ВЫПОЛНЕНИЕ ИНОСТРАННЫМИ И РОССИЙСКИМИ ЧАСТНЫМИ, А ТАКЖЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ИТОГАМ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЫПОЛНЕНИЕ ИНОСТРАННЫМИ И РОССИЙСКИМИ ЧАСТНЫМИ, А ТАКЖЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ИТОГАМ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Федоренко А.С. 1
1ФГАОУ ВО "РУДН"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

В начале 2000-х годов в связи со старением парка электростанций и развернувшимся экономическим ростом в России мог возникнуть дефицит электроэнергии.

В 2006-м году рост потребления электроэнергии составил 4,6%. По прогнозу аналитиков на 2007-й год, к 2014-му году потребление электроэнергии должно было вырасти на 40%. В связи с этим было решено заключить более чем 30 тысяч договоров о предоставлении мощности но общую сумму около 3,6 трлн рублей.

Объектом своего исследования я выбрал выполнение иностранными и российскими частными, а также государственными генерирующими компаниями инвестиционных обязательств, так как считаю, что для качественного выполнения всех условий договора необходимо четкое выполнение все обязательств всех сторон.

1. Основные принципы Договоров о предоставлении мощности.

В качестве стимула для реализации инвестиционных контрактов в области строительства новых электростанций был разработан механизм Договоров о предоставлении мощности. Суть договора о предоставлении мощности заключается в том, что инвестор обязуется построить генерирующую мощность с заданными характеристиками в назначенный срок, при условии покрытия от 70% до 90% капитальных и эксплуатационных затрат, а также полную компенсацию затрат на подключение к электросетям. Государство-же в свою очередь обязуется предоставлять оплату за всю выработанную мощность по тарифу, указанному в договоре в течении 10 лет. Также объект, включенный в ДПМ, при конкурсном отборе мощности, имеет приоритетное значение по отношению к объектам, не включенным в ДПМ. Также хочется отметить, что Договор о предоставлении мощности заключается только в отношении ТЭС и ТЭЦ, так как по правилам оптового рынка, мощность выработанная на ГЭС и АЭС имеет конкурентное преимущество перед тепловой энергией. Для ГЭС и АЭС разработаны аналогичные договоры. В случае невыполнения обязательств, предусмотренных в договоре, сторона не выполнившая свои обязательства подвергается санкциям.

2. Штрафы и санкции в случае неисполнения Договора о предоставлении мощности.

При невыполнении обязательств договора со стороны, не выполнившей свои обязательства, взимается штраф в форме неустойки, что сулит выплатой лишь ежемесячной неустойки, которая не включает убытки. Взыскание такого штрафа происходит путем списания ПАО «Центр Финансовых расчетов» по решению Наблюдательного совета НП «Совет рыка». Размер штрафа составляет 37,5% от установленной цены мощности. Также в некоторых случаях могут применяться санкции в виде уменьшения цены продажи мощности. Такой тип санкций впервые был применен к ПАО «Фортум» и ПАО «ТГК-2». Такой тип санкций применяется в отношении генераторов в случае просрочки выполнения условий договора более чем на 1 год. Длительность выплаты специально разработанного тарифа – более 1 года. В случае с ПАО «ТГК-2» цена 1-го мегаватта электроэнергии составила 1 рубль, в то время как средняя цена по стране составляет 600 тыс рублей.

В общей сложности, за период с 2011 по 2015 количество штрафуемой мощности составила порядка 57тыс МВт, за которую просрочившие компании получили штраф в размере 13,8 млрд рублей. Наличие такого большого штрафа за не предоставление, указанного в договоре о предоставлении мощности, количества генерируемой энергии необходимо для своевременного исполнения договора.

3. Динамика ввода в эксплуатацию генерирующего оборудования по договорам о предоставлении мощности.

Программа договоров о предоставлении мощности по данным министерства энергетики реализована на 91,2% оставшиеся доли приходятся на строящиеся мощности 7.4% и проектируемые 1.4% соответственно.

За первый год реализации договора о предоставлении мощности, коим являлся 2011, в России было введено 6 ГВт новых генерирующих мощностей, из которых 4,5 ГВт было построено в рамках ДПМ. В общем итоге количество генерируемой энергии за период с 2011 по 2016 выросло на 19 ГВт только за счет заключенных договоров о предоставлении мощности.

Судя по объему введения генерирующих мощностей (рисунок 1) можно сказать, что самое большое количество введеной мощности приходится на 2011 год. Это обусловленно тем, что 2011 год – первый год, в течении которого был запланирован ввод «первой волны» генерирующих мощностей. Дополнительным фактором такого количества введеных мощностей можно считать некую «новизну» такой системы. Возможность занять нишу в недавно появившимся секторе энергетики, при этом получив почти гарантированые условия для реализации генерируемой энергии в течении 10 лет привела в нишу электроэнергии монго новых игроков, как российских, так и иностранных. В последующие годы интерес к договорам о предоставлении мощности стал немного менее популярным, но все равно остался на довально высоком уровне. Среднее ежегодное количество ввода мощности по договорам о предоставлении мощности составило 3200 МВт.

Российской электроэнергетикой заинтересовались иностранные инвесторы, такие как немецкий концерн «E.On» или итальянский «Enel». Данный шаг позволил не только выполнить план по ликвидации дефицита электроэнергии, но и заимствовать новейшик иностранные технологии.

Рисунок 1. Генерирующие мощности, введённые с 2011 по 2016 гг. в России

Рисунок 2. Генерирующие мощности, введённые в эксплуатацию российскими территориальными генерирующими компаниями

4. Проблема избытка генерирующих мощностей, возникшая вследствие реализации договором о предоставлении мощности

Возросший интерес к договорам о предоставлении мощности принес неожиданную проблему – энергии стало больше. По плану, под который формировался план договоров о предоставлении мощности, потребление электроэнергии в 2014 году должно было составить 1380 ГВт/час в то время как фактическое потребление составило лишь 1060 ГВт/час. Разница между прогнозируемым и фактическим потреблением электроэнергии составила целых 30%.

Такой избыток электроэнергии на рынке привел к убыткам как потребителей, так и генераторов. Потребители страдают, так как они вынуждены оплачивать избытки. Проблемы генераторов заключаются в том, что из-за профицита электроэнергии снижается цена на конкурентном отборе. Также большое количество генераторов существенно повлияло на цену на рынке на сутки вперед. По данным «Системного оператора» более 20 ГВт подают на рынке на сутки вперед ценопринимающие заявки, то есть генераторы готовы работать даже в убыток, лишь бы реализовать всю генерируемую энергию.

Но у профицита электроэнергии есть и свой плюс. Наличие избыточной электроэнергии позволяет вывести из эксплуатации старые, не соответствующие современным стандартам генерирующие мощности. Одним из примеров данной замены стал проект ПАО «ИНТЕР РАО» в рамках договора о предоставлении мощности. Суть договора состояла в том, что необходимо заменить Южноуральскую ГРЭС-1, находящуюся в эксплуатации с 1952-го года. На замену Южноуральской ГРЭС-1 была введена Южноуральская ГРЭС-2. Ввод новой электростанции позволил вывести из эксплуатации неэффективную часть оборудования Южноуральской ГРЭС-1 без потери объема выработки электроэнергии. И Южноуральская ГРЭС-1 не единичный случай.

По данным Энергетического института им. Кржижановского возраста более 30-ти лет достигли более 52% тепловых электростанций, а 7% станций прожили еще больше. Таким образом даже наличие некоторых проблем в краткосрочном периоде, таких как снижение цен на конкурентном отборе, в долгосрочном периоде ликвидируется, за счет ликвидации или модернизации старых объектов генерации.

Таким образом, реализация договоров о предоставлении мощности принесла свои плоды. Были введены в эксплуатацию новые генерирующие мощности, произошло обновление парка электростанций. Однако, в энергосистеме возник существенный профицит электроэнергии – порядка 30%. Из-за этого как производители, так и потребители электроэнергии терпят убытки.

Благодаря большому «запасу прочности» энергосистемы в России в ближайшие годы не должно случиться энергетического кризиса. Однако, могут возникнуть локальные энергетические кризисы в случае аварий на местных электросетях или в работе генерирующего оборудования.

Список литературы

  1. Режим доступа: http://www.np-sr.ru/presscenter/news/SR_0V054461.

  2. Режим доступа: http://peretok.ru/articles/generation/11856/.

  3. Режим доступа: http://greenevolution.ru/2013/10/09/dpm-kamen-pretknoveniya-rossijskoj-vozobnovlyaemoj-energetiki/.

  4. Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/561.

  5. Режим доступа: https://vegaslex.ru/analytics/publications/78578/.

  6. Режим доступа: http://www.oilru.com/news/356781/.

  7. Режим доступа: http://www.tgc1.ru/.

  8. Режим доступа: http://www.investoram.ru/reforma-elektroenergetiki/territorialnyie-generiruyuschie-kompanii/.

  9. Режим доступа: http://www.np-sr.ru/market/cominfo/rus/index.htm, свободный

  10. Режим доступа: http://peretok.ru/articles/strategy/1252/.

Просмотров работы: 67