ДОЛГАЯ ДОРОГА КАК ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДОЛГАЯ ДОРОГА КАК ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вопросу как долгая дорога на работу влияет на человека в последнее время посвящено большое количество исследований как в России, так и за рубежом. Учеными проведена огромная работа, сделаны многочисленные выводы. При разнообразии взглядов на существующую проблему, ученые единодушны во мнении: те, кто, по необходимости, долго добирается на работу, кроме потери времени, часто страдают от постоянных стрессов.

Процесс урбанизации продолжается, активно растут и застраиваются города. Еще несколько лет назад люди стремились уехать подальше от центра, за город, поскольку рабочие офисы многих из них находились в городах, где стоимость жилья очень высока. Суть: чем дальше поселиться от работы, тем крупнее квартиру или дом можно себе позволить. При выборе между тесной хрущевской в десяти минутах от работы и просторной квартирой с тремя спальнями в сорока пяти минутах от нее, люди с большей долей вероятности остановятся на последнем варианте.

Однако, результаты современных исследований подтверждают предположения ученых о возможных негативных последствиях для здоровья и благополучия сотрудника, вызванных долгими переездами и дорогами на работу. К примеру, в Москве человек может тратить полтора - два часа, чтобы добраться на работу, и это только в одну сторону. То же самое касается и других крупных городов-миллионников России, к числу которых можно отнести Екатеринбург, Санкт-Петербург, Новосибирск и другие [2]. Эти города продолжают активно расти, развиваться и застраиваться, что в будущем только приведет к увеличению времени, необходимого на дорогу до места работы.

Как пример, в городе Екатеринбурге время, затрачиваемое на дорогу из отдаленных районов в центр города на общественном транспорте, займет около 60 минут, на личном транспорте – около 40 минут, среднее время в дороге на работу для города Екатеринбурга составит 45 минут. Что говорить о городах-спутниках Екатеринбурга, таких как Верхняя Пышма, Арамиль, Березовский и другие. Многие из проживающих в этих городах имеют постоянную работу в столице Урала и, чтобы добраться до рабочего места, тратят на дорогу на личном авто не менее 40 минут в одну сторону без учета пробок. В часы «пик» на этот же путь потребуется вдвое/втрое больше времени.

Действительно, среднее время поездки на работу в одну сторону неуклонно растет и уже сейчас составляет 24 минуты, один из шести работников тратит на дорогу более 45 минут [4].

Долгая дорога таит в себе множество негативных факторов. Так, специалисты Кембриджского университета, в результате проведенного исследования, целью которого было определить «Как долгая дорога на работу влияет на здоровье и продуктивность людей» [5], выяснили: дорога на работу дольше получаса имеет негативное влияние на здоровье и продуктивность. Люди, тратящие на дорогу более 30 минут, кроме потери дефицитного свободного времени, чаще страдают от головных болей, постоянных стрессов, повышенного давления, тревоги, чувства одиночества, а также подвержены наибольшему риску возникновения проблем с психикой. Кроме негативных последствий для здоровья, дальняя дорога также отражается на работоспособности человека.

В проведенном исследовании приняли участие более 34000 работающих британцев. Результаты показали: респонденты, у которых дорога до работы занимала больше часа, на 33% чаще страдали от депрессии и на 12% чаще – от стресса, связанного с работой. Кроме того, они на 46% чаще спали меньше семи часов в сутки. Так же ученые выяснили, что люди, добирающиеся до работы менее чем за полчаса, получают дополнительное время. За год это составляет семь суток чистого времени для продуктивной работы. Сотрудники, которые тратят на дорогу час и более, этого времени не имеют [5].

Согласно исследованиям ученых, проведенных в 2015 году для компании Gallup-Healthways Well-Being Index, 40% сотрудников, тратящих на дорогу в офис более 90 минут, запоминают меньше полезной информации. Для тех, кто добирается на работу за «незначительное» время – менее 10 минут, этот показатель составляет до 28% [1].

Длительные поездки не идут на пользу, но, во многом, это зависит от способа как люди добираются на работу. Согласно выводам исследования канадских ученых, проведенного в 2014 году в Монреале, люди, добирающиеся на работу пешком, в поезде или на велосипеде, счастливее людей, делающих это при помощи машины, метро или автобусов. Работники, ездящие на работу на собственном транспорте, гораздо чаще страдают от ожирения, чем люди, использующие общественный транспорт. А езда в одиночку, в частности, делает их более несчастными [4]. В тоже время, результаты показали, что время, проведенное в общественном транспорте, большинство респондентов не относят к положительному опыту. Зачастую люди не довольны расписанием, задержками, пересадками, отменами и частыми «толкучками».

Нобелевский лауреат Даниэль Канеман еще в 2006 году провел эксперимент, в котором приняли участие 900 техасских женщин, фиксируя уровень их удовольствия от повседневных дел. Как результат, утренний путь к рабочему месту находился в самом конце списка.

Но, существует мнение, что длительные переезды являются своеобразными перерывами для людей. Порой, это единственное время в течении дня, когда люди остаются наедине, чтобы подумать о чем-то, послушать любимую музыку, почитать книгу. Можно успеть посмотреть сериал или даже сделать какой-нибудь вид работы. То есть, нельзя назвать дорогу на работу и обратно мертвым отрезком. Увеличение времени поездки сделали ее продолжением рабочего дня или возможностью для человека сделать то, чего бы он не сделал в ином случае.

Поездки – не самое лучшее и полезное время препровождение, но даже из них можно извлечь пользу. Как, в таком случае, поступить работодателю для получения наибольшей отдачи от работника? Должен ли работодатель доплачивать за долгие переезды или как - то по-иному мотивировать и стимулировать работника, заботясь о его физическом и ментальном здоровье?

Поскольку время – децифитный товар, и его потеря дорого обходится каждому из нас, исследователи предлагают ввести денежные компенсации за время, проведенное в пути. Так, экономисты из Университета в Цюрихе Бруно Фрей и Алоис Стутцер определили качественную оценку времени, потраченного на дорогу. Выводом проведенного исследования стало утверждение, что за час, потраченный в пути, работодатели должны доплачивать 40% от заработной платы сотрудника.

Хотя, в действительности, разумнее следует позволять сотрудникам сдвигать свое рабочее время, чтобы в часы «пик» избегать пробок или успевать на общественный транспорт; разрешать им выстраивать рабочее время с учетом личных дел, имея гибкий график; переносить некоторые виды работы на дом. Такой подход снижает уровень стресса среди сотрудников и поощряет их вести здоровый образ жизни. И, самое главное для работодателя, – все это повлияет на рабочую продуктивность и атмосферу на рабочем месте в позитивном ключе.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  1. Дефицит времени – причина стресса и ухудшения физиологического состояния организма в среде работников.

  2. Длительное время, потраченное на работу, кроме физического недомогания, ведет к опасности «профессионального выгорания и циничного отношения к своему делу».

  3. Люди, которые могут управлять своим рабочим временем, меньше склонны к стрессу и депрессии. Гибкое рабочее время позволит сотрудникам управлять своим временем, что, несомненно, повысит их эффективность на рабочем месте.

  4. Работодателям стоит предложить сотрудникам более гибкие условия труда – возможность хотя бы иногда оставаться дома и не заставлять их ехать на работу в час пик.

Литература

  1. Онлайн журнал Kimberly Mas It’s not you. Commuting is bad for your health. // Vox. - 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vox.com/ videos/ 2018/1/22/16919040/commuting-bad-health-work

  2. Сколько времени тратят на поездки до работы жители крупнейших мегаполисов – Москвы, Нью-Йорка, Лондона, Шанхая и Токио // vc.ru. - 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/11549-way-to-work

  3. Erika Sandow, Olle Westerlund, Urban Lindgren Is Your Commute Killing You? On the Mortality Risks of Long-Distance Commuting // sage journals. - 2014. [Электронный ресурс]. URL:http://journals.sagepub.com/doi/abs/ 10.1068 /a46267?id =a46267&

  4. Жанна Омельяненко Долгая дорога на работу // Мегаплан. - 2017. [Электронный ресурс]. URL:https://megaplan.ru/letters/dolgaya-doroga-na-nsp-rabotu

  5. Долгая дорога на работу - одна из причин стресса и депрессии // Meddaily. - 2017. [Электронный ресурс]. URL:http://www.meddaily.ru/article/ 23may 2017 / dolgaya_doroga

  6. Езда на работу убивает вас. Как длинная дорога на работу влияет на жизнь // goodhabit. - 2015. [Электронный ресурс]. URL:http://www.goodhabit.ru /article/ezda-na-rabotu-ubivaet-vas/

Просмотров работы: 461