ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ 2 КУРСА ОРЕНБУРГСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ 2 КУРСА ОРЕНБУРГСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.

Наитова И.А. 1, Шамсутдинова М.Е. 1
1Оренбургский Государтсвенный Медицинский Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
При постоянно изменяющихся требованиях современности,ведущую роль в профессиональной подготовке специалистов играет умственная работоспособность. Под умственной работоспособностью подразумевается способность качественно выполнять умственную работу, без потери качества с течением времени. По окончании высшего учебного заведения, выпускник должен владеть не только дипломом о высшем образовании, но и теоретическими знаниями и практическими умениями, а так же навыками в освоении нового материала. Многие исследователи выбирают сферой своих интересов исследование умственной работоспособности. При этом исследуется не только уровень умственной работоспособности, но и факторы, на нее влияющие. В исследованиях встречается изучение умственной работоспособности в зависимости от профиля обучения в ВУЗе. Считается, что медицинский ВУЗ предъявляет повышенные требования к уровню умственной работоспособности своих абитуриентов и студентов. В связи с чем, исследование умственной работоспособности студентов медицинского ВУЗа видится нам наиболее интересным.

Цель: Исследовать параметры умственной работоспособности у студентов 19-23 лет.

Объект: в исследования были включены студенты 2 курса Оренбургского Государственного Медицинского Университета, мужчины и женщины лечебного(169человек), педиатрического ,(61человек) стоматологического(39), медико-профилактического факультетов (28 человек), фармацевтического (14человек).

Методы исследования: для оценки умственной работоспособности нами были использованы стандартные таблицы Анфимова. Согласно методике, студенты, начиная с первой строки, последовательно просматривая буквы в направлении слева направо, вычеркивали все встречающиеся буквы «И» и буквы «К» в течении 4 минут. Далее подсчитывалось общее количество просмотренных знаков (S), количество вычеркнутых букв (M), общее количество букв, которое необходимо было вычеркнуть в просмотренном тексте (N), количество допущенных ошибок (n). Затем на основе данных абсолютных значений вычисляли коэффициент точности выполнения задания (A):

A=M/N.

Коэффициент умственной продуктивности (P):

P=A/S.

Объём зрительной информации (Q):

Q=0,5936*S, где 0,5936- средний объём информации, приходящийся на один знак.

Скорость переработки информации(СПИ):

СПИ=(Q-2.807*n)/T,где 2,807 бита – потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак; T- время выполнения задания в секундах.

Показатель устойчивости внимания (УВН):

УВН=S/n.

Статистическая обработка проводилась посредством программы statistician 10.0

Результаты:

Нами была проведена оценка структуры и уровня умственной работоспособности у студентов разных факультетов, было установлено наличие достоверных различий по параметрам умственной работоспособности среди факультетов педиатрического и стоматологического, медико-профилактического и стоматологического, педиатрического и лечебного факультетов. По параметру количество просмотренных знаков (S)

таблица №1

Было установлено, что между факультетами есть различия в скорости обработки информации, причем, между стоматологическим и педиатрическим, а также стоматологическим и медико-профилактическим, эти различия достоверны.

Далее по результатам анализа количества допущенных ошибок, нами были получены следующие данные:

таблица №2

Были установлены достоверные различия между лечебным и педиатрическим, факультетами.

Далее был рассчитан коэффициент точности выполнения задания, который характеризует качественную составляющую умственной работоспособности.

таблица №3

Достоверные различия зарегистрированы между лечебным и педиатрическим факультетами.

При анализе устойчивости внимания были получены следующие результаты:

таблица №4

Достоверность различий подтверждена между лечебным и педиатрическим факультетами.

Далее мы провели корреляционный анализ рассчитанных нами параметров. Чтобы предварительно установить связи параметров умственной работоспособно внешними и внутренними факторами.

Было установлено, что критерий, отражающий «количество труда» у курящих студентов ниже, чем у некурящих. Остальные, изученные нами факторы значимого влияния на параметры умственной работоспособности не оказывали.

Выводы:

По результатам нашего исследования мы установили, что профиль обучения оказывает значительное влияние на общую картину умственной работоспособности, так студенты, на чьих факультетах проходной балл оценок выше, показывают лучшие результаты в тестах на умственную работоспособность. При этом, влияние изученных нами факторов, а именно роста, веса, пола, образа жизни не оказывает значимого влияния на параметры умственной работоспособности студентов медицинского университета города Оренбурга.

Литература

  1. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1967. – 251с.

  2. Леонова А.Б. Функциональные состояния и работоспособность человека в профессиональной деятельности // Психология труда, инженерная психология эргономика / Под ред. Е.А. Климова. М: Юрайт, 2015. - 13 с.

  3. Мусина С.В. Статья: «Физиологическая и умственная работоспособность студентов и влияние на нее различных факторов»/С. В. Мусина, Е.В. Егорычева, М.К. Татарникова, Журнал «Известья волгоградского государственного технического университета» Выпуск № 5, том № 5, 2008.

  4. Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. – М.: Знание, 1976. – 144с.

  5. Шамшина Н. В. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной дея- тельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности: метод. ука- зания / сост.: Н. В. Шамшина, Е. В. Голякова, Е. А., Гаврилова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. – 40 с.

Просмотров работы: 303