Состояние здоровья детей в начале обучения имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спины, с функциональным ухудшением осанки. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Она заложена наследственной программой индивидуального развития ребёнка и обуславливает необходимость постоянного подкрепления расширяющихся функциональных возможностей органов и структур организма детей. Если эти органы и структуры не проявляют постоянной активности, то процессы их развития тормозятся и, как следствие этого, возникают разнообразные функциональные и морфологические нарушения. Поэтому по мере увеличения ученического стажа растёт количество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата и зрения. Вместе с тем постоянная двигательная активность является своего рода «пусковым механизмом» прогрессивного повышения функциональных возможностей детей. Следовательно, необходимо обращать особое внимание и всячески способствовать повышению уровня двигательной активности у младших школьников [4].
Цель работы: изучить взаимосвязь двигательной активности и успеваемости у детей младшего школьного возраста.
Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Проанализировать научную и научно-методическую литературу по выбранной теме
2. Изучить соотношение двигательной активности и успеваемости у школьников младшего школьного возраста
Гипотеза: оптимальная двигательная активность оказывает благоприятное влияние на физическое развитие и успеваемость школьников.
В исследовании использовались следующие методы: анализ научной и научно-методической литературы; анкетирование; работа с медицинской документацией и классным журналом (с разрешения родителей, медицинского работника, классного руководителя), метод математической статистики.
Исследование было организовано на базе МБОУ СШ №36 города Архангельска, в нем принимали участие школьники 4 класса с письменного согласия их родителей. Метод анкетирования (интервью) широко используется при массовых исследованиях с целью ретроспективной оценки двигательной активности детей. Разработано большое количество различных анкет. Они могут заполняться либо субъектом самостоятельно, либо наблюдателем в процессе опроса. В анкеты включаются вопросы, касающиеся вида занятий, длительности и интенсивности нагрузок. Полученные данные обычно группируются в следующие 5 разделов: сон и отдых лежа; самообслуживание; учебная деятельность; профессиональное обучение и общественно-полезная деятельность; занятия физической культурой и спортом. Метод анкетирования рассчитан на воспроизведение деятельности по памяти, поэтому в отношении учащихся школ нашел широкое применение [5].
В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 общего времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности. Тем не менее, существуют дети явно возбудимые и явно заторможенные, энергичные и пассивные, самоуверенные и робкие, выносливые. Любое напряжение организма в этот период всегда связано с активной перестройкой работы чуть ли не всех органов и систем, и цена адаптации к изменению внешних условий особенно велика.
Остановимся на анатомо-физиологических и психологических особенностях детей 7-12 лет, т.е. детей, отнесенных к группе младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг. [2]
После проведения опроса и подсчета результатов анкетирования выяснилось, что двигательная активность среди девочек укладывается в промежуток между 60% и 79%, что соответствует оценке «хорошо» у мальчиков двигательная активность находится в промежутке от 80% до 100%, что соответствует оценке «отлично».
Средний балл успеваемости класса - 4,48; средний балл успеваемости среди девочек - 4,54; средний балл успеваемости среди мальчиков- 4,39.
У девочек отсутствует прямая линейная взаимосвязь между успеваемостью и двигательной активностью (см. рис.1).
Рисунок 1. Взаимосвязь между успеваемостью и двигательной активностью у девочек.
У мальчиков же, наоборот, выявлена прямая линейная взаимосвязь между двигательной активность и успеваемостью (см. рис. 2).
Рисунок 2. Взаимосвязь между успеваемость и двигательной активностью у мальчиков.
Таким образом, в данном классе, вероятно, можно сделать предположение, что оптимальный уровень двигательной активности благоприятно влияет на хорошую школьную успеваемость учеников, несмотря на то, что с первой группой здоровья учеников нет.
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Большинство авторов, изучающих данную тему, указывают на огромное значение и роль оптимальной двигательной активности на здоровье и успеваемость школьников. Для младших школьников суммарное время на малые формы физического воспитания, такие как утренняя гигиеническая гимнастика, игры во время перемен, активный отдых, должно составлять около 2-2,5 часов в день. Особое значение среди этих форм имеет утренняя гимнастика. Именно с неё должно начинаться приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями.
2. В изучаемом классе у девочек не наблюдается взаимосвязи между двигательной активностью и успеваемостью, у мальчиков выраженная линейная зависимость между двигательной активностью и успеваемостью.
ЛИТЕРАТУРА
Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. - М, 2011. - с.164.
Вайцеховски С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 278 с.
Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. - Т.3. Проблемы развития психики / Под. ред. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 2013. - 367 с.
Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Народная асвета, 2011. - 88 с.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М., 2010. -С.385.
Козин А.М. Здоровьесберегающая физкультура в школе. - М., 2010. - С.321.
Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 2011. - №7. - С. 2-5.