АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА Г. МОСКВЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА Г. МОСКВЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Бюджет субъекта РФ и бюджетная политика являются основным рычагом воздействия на экономические и социальные процессы. В ходе проведения бюджетной политики субъект имеет возможность применять разнообразные нормы институционального воздействия на экономику: субсидирование и финансирование региональных и федеральных целевых программ; осуществление государственных инвестиций, влияя, таким образом, на структурную перестройку экономики.

Эффективность бюджетной политики проявляется не только в активизации роста источников доходов, растущих размерах бюджетных средств, но, прежде всего, в ее способности решать экономические и социальные проблемы в интересах повышения уровня жизни граждан страны.

1 Методика оценки эффективности использования расходов бюджета г. Москвы при реализации Государственной подпрограммы «Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки»

Для начала дадим определение понятию эффективность. Эффективность (лат. efficientia) – соотношение между достигнутыми результатами, с одной стороны, и использованными ресурсами – с другой. 1

Под бюджетной эффективность понимается относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам, расходам, обеспечившим его получение.

Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для консолидированного бюджета или бюджетов различных уровней. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.

Расходы бюджета считаются эффективными, если они обеспечивают достаточно высокий уровень развития производства в регионе, уровень жизни населения и, кроме того, позволяют достичь запланированных темпов роста валового регионального продукта (ВРП).

Эффективность расходов бюджета можно оценить на основе различных показателей и различными методами. В данной курсовой работе оценка эффективности бюджетных расходов на реализацию подпрограммы «Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки» будет определяться несколькими способами.

Во-первых, эффективность бюджетных расходов будет рассчитываться на основе коэффициента бюджетной обеспеченности.

Коэффициент бюджетной обеспеченности – это сумма расходов бюджета за определенный период в расчете на душу населения. В данном случае мы будем рассматривать сумму ежегодных бюджетных расходов Москвы на подпрограмму «Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки».

Коэффициент бюджетной обеспеченности рассчитывается по формуле:2

Кбо = Р / Ч (1), где

Кбо – коэффициент бюджетной обеспеченности;

Р – расходы бюджета Москвы на подпрограмму за период;

Ч – численность населения Москвы в данном периоде.

Этот показатель имеет несколько преимуществ.

Первое преимущество в простоте расчетов. Все необходимые статистические данные находятся в открытом доступе на официальных сайтах и актуальны на сегодняшний день.

Второе преимущество заключается в том, что коэффициент бюджетной обеспеченности имеет социальную направленность. В рамках данной курсовой работы этот аспект будет считаться преимуществом, поскольку улучшение комфортности проживания – одно их направлений социальной политики.

Во-вторых, эффективность бюджетных расходов будет рассчитываться на основе роста ВРП.

Данный метод предполагает, что рост бюджетных расходов на подпрограмму «Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки» положительно влияет на экономику региона (города Москвы) и вызывает рост валового регионального продукта (ВРП).

В его основе лежит расчет мультипликатора, показывающего соотношение прироста ВРП к приросту бюджетных расходов на подпрограмму, который рассчитывается по формуле:3

Мр = DВРП / DР (2), где

Мр – мультипликатор расходов бюджета Москвы на подпрограмму;

DВРП – изменение ВРП в рассматриваемом периоде;

DР – изменение бюджетных расходов на подпрограмму в соответствующем периоде.

Чем больше этот показатель, тем эффективнее расходы, поскольку в этом случае небольшой прирост расходов обеспечивает значительно больший прирост валового регионального продукта.

Оба рассмотренных показателя отражают эффективность расходов бюджета с какой-либо одной точки зрения. В этой связи их целесообразно рассматривать в совокупности.

Макроэкономические процессы также влияют на эффективность использования расходов бюджета на государственную подпрограмму «Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки». В первую очередь их влияние сказывается на таких индикаторах как, доступность покупки жилья для жителей, стоимость объектов недвижимости на первичном и вторичном рынке.

Оценка эффективности освоения расходов бюджета на исполнение подпрограммы должна осуществляться с учетом ежегодного мониторинга и ежегодных корректировок плановых показателей и в контексте влияния макроэкономических процессов, происходящих в России.

2 Анализ эффективности использования бюджета г. Москвы при реализации Государственной подпрограммы «Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки» на период с 2012-2018гг.

Анализ эффективности расходов бюджета на реализацию государственной подпрограммы будет осуществляться на основе двух основных показателях: коэффициента бюджетной обеспеченности и мультипликаторе расходов бюджета Москвы на подпрограмму.

Как уже было сказано ранее, коэффициент бюджетной обеспеченности – это отношение расходов бюджета Москвы на данную подпрограмму за период (Р) к численности населения города (Ч).

Для расчета данного показателя были найдены необходимые индикаторы:

Таблица 1

Целевые индикаторы, необходимые для расчета коэффициента бюджетной обеспеченности за период 2012-2016гг.

Год

Расходы бюджета Москвы на подпрограмму, [P]

Численность населения Москвы, [Ч]

2012

25 571 000 000

11 980 000

2013

42 216 000 000

12 108 000

2014

43 909 000 000

12 197 000

2015

35 241 000 000

12 330 000

2016

38 521 000 000

12 380 664

Источник: составлено авторам по данным: Федеральной службы го­су­дарст­вен­ной статистики: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156

Применяя формулу коэффициента бюджетной обеспеченности (Кбо), нами был вычислен данный показатель по годам за период с 2012 по 2016 годы:

Таблица 2

Расчет коэффициента бюджетной обеспеченности в 2012-2016гг.

 

2012

2013

2014

2015

2016

Коэффициента бюджетной обеспеченности, [Кбо]

2 134

3 487

3 600

2 858

3 111

Источник: Рассчитано автором на основе формулы 1

В данном случае коэффициент бюджетной обеспеченности показывает сумму бюджетных расходов Москвы на подпрограмму на душу населения. Таким образом, в среднем на каждого жителя Москвы приходилось 3 000 рублей бюджетных расходов на подпрограмму в год. Эта сумма не слишком велика.

С 2012 по 2014 годы коэффициент бюджетной обеспеченности увеличивался, значит, расходы бюджета на подпрограмму использовались эффективно. В 2015 году значение коэффициента бюджетной обеспеченности уменьшилось на 30%. Это связано с сокращением бюджетных расходов на подпрограмму в том же году на 20%. То есть, в 2015 году эффективность использования расходов бюджета на подпрограмму снизилась на 30%.

В 2015 году с ростом расходов бюджета Москвы на подпрограмму, коэффициент бюджетной обеспеченности увеличился, значит и эффективность по сравнению с 2014 года возросла.

Таким образом, коэффициент бюджетной обеспеченности тесно коррелирует с объемом бюджетных расходов на подпрограмму. Так как резкого роста численности население Москвы за рассматриваемый период не наблюдалось, то рост расходов бюджета приводил к повышению эффективности их использования.

Так как коэффициент бюджетной обеспеченности отражает эффективность использования бюджетных расходов с точки зрения их объема, то для более объективного анализа далее рассчитаем мультипликатор расходов бюджета Москвы на подпрограмму. Он равен отношению изменения ВРП в рассматриваемом периоде (DВРП) к изменению бюджетных расходов на подпрограмму в соответствующем периоде (DР).

Для расчета данного показателя были найдены необходимые индикаторы.

Таблица 3

Целевые индикаторы, необходимые для расчета мультипликатора расходов бюджета Москвы на подпрограмму за период 2013-2016гг.

Год

Изменения ВРП в рассматриваемом периоде, [DВРП]

Изменению бюджетных расходов на подпрограмму в соответствующем периоде, [DР]

2013

718 097 000 000

16 645 000 000

2014

1 148 026 900 000

1 693 000 000

2015

993 676 000 000

-8 668 000 000

2016

1 110 826 600 000

3 280 000 000

Источник: составлено авторам по данным: Федеральной службы го­су­дарст­вен­ной статистики: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156

Применяя формулу мультипликатора расходов бюджета Москвы на подпрограмму (Мр), нами был вычислен данный показатель по годам за период с 2013 по 2016 годы.

Таблица 4

Расчет мультипликатора расходов бюджета Москвы на подпрограмму в 2013-2016гг.

 

2013

2014

2015

2016

Мультипликатор расходов бюджета, [Мр]

43,1

678,1

114,6

338,7

Источник: Рассчитано автором на основе формулы 2

В данном случае мультипликатор расходов бюджета показывает, насколько прирост расходов бюджета на подпрограмму вызвал прирост валового регионального продукта (ВРП). Как было сказано ранее, чем больше данный показатель, тем эффективнее используются расходы бюджета.

За рассматриваемый период наибольшее значение мультипликатора наблюдается в 2014 г. и составляет 678,1. Это означает, что на каждый дополнительно затраченный рубль бюджетных расходов на подпрограмму было введено объектов недвижимости на 678,1 руб.

Наименее эффективно расходы бюджета использовались в 2013 году, так как мультипликатор был равен 43,1. То ест, на каждый дополнительно затраченный рубль бюджетных расходов на подпрограмму было введено объектов недвижимости на 43,1 руб.

Таким образом, качественное выполнение целей подпрограммы «Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки» с точки зрения бюджетной эффективности наблюдается в 2014г. В этот период коэффициент бюджетной обеспеченности имеет наибольшее значение (3 600) и мультипликатора расходов бюджета максимален (678,1). С другой стороны, в 2014 году план годовому вводу объемов жилья был выполнен только на 97%.

Поэтому сложно всесторонне оценить эффективность использования расходов бюджета на исполнение подпрограммы. В данной курсовой работе анализ показал, что расходы бюджет на выполнение подпрограммы использовались в целом эффективно, но только с позиции двух рассмотренных показателей.

Заключение

Подводя итоги курсовой работы, в которой анализировалась эффективность использования программно-целевого метода при улучшении комфортности городской среды в г. Москве, можно сделать следующие выводы:

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - это форма образования и расходования фонда денежных средств, которые предназначены для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Расходы бюджета субъекта Российской Федерации – это денежные средства, которые направляются из бюджетного фонда на финансовое обеспечение функций и текущих задач региона для улучшения уровня жизни населения и социально-экономического положения.

Москва является не только субъектом Российской Федерации – городом федерального назначения, но и глобальным городом, а также столицей России. Такой взгляд на Москву позволяет понять сложность выбора основных приоритетов развития, на улучшение которых необходимо направлять бюджетные средства. В этой связи, возрастает особая необходимость эффективного освоения расходов бюджета.

Приоритетным направлением бюджетной политики Москвы является повышение комфортности проживания граждан, которое реализовывается через Государственные программы города. Одной из таких программ является Государственная программа «Жилище» состоящая из пяти подпрограмм. Наиболее значимой с точки зрения объемов направляемых бюджетных расходов является Государственная подпрограмма «Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки» за период 2012-2018гг.

Среди всех источников финансирования данной подпрограммы расходы бюджета Москвы занимают 17%. Анализ результативности освоения бюджетных расходов показал, что в большей степени плановые показатели выполнялись. Это обуславливает исполнение плана по целевому индикатору - годовому вводу объемов жилья.

Анализ эффективности использования расходов бюджета показал, что, во-первых, сложно всесторонне объективно оценить эффективность освоения бюджетных средств на определенную подпрограмму.

Во-вторых, расчет коэффициента бюджетной обеспеченности и мультипликатора расходов бюджета показал, что наиболее эффективно бюджетные средства на выполнение рассматриваемой подпрограммы использовались в 2014 и в 2016 годах.

Список используемых источников
  1. Александров И.М. Финансовая система РФ.- М.: Финансы и статистика, 2008. – 153 с.

  2. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 2010.

  3. Вархина П. И. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник для вузов. – М.: «Дашков и К», 2008.

  4. Дробозина Л. А. Финансы. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.

  5. Ерохин С. А., Плужников И. О. Принципы формирования бюджетной политики государства. – М.: Нац. академия управления, 2003 - 284 с.

  6. Иванова Н.Г. Региональная бюджетная политика: теория, законодательство, практика. – М.: СПбГУЭФ, 2002. – 38 с.

  7. Иохин В. Я. Экономическая теория. – М.: Юристъ, 2013.

  8. Комаева В. Д. Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений – 7-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.

  9. Поляк Г. Б. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ под ред. Г.Б.Поляка. - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 550 с.

  10. Поляк Г. Б. Территориальные финансы: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2003. – 479 с.

  11. Родионова В. М. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2008.

  12. Сабитова Н.М. Бюджет и бюджетная политика субъекта РФ. – М.: Казань. Изд-во Казанского ун-та, 2002. – 78 с.

  13. Сассен С. Город в мировой экономике. – М.: Аванглион, 1994.

  14. Сорокина Т.В. Финансы региона: Учеб. пособие. – М.: Изд-во ИГЭА, 2001. – 171 с.

  15. Холл П. Мировые города. – М.: Мысль, 1996.

  16. Доржиева И.Ц. Бюджетная политика региона. – М.: БГУЭП, 2006 – 161 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.bgsha.ru/text/2006/dic2006_01.pdf

  17. Официальный сайт Интерфакс: http://www.interfax.ru/russia/330894

  18. Официальный сайт Открытый бюджет города Москвы: http://budget.mos.ru/budget_moscow

  19. Официальный сайт Риамо: https://riamo.ru/article/111872/byudzhet-moskvy-za-2015-god-ispolnen-s-profitsitom-bolee-chem-v-140-mlrd-rub.xl?mTitle=&mDesc=&mImg=

  20. Официальный сайт Федеральной службы го­су­дарст­вен­ной статистики: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/

  21. Статья 20 Устава города Москвы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/3607978

  22. Статья 65. Конституция РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/d027bc5c1fa488e9337111c52c7aa947104dc7ad/

  23. Устав города Москвы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://duma.mos.ru/ru/0/page/ustav-goroda-moskvyi

  24. Федеральная сеть оптово-распределительных центров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosagromarket.ru/moscow.html

  25. Финансы. Бюджеты субъектов РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://finlit.online/osnovyi-finansov-ekonomika/byudjetyi-subyektov-rossiyskoy-26886.html

  26. AT Kearney. Global Cities 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.atkearney.com/documents/10192/8178456/Global+Cities+2016.pdf

  27. The World According To GAWC, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lboro.ac.uk/gawc/world2016t.html

  28. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_19702/055a71948dbf2a4fc2478437cd89cd864ee8e6e5/

  29. Закон г. Москвы от 11 июня 2003 г. N 40 "О государственной и муниципальной символике в городе Москве". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/380295/2/

1 ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200124393

2 Поляк Г. Б. Территориальные финансы: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2003. – 479 с.

3 Комаева В. Д. Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений – 7-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.

Просмотров работы: 241