СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В качестве ключевых аспектов социально-экономического развития региона выделяют: во-первых, кластерное развитие, обеспечивающее ускоренное развитие региона за счет концентрации ресурсов на финансировании «точек роста» (конкурентоспособные территории, пространственные опорные точки, объединяющие лучший производственный и человеческий потенциал; во-вторых, развитие механизмов государственно-частного партнерства на территории региона; в-третьих, проведение активной политики по развитию человеческого капитала (увеличение доходов населения и уровня заработной платы, подготовки и переподготовка кадров с учетом потребностей предпринимательского сектора области, формирование оптимальной миграционной политики, создание новых, в том числе высококвалифицированных, рабочих мест).

Стратегия социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года предусматривает повышение качества жизни населения региона до уровня не ниже среднего по ЦФО, создание условий для развития человеческого капитала на основе реализации его географического, промышленного, научного и культурно-туристического потенциала.

Рассмотрим социально-экономические показатели развития региона на примере Ивановской области в текущем году, 2017 году.

Среди положительных результатов экономического развития необходимо отметить, что за 10 месяцев 2017 года по сравнению с январем - октябрем 2016 года наблюдался рост введенного жилья в 1,7 раза и объема работ и выполненных по виду деятельности «строительство», — на 7,3%., также выросли оборот общественного питания — на 9%, оборот розничной торговли – на 1,2% и объем платных услуг, оказанных населению области — на 0,7%.

Кроме того, за 10 месяцев текущего года по отношению к январю — октябрю 2016 года рост индекса потребительских цен составил 4% (за январь - октябрь 2016 года — 7,3%), в октябре 2017 года к декабрю 2016 года ИПЦ замедлился до 2,2% (аналогичный показатель прошлого года – 5,2%).

Средняя заработная плата, начисленная за январь - сентябрь 2017 года, составила 22439,6 рубля. По сравнению с январем - сентябрем 2016 года она увеличилась на 6,5%, реальная заработная плата за январь - сентябрь 2017 года составила 102,2% к аналогичному периоду 2016 года. Уровень безработицы по отношению к экономически активному населению по состоянию на 01.11.2017 составил 0,77% [1].

Распределение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по видам экономической деятельности сложилось следующим образом.

Источник: Мониторинг социально-экономического развития Ивановской области. Информация о социально-экономическом развитии ивановской области за 9 месяцев 2017 года // Департамент экономического развития и торговли Ивановской области. – http://derit.ivanovoobl.ru/deyatelnost/makroekonomika/ (дата обращения: 01.11.2017).

В числе лидеров по темпам роста заработной платы по сравнению с 9 месяцами 2016 года в регионе находятся организации по производству: мебели (144,5%), одежды (141,3%), прочей неметаллической минеральной продукции (140,9%), автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (129%), текстильных изделий (122%) и металлургическому производству (120,2%).

Снижение темпов заработной платы за январь - сентябрь 2017 года отмечено по таким видам экономической деятельности как, транспортировка и хранение (98,9%); деятельность в области информации и связи (98,6%); производство прочих готовых изделий (98,3%). При этом следует отметить, что несмотря на снижение темпов роста средней заработной платы по выше обозначенным видам экономической деятельности, заработная плата по ним сложилась выше среднего значения по области.

Значительно выше среднеобластного значения заработная плата сложилась в таких видах экономической деятельности, как деятельность финансовая и страховая (на 81,9%); производство напитков (на 60,6%); производство металлургическое (на 50,3%); производство компьютеров, электронных и оптических изделий (на 44,4%); производство прочих готовых изделий (на 41,3%).

Основой для увеличения заработной платы является развитие реального сектора экономики, привлечение инвестиций в экономику региона.

В целях выполнения Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 - 606 в части повышения средней заработной платы осуществляется ежемесячный мониторинг данного показателя [1].

В целях социальной поддержки отдельных категорий граждан, снижения глубины бедности среди граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с региональным законодательством малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, оказывается государственная социальная помощь в виде денежных выплат (единовременная выплата денежных средств, ежемесячное социальное пособие на основе социального контракта) и натуральной помощи (продуктовые наборы).

За 9 месяцев 2017 года адресную социальную помощь получили 6414 человек из малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на общую сумму 4467,2 тыс. рублей, в том числе:

- денежную помощь в связи с пожаром (в размере двух ВПМ) – 36 человек, на сумму 611,7 тыс. руб.;

- денежную помощь – 953 реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на сумму 285,9 тыс. руб.;

- натуральную помощь (продуктовые наборы) – 4733 малоимущих семьи и малоимущих одиноко проживающих гражданина, на сумму 1314,6 тыс. руб.;

- ежемесячное социальное пособие на основе социального контракта – 178 малоимущих семей с детьми на общую сумму 2255 тыс. рублей. [1].

Число официальных безработных уменьшилось с начала года на 24,2% и на 01.10.2017 составило 4,6 тыс. человек, или 0,85% от численности экономически активного населения.

Снижению показателей безработицы способствовало активное взаимодействие, а также заключение между центрами занятости и работодателями соглашений о сотрудничестве в решении вопросов трудоустройства граждан и реализация программных мероприятий, направленных на вовлечение незанятого населения в трудовую деятельность.

Увеличение количества свободных рабочих, заявленных работодателями в службу занятости, позволило снизить коэффициент напряженности на рынке труда с 1,1 до 0,7 чел. в расчете на одну вакансию.

За 9 месяцев т.г. в мероприятиях активных форм занятости приняли участие свыше 60 тыс. жителей области:

- более 4,5 тыс. человек трудоустроены на оплачиваемые временные и общественные работы;

- 556 безработных, а также 102 женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, прошли профессиональную подготовку по востребованным на рынке труда профессиям;

- для 410 безработных оказана услуга по содействию самозанятости, 39 из них получили финансовую поддержку из средств областного бюджета на открытие собственного бизнеса;

- 12,8 тыс. граждан стали участниками профориентационных мероприятий;

- свыше 12 тыс. человек приняли участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест.

Объем средств из федерального и областного бюджетов, направленный на реализацию активных форм занятости и защиту от безработицы (социальные выплаты в виде пособий по безработице и стипендий в период профессионального обучения) по состоянию на 01.10.2017 превысил 189 млн рублей.

При содействии службы занятости трудоустроены 12,6 тыс. человек, или 74,6% от числа обратившихся.

Сумма задолженности по реестру Государственной инспекции труда в Ивановской области с начала года уменьшилась на 73,2 млн рублей и по состоянию на 19.10.2017 составила 191,7 млн рублей в 18 организациях перед 3253 работниками [1].

В структуре задолженности 96,6% (185,3 млн руб.) приходится на 12 организаций, находящихся в различных стадиях банкротства, 2,3% (4,5 млн руб.) - на 2 организации, не осуществляющие деятельность, 0,8% (1,5 млн руб.) - на 3 экономически активных предприятия.

Негативное влияние на экономику региона оказывает наличие фактов «неформальной занятости». За 9 месяцев текущего года в регионе выявлено свыше 12,9 тысяч нелегально занятых граждан, с 12,5 тысячами из них заключены трудовые договоры.

Вместе с тем, наблюдаются отрицательные тенденции. По итогам 9 месяцев объем производства продукции сельского хозяйства снизился на 3,5%, что обусловлено неблагоприятными погодными условиями на протяжении весны-лета 2017 года, отрицательно повлиявшими на сферу растениеводства. Также произошло снижение индекса промышленного производства за 10 месяцев т.г. на 4,1%, что связано с нестабильной работой «Ивановских ПГУ» в Комсомольске, которое повлекло за собой снижение индекса промышленного производства по обеспечению электрической энергией, газом и паром [1].

О.П. Воробьева основные факторы устойчивого развития региона разделяет на 7 основных блоков: 1) экологические факторы; 2) финансово-экономические факторы; 3) промышленно-производственные факторы; 4) наличие в регионе развитой инфраструктуры; 5) продовольственная безопасность региона; 6) региональный маркетинг; 7) социальная сфера, культура, общественная деятельность [3].

О.В. Патреева, анализируя проблематику малых городов депрессивного типа в старопромышленных регионах выделяет пять групп проблем: 1) демографическая проблема в соединении с деформациями трудовых ресурсов и трудовой миграцией; 2) фрагментарность производства товаров, подорванность производственных основ; 3) инфраструктурная отсталость (производственная, рыночная, социальная) и низкий уровень обеспечения населения и организаций услугами инфраструктуры; 4) финансовая зависимость, причудливый симбиоз нехватки инвестиций и ограниченности рыночно-привлекательных инвестиционных проектов; 5) пониженная емкость рынка и деформированность, агрессивность ввоза [4].

Выделим ряд основных проблем социально-экономического развития Ивановской области.

Во-первых, межрегиональная дифференциация (среднедушевой валовой региональный продукт, уровень среднедушевого дохода населения и средней заработной платы демонстрирует стабильную тенденцию - значительное отставание от ряда соседних регионов ЦФО). В Ивановской области сохраняется тенденция естественной убыли населения, уменьшается численность населения трудоспособного возраста, «отток» специалистов на работу в соседние регионы с более высоким уровнем заработной платы, высокий уровень заболеваемости населения, в том числе детей и молодежи, обусловленный образом жизни граждан и качеством медицинского обслуживания). Во-вторых, проблемы в промышленности (преобладание «традиционного производства», моноструктурность обрабатывающего сектора Ивановской области с преобладанием легкой промышленности и тяжелого машиностроения, недостаточные объемы выполнения заказов на производство продукции в текстильном и швейном производстве, машиностроении; высокая степень физического износа большинства предприятий, их медленная адаптация к новой технологической среде, низкий показатель загрузки производственных мощностей на предприятиях; низкий показатель рентабельности произведенной продукции). В-третьих, проблемы в сельском (технико-технологическое отставание отрасли из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и расширенного воспроизводства; вывод из оборота сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, сокращение площадей пашни, невозможность в ряде случаев вовлечь ее в оборот; сокращение поголовья скота). В-четвертых, ограничения по инфраструктуре (морально и физически устаревшее оборудование основных предприятий индустрии, возрастание доли ветхого и аварийного жилья, централизованная система отопления и горячего водоснабжения изношена и требует замены на более эффективные автономные, плохое состояние внутренних дорог региона, невозможность дальнейшей промышленной эксплуатации водных транспортных путей).

Список литературы:

1. Мониторинг социально-экономического развития Ивановской области. Информация о социально-экономическом развитии ивановской области за 9 месяцев 2017 года // Департамент экономического развития и торговли Ивановской области. – Режим доступа: http://derit.ivanovoobl.ru/deyatelnost/makroekonomika/ (дата обращения: 01.11.2017).

2. Постановление Правительства Ивановской области от 04.06.2015 № 240-п (в ред. от 28.06.2017) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года». - Режим доступа: http://derit.ivanovoobl.ru/deyatelnost/strategicheskoe-planirovanie/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-oblasti/ (дата обращения 10.10.2017).

3. Воробьева, Ю.П. Социально-экономическое развитие региона: особенности и факторы государственного регулирования / О.П. Воробьева // Гуманитарные научные исследования. - 2017. - № 9 (73). - С. 17. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/09/24348 (дата обращения: 29.09.2017).

4. Патреева, О.В. Малый депрессивный город: типы воспроизводства и экономические факторы возрождения (на примере Ивановской области) диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ивановский государственный университет. Шуя, 2011.

Просмотров работы: 198