ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ХМАО – ЮГРА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ХМАО – ЮГРА

Улямаева Ф.Т. 1, Лисицина А.О. 1, Анфалова Н.С. 1
1БУ ВО ХМАО-Югры СурГПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития экономики интерес к исследованию уровня жизни населения в ХМАО-Югре обусловлен тем, что проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. Актуальность изучаемой темы связана с необходимостью обобщения и анализа существующих подходов к качеству и уровню жизни населения в ХМАО и других регионах РФ. Процессы социально-экономической дифференциации и развитие прогрессивных тенденций обусловливают качество и уровень жизни населения территориальной общности.

В современных реалиях под определением уровня жизни понимается степень удовлетворенности населением материальными и нематериальными (в т.ч. духовными) благами. К материальным, как правило, относят способность удовлетворить первичные потребности в объемах, необходимых для нормальной жизнедеятельности – в питании, одежде, жилье, здравоохранении, личной безопасности и др. К духовным относят потребности в образовании и духовном развитии. Главным источником покрытия затрат на удовлетворение потребностей является доход. Таким образом, уровень жизни рассматривается как совокупность реальных социально-экономических условий жизнедеятельности, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения.

В законе «О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» №35-оз от 28.02.2006 дается следующее определение: качество жизни населения автономного округа - совокупность социально-экономических и иных критериев (показателей), отражающих уровень и степень достигнутого благосостояния человека в различных сферах его жизнедеятельности, как основного условия устойчивого социального развития гражданского общества и личности.

Уровень благосостояния жителей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры иллюстрируются следующими социальными и экономическими показателями: доходы населения, демографические показатели и уровень ВРП региона. На III квартал 2017 года величина прожиточного минимума составляет 14 475 руб. Денежные доходы (в среднем на душу населения) - 42 109 рублей, что выше среднероссийского значения. Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания в расчете на одного человека 4 414 рублей (ноябрь 2017) [14].

Численность населения ХМАО - Югры по данным Росстата на 2017 г. составляет 1 646 078 человек. Городское население составляет 92,33 %. Последние двадцать лет численность населения ежегодно увеличивается. Но при этом естественный прирост населения снижается. Такое положение вещей обусловлено миграционными процессами. Динамика показателей естественного движения населения представлена в таблице 1.

Таблица 1

Уровень рождаемости и смертности в ХМАО - Югра

Показатель

Январь-сентябрь 2012г.

Январь-сентябрь 2017г.

Рождаемость

27 686 чел.

17 523 чел.

Смертность

9 949 чел.

7 713 чел.

Естественный прирост

17 737 чел.

9 810 чел.

На январь 2017 годачисленность рабочей силы ХМАО-Югры составила 932,8 тыс.человек, или 75,5 % от общей численности населения в возрасте 15-72 лет, из них занятые в экономике - 895,4 тыс. чел., или 96 % от численности рабочей силы в возрасте 15-72 лет и безработные - 37,4 тыс. чел., или 4 %, что не превышает естественного уровня безработицы и ниже среднероссийского показателя. По России уровень безработицы составляет 5,6%, следовательно, уровень безработицы в ХМАО-Югре ниже на 1,6 %, чем в целом по РФ [14].

Безопасность жителей ХМАО обеспечивают специализированные службы и муниципальные власти. По итогам 2017 года в регионе УМВД России по ХМАО – Югре отмечает заметное общее снижение числа зарегистрированных преступлений. Отмечается, что совершено умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, изнасилований, грабежей, краж меньше, чем за прошлый год. Так же заметна стабильная ситуация в общественных местах. Так же признаётся факт существования этнической преступности. По состоянию на 2017 год на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на миграционном учете состоят 53 215 иностранных граждан. В целом оперативная обстановка в округе характеризуется как стабильная и контролируемая. Уровень преступности в Югре минимальный среди регионов федерального округа и в целом по России.

В округе обеспечивается постоянное развитие здравоохранения, что обусловлено эффективной реализацией основных задач, определенных долгосрочной целевой Государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013г. № 414-п. Комплекс целевых мероприятий направлен на улучшение демографической ситуации. Показатель продолжительности жизни как в округе, так и в целом по России имеет стойкую тенденцию к росту. Так если в 2009 г. средняя продолжительность жизни российских граждан равнялась 68,7 лет, то в 2013г. -70,8 лет. В ХМАО - Югре данный показатель несколько выше: в 2009г. - 70,5 лет и в 2013г. - 72,5 лет. По показателю обеспеченности населения в России средним медицинским персоналом наблюдается динамика сокращения. Так, если в 2009г. на 10000 человек приходилось 106,2 единиц, то в 2013г. - 105,7 единиц. В Югре - 148,9 единиц и 135,5 единиц соответственно.

В 2016 году анкеты по оценке качества медицинского обслуживания были заполнены 8,7 тыс. респондентами (амбулаторное и стационарное лечение). Опрос предусматривал оценку по общим критериям: открытость и доступность информации о медицинской организации; комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления медицинской услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации; удовлетворенность оказанными услугами. Перед обращением в медицинскую организацию 42% опрошенных заходили на официальный сайт медицинской организации, и на 91% удовлетворены качеством и полнотой информации о работе медицинской организации и порядке предоставления медицинских услуг. В целом 90% опрошенных пациентов высказали мнение в компетентности врачей. Оставшиеся 10%, отметили свое недовольство по поводу - не разъяснения информации о состоянии здоровья – 34%, отсутствия рекомендации по диагностике, лечению и реабилитации – 17%, отсутствия выписки – 6%, не выписанному рецепту – 10% и другое – 33%. В режиме стационара круглосуточного пребывания проходили лечение 69% опрошенных респондентов, а в режиме дневного стационара - 31%. Условиями пребывания в приемном отделении удовлетворены 94% опрошенных респондентов. Респонденты не удовлетворены состоянием гардероба (68%) и отсутствием питьевой воды (16%), медицинской организации требуется ремонт (38%), желают изменений в температурном режиме (23%). Доброжелательностью, вежливостью персонала во время пребывания в приемном отделении и в отделении удовлетворены 98% респондентов, компетентностью медицинских работников медицинской организации - 97% опрошенных [6].

Анализ приобретения необходимых лекарственных средств за счет пациентов во время пребывания в медицинский организации показал, что 96% респондентов получали медикаменты бесплатно, 4% - приобретали за свой счет. Что в свою очередь подтверждает обеспечение ЛПУ лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, финансируемых за счет средств бюджета. Наибольший удельный вес опрошенных респондентов готов рекомендовать данную медицинскую организацию для получения медицинской помощи – 97% и лишь 3% - ответили на данный вопрос отрицательно, что является неплохим показателем работы окружных медицинских организаций. На основании анализа результатов анкетирования, проведенного среди пациентов в учреждениях здравоохранения, стоит отметить общую удовлетворенность качеством предоставляемых услуг в сфере медицины, выявлены факторы, которые влияют на снижение удовлетворенности пациентов медицинским обслуживанием.

Уровень и направленность духовного развития югорчан определяют особенности культурного наследия, которые связаны в первую очередь с традиционными видами деятельности коренного населения. Вторым направлением является нефтегазовая отрасль. В округе действуют 482 учреждения культуры, к ним относятся: музеи, библиотеки, дома культуры, дворцы искусств, детские музыкальные, художественные, хореографические школы и школы искусств, а также учреждения, осуществляющих деятельность по программам среднего профессионального образования. Кроме того, активно развивается туризм: спортивный, охотничье-рыболовный, культурно-познавательный, этнографический и экологический. Необходимо отметить, что ХМАО – центр зимних видов спорта: в Ханты-Мансийске проводятся международные соревнования по биатлону, популярны лыжные гонки.

Программа мероприятий по развитию культуры в ХМАО-Югре предусматривает увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, от общего числа детей с 22% до 35%, уровень удовлетворенности жителей качеством услуг, предоставляемых учреждениями культуры Ханты- Мансийского автономного округа – Югры, с 80% до 86%, повышение уровня удовлетворенности граждан качеством услуг, предоставляемых архивами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, с 92,0 до 100%. В работе «Маркетинговые исследования услуг, оказываемых организациями сферы культуры в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» отмечается, что 49 % опрошенных жителей ХМАО в основном посещают дворцы культуры, парк отдыха и развлечений – 25%, дополнительное образование детей в сфере культуры - 20%, библиотеки -10%, музеи -10 %. Около половины опрошенных посещают учреждения культуры 1-2 раза в месяц. Ассортимент предлагаемых услуг устраивает около 80% жителей. Положительно оценили уровень удовлетворенности деятельностью учреждений культуры 70 % граждан [2].

Так же необходимо отметить некоторые недостатки культурной среды в северном регионе. Один из них это отсутствие в крупных городах ХМАО такой инфраструктуры как зоопарк, цирк, океанариум, дельфинарий. Жители региона, а так же его гости отмечают нехватку парка аттракционов, тематических парков, современных кинотеатров, ночных развлекательных центров. Слабый интерес жителей Югры к услугам учреждений досуга отмечается в режиме работы многих объектов культуры, а так же в высокой цене на предоставляемые ими услуги. По показателю удовлетворенности жителей качеством услуг в сфере культуры в целом по округу наблюдается положительная динамика по сравнению с предыдущими годами.

Если говорить об экологии региона, то необходимо отметить, что на долю ХМАО приходится около 43% общероссийской добычи нефти [11]. Северный регион является одним из главных, где ведётся добыча углеводородного сырья. Регион имеет 414 месторождений, из них 358 нефтяных, 22 газовых, 34 нефтегазовых. Важнейшие нефтегазовые месторождения располагаются в Приобье и в Сургутском районе [15]. Работа данных предприятий значительно влияет на загрязнение атмосферы, а в редких случаях под удар попадает почва и водоёмы. Сургут, Нижневартовск и Нефтеюганск являются самыми загрязненными городами ХМАО. Для устранения негативных последствий и снижения пагубного влияния на экологию на территории ХМАО реализуется государственная программа автономного округа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы», правительством региона заключены социально-экономические соглашения о сотрудничестве со всеми крупными нефтяными компаниями, тем самым предусмотренные меры позволяют снизить негативную нагрузку на окружающую среду.

Таким образом, экологическая проблема ХМАО заключается в следующем: атмосфера загрязнена из-за ряда причин, связанных с добычей нефти и газа, в плохом состоянии находятся подземные воды, которые впадают в реки. В окружающую среду Ханты-Мансийского автономного округа ежегодно выбрасывается огромное количество загрязняющих веществ. Главным источником загрязнения природной среды являются предприятия нефтегазодобывающего комплекса.

Общий вывод по уровню жизни в ХМАО по сравнению с другими регионами РФ иллюстрируется данными таблицы 2. В таблице 2 представлен рейтинг субъектов РФ по качеству жизни среди субъектов Уральского федерального округа (УрФО) за 2014-2015 годы.

Таблица 2

Качество жизни среди субъектов УрФО за 2014-2015 годы

Таким образом, анализируя период за 2014 - 2015 годы, по данным рейтинга регионов Российской Федерации по качеству жизни Ханты-Мансийский автономный округ находится на 7 месте, первые позиции занимают Москва и Санкт-Петербург. В 2017 году по сравнению с 2015 годом Ханты-Мансийский АО на одну ступень снизил свои позиции. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра находится в первой десятке сразу по нескольким показателям. Наиболее высокие значения показателей в Югре достигнуты по направлениям «Уровень доходов», «Демография», «Образование», «Торговля, общественное питание», «Уровень экономического развития». Отдельно стоит отметить медицинское обслуживание – коэффициент младенческой смертности в Югре находится на самом низком уровне по стране.

Подводя итог, следует отметить, что Ханты-Мансийский автономный округ – Югра находится в лидерах наиболее развитых регионов Российской Федерации, а также сохраняет эти позиции уже не первый год. Для дальнейшего развития региона и поддержки лидирующих позиций округу необходимо развивать международные связи, образовательный и научный уровень, культуру и спорт, гражданское общество.

Список использованных источников:

  1. Государственная программа «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://86sch3-nv.edusite.ru/DswMedia/ppxmaoot09_10_2013n413-redot15042016-.pdf (дата обращения: 17.12.2017)

  2. Есипова С.А., Родь Ю.С., Хромцова Л.С. Маркетинговые исследования услуг, оказываемых организациями сферы культуры в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре // Агропродовольственная политика России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_25596056_20449044.pdf (дата обращения: 14.01.2018).

  3. Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2017 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/d01/36.htm (дата обращения: 03.01.2018)

  4. Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года. Основные положения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://2school.ru/2013-12-19-12-11-50/2015-01-29-06-52-21/186-2015-02-10-09-16-18/939------------2020---.html (дата обращения: 23.12.2017)

  5. Крыжановская А.Г. Теоретические подходы к определению качества жизни населения [Текст] // Финансы, денежное обращение и кредит. - 2009. - №5.

  6. Независимая оценка качества оказания медицинских услуг и функции участников ее проведения (О.Л. Нестеров, журнал "Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи", № 3, март 2016 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/57282867/

  7. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие здравоохранения на 2014-2020годы» пост. правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013г. № 414-П [Текст] // Собр. законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. -2014. - № 3. - ст. 318.

  8. Об основах здоровья граждан Российской Федерации федеральный закон от 21.11.2011г. N° 323-ф3 [Текст] // Собр. законодательства РФ. -2011. - № 48. - ст. 6724.

  9. Об отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2013 год, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 21.03.2014г. № 134-рп [Текст] // Собр. законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. - 2014. - № 3. - ст. 318.

  10. Об отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2014 год, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 04.04.2015г. № 169-рп [Текст] // Новости Югры. - № 41. -2015.

  11. Отчет департамента недропользоания и природных ресурсов Ханты-мансийского автономного округа Югры за 2017 год в сфере развития нефтегазового комплекса. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://depprirod.admhmao.ru/deyatelnost/otchety-o-rabote-departamenta/1039755/2017 (дата обращения: 24.12.2017)

  12. Отчет департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о результатах мониторинга системы образования за 2013 год. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/80/032/49838.php (дата обращения: 23.12.2017)

  13. Официальный сайт «Управление УМВД России по Ханты-Мансийскому АО –Югре» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://86.xn--b1aew.xn--p1ai/document/11403226 (дата обращения: 14.01.2018).

  14. Официальный сайт Тюменьстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: tumstat.gks.ru (дата обращения: 14.01.2018).

  15. Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.11.2016 № 439-п «О внесении изменений в постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года № 410-п «о государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://depnedra.admhmao.ru/upload/iblock/ea2/439_p.pdf (дата обращения: 23.12.2017).

  16. Фасиков Ю. Ф. Теоретические проблемы социально экономического развития ХМАО-Югры // Молодой ученый. - 2015. - №16. - С. 316-319. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1750842/ (дата обращения: 03.01.2018)

Просмотров работы: 337