» (жалейки). На «калюках» играли только мужчины. Стремление женщин играть на этом инструменте строго осуждалось. Мастерили их на один сезон или на один раз. Чаще после того, как поиграли, их сразу же выбрасывали. Наигрыши на «калюках» можно было услышать только в теплое время года, в период с середины лета и до поздней осени. Только в этот период можно было раздобыть материал, из которого изготавливали тростниковые дудки. Для изготовления использовали стебли борщевика (дудника).

К числу более распространенных в Белгородско-Воронежском регионе инструментов принадлежит одинарная жалейка, в народе — «пищик», в ряде мест называемая рожком, ввиду его изначальной бытовой функции. Инструмент состоит из трех отдельно изготавливаемых составных частей: пищика, дудочки и рога.

Двойная жалейка, по свидетельству В. М. Щурова, является одним из самых характерных инструментов местной фольклорной традиции. По утверждению исполнителей, чтобы пищики были более звучными, их делали из сухого камыша, «продутого ветром», используя подходящие стебли на крышах строений. В местной музыкальной традиции пищики имели огромное значение.

Практически во всех селах региона играли на балалайке. Местные жители называют ее «балабайка». В каждом селе балалайки настраивали разными строями и, зачастую, в одном и том же селе настраивал балалайки несколькими разными строями.

Косы, ложки, гребни - эти предметы быта использовались в качестве музыкальных инструментов.

В Белгородско - Воронежском регионе встречаются оригинальны женские частушечные наигрыши «на губах».

Наиболее часто музыкальные инструменты сопровождают частушки, страдания, реже игровые, шуточные и плясовые песни. В южнорусской песенной традиции фольклористами не было зафиксировано инструментальное сопровождение во время исполнения протяжных песен.

Инструментальное исполнительство в репродуцирующем фольклорном ансамбле имеет свои особенности. Основное правило – строго придерживаться аутентичных традиций народного музицирования, характерных для певческой традиции. Аккомпанировать только тем песням, в которых допускалось инструментальное сопровождение в бытовой песенной традиции, а для этого необходимо точно знать жанр и региональную принадлежность песни. Можно создавать ансамбли из традиционных музыкальных инструментов, которые в концерте могут исполнять самостоятельные номера. Однако в певческом коллективе музыкальное сопровождение не должно быть использовано необоснованно и слишком часто, потому что русская народная песенно-исполнительская культура сложилась главным образом на пении без сопровождения и накопила именно в этом огромный творческий опыт и уникальные шедевры непреходящей музыкальной ценности.

Просмотров работы: 865