ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Рашидова З.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основная цель работы учителя - научить ученика самостоятельно мыслить, чтобы знания стали для него не скучным сводом правил, а радостным открытие. Для этого необходимо создать условия, обеспечивающие успех в учебной работе, ощущение радости на пути к знаниям и умениям.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, исторические сказки, загадки, «расследования»).

Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом.

Подготовка к семинару организуется таким образом, чтобы в ней приняли участие все учащиеся. Например при изучении Конституции РФ часть школьников готовит выступления (учитель помогает им подобрать дополнительную литературу, если это необходимо – оказывает помощь в подготовке плана выступления, иногда просматривает его текст), остальные же получают задание повторить основные вопросы по учебнику (лекционным записям), а также выполнить задания практического характера, которые затем обсуждаются на семинаре, например: если бы вы были государственным деятелем какие бы еще статьи Конституции вы добавили.

В ходе подготовки семинара возможна организация групповой работы учащихся. В этом случае доклад (реферат, сообщение) готовится сообща. Работу организует руководитель группы, который назначается учителем или выбирается учениками. Одному из членов группы поручается выступить с коллективно подготовленным сообщением на семинаре. Групповая подготовка обеспечивает посильное участие в работе каждого ученика, повышает интерес к ней и ответственность за ее выполнение.

При работе с юридическими документами у учеников закрепляются правовые знания теоретического характера, формируется интерес к праву, значимость которого они ощущают предметно. На учебных занятиях по праву целесообразно обратить внимание на следующие виды юридических документов:

-- источники права, нормативно-правовые акты (закон, указ Президента, постановление правительства, локальные правовые акты);

-- правоприменительные акты (приговор суда по конкретному делу, обвинительное заключение и проч.);

-- индивидуальные договоры (брачный контракт, договор подряда и проч.);

-- заявления (исковые, о приеме на работу и проч.).

Обучение работе с документами осуществляется поэтапно. Если школьники еще ни разу не сталкивались с ними, учитель должен подробно объяснить, как можно организовать работу, на что обращают внимание в первую очередь, затем школьники под руководством педагога работают с документом самостоятельно, и, наконец, они приучаются к самостоятельной творческой работе с документами, выполняя задания.

Документ, который используется на уроке, должен быть доступен обучаемым по содержанию и объему. Он должен быть интересным с позиции познания права, информативным, а также типичным, распространенным в практике.

На уроках юридический документ может использоваться и учителем права, и обучаемыми. Предположим, рассматривая тему о способах и правилах защиты своих прав, учитель может показать, как составляется исковое заявление в суд, зачитать отдельные реквизиты этого документа. В другом случае ученикам раздаются отдельные исковые заявления, работая с которыми они должны выделить: реквизиты такого документа, показать, что необходимо указывать в нем, и прочие.

Как правило, на семинаре предлагается к обсуждению несколько докладов (сообщений), поэтому важно, чтобы все они были связаны между собой: при переходе от одного доклада к другому учитель с помощью нескольких фраз, минимального комментария помогает учащимся увидеть логику развертывания общей темы семинара.

При обсуждении каждого сообщения следует использовать практические задания, которые помогают учащимся убедиться в справедливости высказанных положений. Для этого можно обратиться и к тем заданиям, которые школьники выполняли дома при подготовке к семинару. Например, дома у учащихся было групповое задание придумать и инсценировать ситуации, где нарушается Конституция.

Еще одним видом нестандартных уроков может выступать урок – лекция, которую можно проводить в разных формах.

Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решит.

Например, на лекции по теме «Семейное законодательство» можно предложить решить следующую ситуацию:

1. С. В.Петров – 45 лет, предприниматель. “Обращаюсь в суд с иском о разделе имущества: пианино, мебельного гарнитура, видеоаппаратуры, библиотеки. Прошу выделить мне большую часть из состава названого имущества, так как мой заработок в течение последних трех лет составлял 25 тысяч рублей, а заработок жены – 9 тысяч рублей, притом на протяжении двадцатилетнего совместного проживания она работала всего 5 лет, а остальное время вела хозяйство и воспитывала детей. Прошу суд удовлетворить мою просьбу”!

Список литературы:

1. Белянкова Е.И. Некоторые методические аспекты организации семинарских занятий по дисциплине «Право в сфере образования» в системе подготовки будущего учителя. Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2016. – № 40, – С. 66–70.

2. Обществознание 2016. Демоверсии, спецификации, кодификаторы. Федеральный институт педагогических измерений. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory. (дата обращения: 20.12.2017).

3. Певцова Е.А. Актуальные вопросы методики преподавания юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Издательство Международного юридического института, 2016. – 272 с.

Просмотров работы: 117