ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ДРЕВНЕЙ РУСИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Пришко О.В. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Физическая культура - это совокупность знаний, направленных на развитие и укрепление здоровья человека и общества. Физическая культура действует на протяжении всей истории развития общества. Она включает в себя следующие элементы: систему физического воспитания; специальные научные знания по анатомии, физиологии, психологии и другим отраслям; спортивные достижения; правильный режим труда и отдыха; закаливание и оздоровление.

Предпосылки зарождения физического воспитания можно наблюдать еще с древних времен. Уже с VI-IX веков у восточных славян было выработано четыре социальных строя: общинники-земледельцы, ремесленники, племенная феодальная знать и языческое жречество.

Достижение физического совершенства славянами осуществляется в состязательности. Широкое распространение у славян получают игры, в основе которых лежат элементы трудовой деятельности. Из древних времен до наших дней дошли известные игры того времени, такие как городки и лапта. Городки упоминаются не только в народных сказках, но и даже в летописях. Эта молодецкая забава была распространена по всей Руси.

Былинные сюжеты мы встречаем в работах выдающихся личностей нашей страны - М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Бородина, М.А. Врубеля. Первым письменным источником, в котором говорится о древних физических упражнениях, является первая древнерусская летопись "Повесть временных лет". Ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

В некоторых источниках говорится о широком распространении игр, обучению своих детей верховой езде, стрельбе из лука, метанию копья, плаванию, борьбе и других видов физических упражнений, а также охота и игрища.

Охота являлась важной отраслью хозяйства восточных славян. В процессе охоты приобретались жизненно необходимые качества - сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкости. Молодежи и взрослому населению, из числа которых формировались военные отряды, нужны были также навыки военного дела. Одной из форм физического воспитания являлись игрища, связанные с различными культовыми обрядами. Составными элементами игрищ были песни, пляски, состязания в беге, прыжках, борьбе. Они вырабатывали у молодежи сноровку, привычку к трудностям, воспитывали коллективизм, самостоятельность, смелость, решительность.

Народные формы физической культуры особенно проявляются у такого сословия на Руси, как казачество. Каждый казак должен был стремиться не только к своему физическому развитию, но и моральному облику. Воспитание будущего казака начиналось в семье, где особое внимание уделялось физической подготовке. Мальчика сажали на коня после появления первого зуба, а к семи годам казачок горделиво гарцевал на коне.

В основе идеологической направленности казачества было воспитание у казаков преданности своему народу, верности своему делу, любви к родному краю. Физические упражнения систематически включались у казаков в игры, смотры, охоту, праздники, военные походы. В основе используемых методов обучения военно-физическим упражнениям лежали пример, подражание, копирование, опыт.

Известный русский историк С.М. Соловьев писал о военно-физических качествах древних славян: «...особенно отличались славяне искусством плавать и скрываться в реках, где могли оставаться гораздо долее, чем люди другого племени. Они держались под водою, лежа на спине и держа во рту вырубленный тростник, верхушка которого выходила на поверх реки и таким образом проводила воздух скрытому пловцу. Вооружение славян состояло из двух малых копий, некоторые имели и щиты, твердые и очень тяжелые, использовали также деревянные луки и маленькие стрелы, намазанные ядом, очень действенным, если искусный врач не подает скорой помощи раненому».

После принятия христианства на Руси, как и во всем христианском мире, физическое воспитание переживает определенный кризис. Это было обусловлено особенными идеологическими догмами, парившими тогда в сознании человека. Христианство, принижающее, почти ненавидящее материальную природу человека, соответствующим образом влияло на мысли о заботе, о собственном здоровье, теле, а физкультура – это, прежде всего, развитие физического потенциала.

Дошло до того, что отдельным указом царя от 1648 года на Руси дворянству было запрещено заниматься какими-либо играми.

К концу XVII века в эпоху правления Петра I становится популярным катание на коньках, лыжах, фехтование и конная езда. Широкое применение лыжи получили в быту и в военном деле в северных и средних районах страны, на Урале и в Сибири. Были основаны отряды лыжников в 1608-1610 гг. В конце 30-х годов XIX в. физическая подготовка начинает выделяться в самостоятельную форму проведения армейских занятий. Приоритетными задачами ставятся физическое развитие солдат и укрепление их здоровья, а также способность к лучшему освоению боевых приемов с оружием.

Вторая половина XIX в.- 1917 г. - немало значимый период в области физического воспитания, сыгравшее весомую роль в развитии физической культуры. В этот период зарождаются педагогические и естественно-научные пласты физического воспитания, создается система физического воспитания (образования), развиваются современные виды спорта. Начинают появляться частные школы для детей с уклоном на физическую культуру. Также немаловажное значение сыграло появление спортивных организаций, которые призывали заниматься спортом, гимнастикой, вести здоровый образ жизни.

Наиболее распространенными были игры с мячом, а также качели. Физические упражнения и игры, требовавшие большой тренированности, в те далекие времена проводились как на специальных площадках, так и в открытом поле.

Первое упоминание о русском кулачном бое мы можем найти в «Повести временных лет». Обычно кулачные бои проводились по праздникам, примером тому служит православный праздник ­– масленица. В летнее время года бои проходили на улицах и площадях, в зимний период на замерзших реках и озёрах. Известно, что кулачный бой на Руси практиковался в трех формах: бои «сам на сам», бои «стенка на стенку» и бои сцепные. Например, такие бои, как один на один сопровождались четкими правилами. При всём этом в этом бою должен остаться один победитель. Бой заканчивался тогда, когда противник сдавался или был сбит с ног. Сцепные бои- этот вид боя самый давний и самый опасный. Еще одно название этого боя, как сцеплялка-свалка. Стенка на стенку- самый впечатляющий бой. Количество человек участвующих в бое от 10 до нескольких сотен человек. Сами бои проходили в три этапа. Сначала бились мальчики, потом юноши и неженатые парни, а затем взрослые мужчины. С помощью таких массовых соревновательных игр пополнялся опыт физического воспитания народа.

Для проведения состязаний по бегу, борьбе, метанию, кулачному бою, прыжкам и др. готовились специальные места – ристалища, о чем нередко повествуется и в былинах. В летописи упоминается, что проводились «… игрища между селами: сходились на игрища, на плясание и тут умыкали себе жен по взаимному согласию, имели же по две или три жены».

Самым древним видом борьбы на территории нынешней России, считается медвежья борьба. В медвежьей борьбе не было определенной тактики, в нее входили физические упражнения, показывающие приемы и способы приучения диких животных. На зверя ходили как с оружием так и без оружия. Историческое значение для развитие культуры России имели два великих новшества: введение христианства как государственной религии (988 г.) и появление письменности – славянского и русского алфавита. Значение христианизации Древней Руси состоит в том, что благодаря этому Русское государство перешло в качественно новое состояние в сфере духовности, нравственности, эстетики, культуры. Произошел переход от родоплеменного общества с его языческими представлениями к цивилизации. Это отразилось на всех сферах общественной жизни, в том числе и на физической культуре.

Таким образом, в Древней Руси был заложен фундамент, явившийся хорошей стартовой площадкой для дальнейших успехов физической культуры и спорта в Российском государстве.

Список литературы.

  1. ЗАХАРОВ В. П. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА // НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО СТУДЕНТОВ XXI СТОЛЕТИЯ. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СБ. СТ. ПО МАТ. XXVII МЕЖДУНАР. СТУД. НАУЧ.-ПРАКТ. КОНФ. № 12(27). — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sibac.info/studconf/hum/xxvii/40105

  2. ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib4all.ru/base/B3139/B3139Part6-71.php

  3. ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ— [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks359647

  4. Воспитание воинов на Руси. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://30school.rureferatyfizicheskaya-kulturafizicheskoe-vospitanie-na-rusi.html

Просмотров работы: 827