СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ О ПОМЕХАХ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ ПРИ ПОВОРОТЕ НАЛЕВО - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ О ПОМЕХАХ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ ПРИ ПОВОРОТЕ НАЛЕВО

Грызунов В.О., Гильдерман И.В., Зарубин И.Ю., Зарубина И.И.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ситуация с безопасностью на дорогах была и остается очень напряженной.

Каждый день в городах происходят десятки мелких аварий. Очень часто ДТП концентрируются на оживленных перекрестках улично-дорожной сети.

Ежедневно перекресток проезжают тысячи пассажиров общественного транспорта и водители легковых автомобилей.

Аварии на перекрестке происходят в основном из-за невнимательности водителей, пересекающих перекресток. По мнению автомобилистов, причина большинства ДТП в недостаточно организованной регулировке движения.

Сегодня вопрос применения инноваций в дорожном хозяйстве является одним из стратегически важных условий развития дорожной отрасли, инструментом снижения издержек отрасли и повышения потребительских свойств автомобильных дорог.

Правила дорожного движения определяют термин «Перекресток» как место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. [1]. А с точки зрения безопасности движения любой перекресток - это место концентрации различных конфликтных ситуаций, так как именно на перекрестках пересекаются разные направления движения автотранспорта.

Правила проезда перекрестков регламентированы пунктом 13 ПДД. Но не все водители соблюдают Правила, каждый водитель может ошибиться. Поэтому на дороге нужно постоянно анализировать обстановку и стараться учитывать ошибки других водителей. Любое отклонение от «нормы» движения, как показывает действительность, может оказаться вовсе и не ошибкой, а сознательным нарушением. Следует всегда предполагать подобное развитие событий. Основа безопасного управления автомобилем – это умение предвидеть и предупреждать изменение дорожной ситуации, учитывать намерения других участников движения, даже если кто-то из них нарушает ПДД.

Правый поворот в большинстве дорожных ситуаций считается самым простым и легким в исполнении маневром. В отличие от правого поворота, левый отличается своей сложностью и аварийностью.

На регулируемых перекрестках время движения через перекресток ограничено «длиной» сигналов светофора, а ждать следующего цикла, обычно, никому не хочется. Поэтому всегда существует вероятность, что кто-то из участников захочет «успеть проехать» любой ценой. Это может выразиться либо в поспешных действиях, либо, в так сказать, разумном игнорировании чужого приоритета.

Подробно изучив ПДД и обратившись в Управление ГИБДД УМВД России по Тюменской области, выявлены наиболее опасные перекрестки города Тюмени и причины аварий на них:

  1. Перекресток улиц Харьковская - Мельникайте: 17 ДТП, в них пострадали 35 человек.

«Перекресток опасен уже тем, что здесь три полосы движения, при повороте налево, переходят в две, — отметил начальник Управления ГИБДД Тюменской области Михаил Киселев, — при этом водители проезжают перекресток на красный сигнал светофора, либо нарушают очередность проезда развязки, что и приводит к таким последствиям».

  1. Перекресток улиц Широтная - Олимпийская: 14 ДТП, в них пострадали 27 человек.

По информации из отдела ГИБДД по городу Тюмени, здесь также чаще всего сталкиваются автомобили. Пешеходов сбивают в единичных случаях. Основных причины аварий две: водители пытаются проскочить на красный свет либо совершают левый поворот с ул. Широтной на ул. Олимпийскую.

  1. Перекресток улиц Первомайская – Герцена: 8 ДТП, в них пострадали 15 человек.

Перекресток считается одним их аварийных, по причине левого поворота.

  1. Перекресток улиц Республики - Воровского: 9 ДТП, пострадали 11 человек.

  2. Перекресток улиц Одесская - Харьковская: 9 ДТП, пострадали 24 человека.

Обе дороги ровные, ул. Харьковская стала шире, но левый поворот в любом направлении остался таким же рискованным.

Изучив основные причины аварий, рассмотрим их наглядные схемы на рисунках 1, 2, 3.

Рисунок 1 – Схема изображения причин возникновения аварии

Рисунок 2 - Схема изображения причин возникновения аварии

Рисунок 3 - Схема изображения причин возникновения аварии

В целях снижения количества аварийных ситуаций рассмотренных выше, предлагают следующие пути решения:

  1. Изменение работы светофора, добавление дополнительной секции к светофору (рис. 4)

Рисунок 4 – Схема работы светофора с добавлением дополнительной секции

Достоинствами является то, что данный метод мало-затратный и не требует инновационных технологий.

В качестве недостатков метода можно считать малую проходимость автомобилей и уменьшение времени проезда автомобилей в другие направления.

  1. Изменение развязки (рис. 5).

Рисунок 5 – Примеры развязки (кольцо, мост)

Достоинства: небольшое снижение аварийности, большая проходимость автомобилей.

Недостатки: высокая стоимость, невозможность возведения в густозастроенных районах, длительность строительства.

Рассмотрев условия для снижения аварийности можно сделать вывод о их малой эффективности.

В данной работе авторами статьи был произведен анализ путей решения проблемы аварийности на перекрестках при левом повороте. Была рассмотрена возможность создания системы оповещения водителей о помехах при повороте налево на перекрестках. Таким образом, можно использовать следующее оборудование:

  • импульсный радар,

  • лазерный дальномер,

  • транспортный светофор (двухцветный) в совокупности.

Импульсный радар предназначен для определения и фиксации скорости транспортных средств. Принцип работы такого радара основывается на излучении импульса по направлению вдоль дорожного полотна, который отражается от всех транспортных средств на дальности до 1000 метров (рис. 6).

Рисунок 6 - Импульсный радар

Лазерный дальномер используется для измерения расстояний, удаления до объекта и сканирования объектов в промышленности (рис. 6)

Рисунок 6 - Лазерный дальномер

Транспортный светофор предназначен для индикации состояния шлагбаума, КПП (контрольно пропускного пункта) или пропускного пункта на предприятиях с большим трафиком грузовых машин, в паркингах, автостоянках, автомойках, а также в качестве светосигнальных устройств для индустриального применения, использование данного светофора упрощает процесс регулирования движения транспорта при въезде-выезде.

Рисунок 7 - Светофор транспортный (двухцветный)

Принцип работы системы оповещения водителей о помехах при повороте налево на перекрестках будет основываться на исчислении и передаче данных (рис. 8).

Зеленый цвет светофора будет загораться только в том случае, когда:

  1. В зоне работы лазера нет транспортных средств;

  2. Скорость транспортного средства не превышает 60 км/ч;

Если соблюдены оба случая, светофор будет гореть зеленым светом до тех пор, пока данные с радара и дальномера не будут противоречить данным случаям, то есть в их зоне будет обнаружено транспортное средство.

Зона работы лазера ограничена 150 м, т.к. для преодоления данного расстояния транспортному средству требуется:

tп= s/v,

где tп – время преодоления расстояния, s – расстояние до перекрестка, v – скорость транспортного средства.

Рисунок 8 - Схема работы оборудования

1 – светофор; 2 – лазерный дальномер; 3 – импульсный радар.

Известно, что многие водители не соблюдают ПДД и превышают ограниченную скорость на 20км/ч, что разрешено, согласно п.10.3 ПДД. Исходя из этого, примем максимальную скорость движения транспортного средства v = 60км/ч.

Для определения времени в секундах следует перевести км/ч в м/с:

60км/ч = 16,2 м/с, т.к. 1км/ч = 0,277778 м/с

Зная данные можно определить время преодоления расстояния до перекрестка:

tп = 150/16,2 = 9,26 с.

Стоит отметить то, что при превышении транспортным средством скорости в 60 км/ч импульсный радар будет подавать запрещающий сигнал на светофор, в целях предотвращения аварии, а водитель превысивший скорость будет наказан штрафом.

Список литературы:

  1. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 23.12.2017) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")

  2. Кременец Ю.А. Технические средства организации дорожного движения. - М.: Транспорт, 2000 - 344 с.

  3. Руководство по регулированию дорожного движения в городах, М.: Стройиздат, 1974. - 105 с.

  4. Клинковштейн Г.И., Афанасьев М.Б. Организация дорожного движения: учебник для вузов - М.: Транспорт, 2002. - 234 с.

  5. ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения.- М.: ФГУП «Стандартинформ», 2005.- 213 с.

Просмотров работы: 127