ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОУЧЕНИЮ П. Ф. ЛЕСГАФТУ И ПРИМЕНЕНИЕ ЕГО ИДЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОУЧЕНИЮ П. Ф. ЛЕСГАФТУ И ПРИМЕНЕНИЕ ЕГО ИДЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Червенко Е.В. 1, Соловьянова О.В. 1, Димитрова О.А. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Физическое образование детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности, так как основные личностные качества складываются именно в этот период жизни и во многом определяют последующее развитие ребенка.

Правильно организованная система физического развития и образования крайне важна для полноценного развития растущего организма. Основоположником развития физического образования в России стал знаменитый учёный-биолог, палеонтолог и антрополог, педагог П.Ф. Лесгафт. Целенаправленное сохранение и формирование здоровья детей в сложных современных условиях с учетом современных и традиционных подходов одна из стратегий Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

В статье рассматриваются возможности применения идей П.Ф. Лесгафта в современной практике дошкольной образовательной организации.

Physical education of children of preschool age - one of current problems of the present as the main personal qualities develop during this period of life and in many respects define the subsequent development of the child.

Correctly organized system of physical development and education is extremely important for full development of the growing organism. The famous scientist-biologist, the paleontologist and the anthropologist, the teacher P.F. Lesgaft became the founder of development of physical education in Russia. Purposeful preservation and formation of health of children in difficult modern conditions taking into account modern and traditional approaches one of the strategy of the Federal State Educational Standard of preschool education (further – FGOS TO).

In article the possibilities of use of the ideas of P.F. Lesgaft in modern practice of the preschool educational organization are considered.

Ключевые слова: физическое образование, физическое развитие дошкольников, идеи П.Ф. Лесгафта, движения, образ по слову.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДОуделяется большое внимание развитию моральных, интеллектуальных, нравственных, личностных, индивидуальных качеств, а также подчеркивается немаловажное значение физического воспитания детей-дошкольников [2,3]. Все это обуславливает актуальность изучения вопроса о физическом образовании дошкольников на современном этапе.Изучением данного вопроса занимались многие ученые: П.Ф. Лесгафт свою педагогическую деятельность посвятил физическому воспитанию детей, В.И Столярова - физическому развитию, Н.М. Шелованов – оздоровлению, Т.И. Осокина проблеме физического развития дошкольника.

В современной трактовке в ФГОС ДО физическое образование рассматривается следующим образом: приобретение навыков в следующих видах деятельности детей: двигательная активность, развитие координации, гибкости, ходьба, бег, развитие крупной и мелкой моторики рук, прыжки. Анализ изученной литературы привел нас к мысли о том, что все новое развивается на традициях педагогов классиков.

Что касается вопроса о физическом образование необходимо обратиться к учениям П.Ф Лесгафта. Именно он стал первооткрывателем в изучении вопроса о физическом образовании. Им было создано учение о физическом воспитании. В процессе исследования проблемы ондал наиболее полное определение понятия «физическое образование». Суть его состоит в том, чтобы научиться "изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучаться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно проводить наибольшую физическую работу"[1]. Данная трактовка понятия «физического образования» вполне может иметь место в условиях современной дошкольной образовательной организации. Так как современное общество, которое развивается большими экономическими темпами, требует от своего гражданина выполнение максимально возможного за более короткий промежуток времени для удовлетворения своих потребностей. Дошкольный возраст является основополагающим в развитие будущего гражданина. Это находит свое отражение в определение сути физического образования по П.Ф. Лесгафту.

Опираясь на глубокие знания в области физиологии, анатомии, психологии П.Ф. Лесгафт создал свою уникальную систему физического образования. Основополагающими принципами, которой служат следующие положения:

- Физическое образование должно находиться в непосредственной связи с интеллектуальным.

- Обучение должно проводиться ясно, четко, понятно по сказанному требованию или письменному поручению.

- Физическое образование должно осуществляться педагогом получившим специальное образование.

Укрепление и охрана здоровья, совершенствование функций всего организма ребенка и его развитие являются неотъемлемой частью работы педагога в современной дошкольной образовательной организации. Свои теоретические выводы мы проверили на практике. Изучение опыта физического образования дошкольников и его описание было предметом нашего интереса.В статье проводится анализ практической работы воспитателей Соловьяновой О.В., Димитровой О.А. по формированию физического образования дошкольников группы №4 детского сада №33 «Снежанка»Старооскольского городского округа Белгородской области.

Для развития навыков движений и совершенствования физических качеств, воспитатели группы № 4 « Улыбка» детского сада №33 «Снежанка» проводит с детьми утреннюю зарядку. В течение дня в перерывах между непосредственной образовательной деятельностью используются игры пантомимы. Сами воспитатели не сидят на месте, а также активно вовлекаются в эти игры, тем самым стимулируют еще больший интерес дошкольников. Во время прогулки организуются подвижные игры на свежем воздухе. В зимнее время года строят снежные горки, а затем катаются на них. Инструктор, по физической культуре проводя занятия на улице, предлагает детям занятья лыжной гонкой. Дети с большим удовольствием принимают участие в различных состязательных играх. Неоценимый вклад на физическое развитие детей оказывают подвижные игры: «У медведя во бору», «Обыкновенные жмурки», «Краски», «Горелки», «Столбики». Подвижные игры благотворно влияют на физическое развитие дошкольников. Формируется ловкость, гибкость, выносливость, стрессоустойчивость, что немаловажно при формирование бедующего гражданина. Так, например, играя в игру «Столбики» развиваются не только физические навыки, но и упражняется интеллект, ведь для того чтобы быстро передвигаться от одного столбика к другому необходимо выработать определенную тактику.

Ведется, активна работа с родителями, проводятся совместные мероприятия спортивного характера: «День здоровья семьи», «Мой папа - чемпион», «Спортивная семья – здоровый я». Такого рода мероприятия сближают семьи, все участники этих мероприятий получают большой запас положительных эмоций, что в свою очередь благотворно влияет на здоровье детей.

В групповом помещение оформлен спортивный уголок «Спортивная жизнь группы», гдеразмещается вся необходимая информация по физическому развитию и укреплению здоровья детей. Также в уголке размещены фотографии о различных спартакиадах, соревнованиях. Педагогами разрабатываются методические рекомендации и памятки для родителей по физическому образованию: «Как правильно организовать занятия физическими упражнениями дома»; «Гимнастика для глаз» «Закаливание» и др.

Итак, анализ практической работы воспитателей Соловьяновой О.В., Димитровой О.А. по формированию физического образования дошкольников группы №4 детского сада №33 «Снежанка» позволяет сделать следующие выводы:

1. Педагоги принимают активное участие в формировании физического образования наряду с инструктором по физической культуре.

2. Родители становятся непосредственными участниками физического образования, принимая участие в спортивных состязаниях.

3. Педагоги при обучении, каким-либо физическим действиям в основном используют наглядный метод.

4. Идеи П.Ф. Лесгафта в физическом образовании детей не используются.

Воспитателям были даны рекомендации по использованию идей П.Ф. Лесгафта, в основе которых использование метода обучения «по слову»

Базис системы П.Ф. Лесгафта может быть охарактеризован девизом: «Ничего лишнего, так как истинное образование должно вести именно к тому, чтобы устранить в человеке ложное, бесполезное, грубое». Использование этого девиза педагогом современной дошкольной образовательной организации с учетом требования ФГОС ДОспособствует решению проблемы между необходимостью адаптации нового содержания образовательных программ и традиционными подходами в реализации физического образования.

Таким образом, проведенный анализ дает возможность сделать следующий вывод: современные педагоги в своей практике по физическому образованию не обращаются к идеям П.Ф. Лесгафта, тем самым не обогащают процесс физического образования разносторонними подходами к реализации целей и задач физического образования дошкольников. Применение учения П.Ф. Лесгафта обогатит значительно педагогику физического воспитания дошкольников, позволит современным педагогам организовать процесс формировании будущего здорового, сильного, высокоинтеллектуального гражданина.

Библиографический список:

1. Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», 11(153) – 2017 год

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.

Просмотров работы: 259