Цель работы - провести анализ предоставления НСУ в виде обеспечения необходимыми лекарственными препаратами (ОНЛП) и санаторно-курортным лечением лиц с ограниченными возможностями, проживающих в районе обслуживания поликлиники №6 г. Курска за 2015-2017 гг.
Материалы и методы. Проведен анализ амбулаторных карт лиц, пользующихся правом на льготное предоставление НСУ; УФ № 030-Р/у «Сведения о лекарственных препаратах, выписанных и отпущенных лицам, имеющим право на получение НСУ»; «Паспорта врачебного участка по лицам, имеющим право на получение НСУ» (УФ № 030-13/у приказ МЗ РФ от 15.12.2014г №834н); реестра по санаторно-курортному лечению (на основании учета выданных справок для получения путевки, обратных талонов санаторно-курортных карт). Результаты исследования были обработаны стандартными методами вариационной статистики.
Результаты исследования. Право на государственную социальную помощь по Железнодорожному району г. Курска имели 6246 человек (по состоянию на 01.01.2017 г), что составляет 10,6 % от общей численности населения. В структуре лиц имеющих право на получение НСУ, наибольшую долю cоставляет категория - инвалиды по заболеванию
от 92,8% в 2015г до 93,03% в 2017г. Число лиц, сохранивших НСУ и уровень от общего числа, остается стабильно низким от 1794 человека (28,10%) – 2015 г. до 1754 человека (28,08%) в 2017 г. Процент лиц, пользующихся НСУ по Железнодорожному округу выше, чем в целом по области (17,49% в 2015 г. и 22,23% в 2017 г).
В программе ОНЛП остались пациенты, страдающие тяжелыми заболеваниями, лечение которых крайне дорого и не может быть оплачено из собственных средств. Норматив финансовых затрат на лекарственное обеспечение одного пациента в 2015 г. составил 704 руб., в 2016 г. – 758 руб., в 2017 г. – 807 руб.
Из программы, прежде всего, выходят те, кто не нуждается в постоянном приеме лекарств или не пользуется медикаментами. Кроме того, от получения НСУ отказываются больные, которым необходимо лечение по стоимости меньше, чем стоимость соц.пакета на лекарства.
Анализ заболеваемости лиц, сохранивших право на участие в программе ОНЛП, выявил преобладание численности следующих нозологий: сахарный диабет (29,3%), болезни системы кровообращения (27,0%), заболевания органов дыхания, (16,5%), заболевания центральной нервной системы (11,7%), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (4,1%), заболевание органов пищеварения (3,5%), другие заболевания 7,9%.
Исследование структуры затрат на приобретение льготных лекарственных препаратов (ЛП) по программе ОНЛП показало приоритет расходов на препараты для терапии эндокринных заболеваний (48,21%) и бронхиальной астмы (19,24%), в то время, как ЛП для лечения сердечно-сосудистых заболеваний расходуется 7,13% выделенных денежных средств. Наблюдается планомерное увеличение средней стоимости лекарственного обеспечения одного обратившегося: 14733.90 руб. (2015г.) – 16827.37 руб. (2016г.) – 18765.12 руб. (2017), что объясняется регулярным ростом цен на лекарственные препараты.
Порядок медицинского отбора и направления лиц с ограниченными возможностями на санаторно-курортное лечение осуществляется в соответствии с перечнем медицинских показаний и противопоказаний, регламентируемых приказом МЗ РФ №281н. от 05.05 2016 г. Количество лиц с ограниченными возможностями прошедших санаторно-курортное лечение год от года снижается. В 2015 г. были обеспечены санаторно-курортным лечением 44,1% инвалидов, в 2016 г. – 42,3%, в 2017г. – 40,7% пациентов. Путевка на санаторно-курортное лечение предоставляется один раз в три года.
Выводы. Существующая жесткая система подушевого финансирования, при ограниченности выделяемых финансовых средств, не обеспечивает в полном объеме реализацию прав лиц с ограниченными возможностями на получение НСУ в виде бесплатных лекарств и санаторно-курортного лечения.