ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Джамалутдинова М.Б. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Задача образования, таким образом, не сводится к формированию знаний, умений, она - в научном получении знаний, организации своей жизни, в научении методу получения знаний, организации своей жизни, в научении быть вариативным, способным менять обстоятельства своей жизни. Образование только тогда осуществляет свое социальное предназначение, когда оно становится рефлексивно-исследовательским. Как известно, развитие личностных качеств учащихся осуществляется в процессе самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности.

Уровень развития самостоятельности мышления определяет способность человека принимать обдуманное решение, прогнозировать будущее, ориентироваться в ситуациях, людях, проблемах. Следовательно, развитие самостоятельности мышления относится к числу основных задач развития познавательной деятельности учащихся.

Использование технологий уровневой дифференциации позволяет приобщать школьников к началам исследовательской деятельности. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

• мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

• умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

• умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

• специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).

Освоение учащимися исследовательских знаний и умений должно проходить последовательно, с постепенным увеличением степени самостоятельности ученика в его исследовательской учебной деятельности.

Развитию исследовательской культуры также способствуют уроки одной задачи. Суть которых заключается в том, что необходимо найти несколько решений поставленной задачи, обосновать каждый этап рассуждений, доказать рациональность выбора этого метода решения. Такие уроки позволяют не только систематизировать знания, но и развивают у учащихся способности анализа и синтеза имеющихся данных, переосмысления результатов, выбора оптимального пути решения поставленной задачи .

У многих школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Наблюдается поляризация детей по уровню умственного и познавательного развития, сформированности познавательных интересов и инициативы. Все большее число ребят попадают в категорию группы риска - детей «интеллектуально пассивных», «часто болеющих», детей «с трудностями обучения», и просто трудных и проблемных детей. Поэтому я считаю, что главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. Таким образом, на первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения.

Современные дети сильно изменились. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

-Резко возросла информированность детей.

-Современные дети мало читают, особенно классическую художественную литературу. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текста различных жанров, несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения.

Для решения проблемы общеобразовательная школа формирует систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции. Для этого недостаточно только учебника и традиционного педагогического управления процессом обучения. Необходим доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации, в том числе и компьютерным (базовая информация на серверах, виртуальные физические лаборатории, разнообразные базы данных библиотек, музеев и т.д., содержащаяся в сети). Современные средства обучения позволяют поддерживать интерес к школьным предметам и предоставляют возможность для всестороннего развития ребёнка.

Основной целью этой статьи стало выяснение того, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности учащихся.

Активизация познавательной деятельности учащихся будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если будет реализовываться деятельностный подход в личностно- ориентированном обучении при использовании интерактивных методов.

Сегодня образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач и способов действий, которые должны уметь выполнять учащиеся. Эти задачи должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

Рассмотрим интерактивные методы бучения.

Термины "интерактивные методы", "интерактивное обучение" пришли к нам из английского языка ("interactive": "inter" означает "между", "меж"; "active" – от "act" – действовать, действие). Таким образом, термин "интерактивное обучение" – обучение, построенное на взаимодействии. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех учащихся, включая педагога.

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:

- формировать интерес к изучаемому предмету;

- развивать самостоятельность учащихся;

- обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;

- комфортно чувствовать себя на занятиях;

- проявлять свою индивидуальность в учебном процессе

Интерактивный метод ориентированы на широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учеников в процессе обучения. При использовании интерактивных методов учащийся становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Учитель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все ученики оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и о чём думают. Основными составляющими интерактивных занятий являются упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, ученики не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Интерактивное обучение имеет ряд особенностей. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения образовательного материала означает, что каждый вносит свой особый вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

В заключении следует сказать, что введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. И как важно в условиях все большей неопределенности мира не сужать мировоззрение наших воспитанников конкретикой узкотематических профилей, а развивать в них способности активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания. На ум приходят слова В.А. Сухомлинского «если хотите, чтобы уроки не превратились в скучную однообразную повинность, ведите каждого ученика на счастливую тропинку исследования…»

По моему мнению, применение интерактивных форм и методов обучения способствует созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

Список литературы

  1. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. / И.В. Никишина. – М., 2017.

  2. Вебер, Н. П. Набор умений для формирования коммуникативной компетенции обучающихся. [Текст] / Н. П. Вебер // Справочник заместителя директора. – 2014. – № 4. – С. 11 – 12.

  3. Компетенции в образовании : опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского.- М. : Научно - внедренческое предприятие «ИНЭК», 2015.

  4. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. / И.В. Никишина. – М., 2013.

Просмотров работы: 70