Применительно к строительной отрасли можно оценивать конкурентоспособность отдельных групп взаимосвязанных предприятий, используя как аналитические, так и графические методы оценки. Предлагается использовать для групп взаимосвязанных строительных предприятий следующие аналитические методы: рейтинговая оценка (определяет место конкретной группы предприятий на рынке относительно других конкурирующих групп предприятий); оценка на основе доли рынка (определяет тип и место данной группы предприятий на рынке); оценка на основе потребительской стоимости (оценка конкурентоспособности группы предприятий с учетом факторов внутренней среды); оценка с позиции субъектов, заинтересованных в оценке конкурентоспособности группы предприятий; оценка с позиции конкурентных преимуществ группы предприятий.
Особо значимой считаем оценку конкурентоспособности с позиции конкурентных преимуществ группы взаимосвязанных предприятий. Для ее выполнения предлагается использовать систему сбалансированных показателей, включающей четыре группы элементов: способность к изменениям и совершенствованию (объем продаж на одного работника, экономический эффект от использования инноваций), внутренние бизнес- процессы (количество свойств продукции, превышающие те, которые имеют конкурирующие группы предприятий, оценка удовлетворенности заказчиков продукций), способность к удовлетворению запросов потребителя (объем продаж по новым заказчикам и рынкам, прибыль в расчете на одного заказчика), качество финансовой деятельности (снижение затрат на единицу продукции, рентабельность чистой прибыли).
Предлагается использовать для групп взаимосвязанных строительных предприятий следующие графические методы: модель бостонской консалтинговой группы (при достоверной информации точно показывает положение группы взаимосвязанных предприятий); модель «привлекательность рынка – преимущества в конкуренции» (определяет положение конкретной группы взаимосвязанных предприятий относительно других конкурирующих групп); матрица Портера (структурирование достижения конкуренции); многоугольник конкурентоспособности предприятий (анализ ситуации, определение текущего положения относительно конкурентов). [2]
Комбинированное применение аналитических и графических методов позволяет оценить реальное положение группы взаимосвязанных предприятий в конкурентном пространстве. Так как использование всех методов нецелесообразно из-за сложности, объемности и трудоемкости расчетов, предлагается определять приоритетные параметры для оценки конкурентоспособности конкретной группы взаимосвязанных предприятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Морозова О.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ .Инженерный вестник Дона. 2011. Т. 18. № 4. С. 312-316.
2. Олатало О.А., Макарцова Т.Н., Цвиренко С.В.ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКИЕ ИННОВАЦИИ.Kant. 2017. № 4 (25). С. 231-234.