Важное качество ученика-старшеклассника быть субъектом, творцом своего собственного жизненного пути, инициативно и ответственно осуществлять творческую, нравственную, познавательную и другие виды активности в прежней системе обучения практически игнорировалось.
Одно из направлений совершенствования современного образования связано с обновлением его концептуальных оснований, с усилением инновационного компонента образовательной деятельности учащихся.
Инновационный процесс, являясь закономерностью в развитии современного образования, преобразует характер обучения учащихся в отношении таких его сущностных свойств, как целевая ориентация, развитие поисковой активности, характер творческого отношения к учению.
Развитие интеллектуального творчества, формирование активной позиции учащихся, умения работать с научной литературой и информацией − все это составляет основные задачи развития исследовательской деятельности старшеклассника.
Одним из видов инновационной деятельности старшеклассников является исследовательская деятельность. Особенности исследовательской деятельности старшеклассников отражены в постепенном и систематическом освоения ими процесса исследования и проектирования в течение всего периода обучения в лицее и заключаются в том, что мотивация занятий исследовательской и проектной деятельностями базируется на собственном опыте теоретической и практической деятельности в данном направлении.
Проектирование можно рассматривать как специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта; научно-практический метод изучения и преобразования действительности; форму порождения инноваций.
В рамках проектирования инновационной (исследовательской) деятельности в образовательной среде создаются условия развития личности, осуществляется построение процесса обучения в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика; вариативность использования базовых знаний и умений в реальных ситуациях, проживаемых учащимися. Происходит развитие и обогащение познавательных возможностей и потребностей, индивидуального опыта обучаемых в практической деятельности (в отличие от традиционного усвоения знаний и прохождения образовательных программ).
Теоретический анализ и анализ собственного опыта позволил обосновать педагогические условия, способствующие эффективному проектированию инновационной деятельности старшеклассником: обеспечение готовности педагогов к инновационной деятельности старшеклассника; развитие целеполагания как ключевой компетентности старшеклассника; использование в образовательном процессе гуманитарных технологий, способствующих развитию таких активизации субъектной позиции старшеклассника.
Опытная работа предусматривала несколько этапов: констатирующий, формирующий, обобщающий.
Целью констатирующего эксперимента явилось изучение объективных характеристик, позволяющих определить уровень сформированности инновационной деятельности учащихся и уровень готовности педагогов к инновационной деятельности.
Таким образом, на основе изучения сформированности инновационной деятельности старшеклассников лицея и школ на констатирующем этапе можно сделать выводы: среди учащихся преобладает уровень высокой личностной, учебно-познавательной мотивации (63 %); часть учеников умеет решать стандартные и нестандартные задачи (проблемы) на высоком уровне (примерно 17 %), на среднем уровне (21 %); у старшеклассников существуют проблемы развития информационной, коммуникативной, общекультурной, учебно-познавательной компетенций; ученикам не хватает практических, интересных занятий; большая часть педагогов готова к внедрению инновационной деятельности у себя на практике (59 %); среди педагогов пре- обладает процент тех, кто внедряет у себя на практике элементы инновационной деятельности, но без творческого подхода.
Формирующий эксперимент проходил в три этапа: организационно-подготовительный, практический, результативно-оценочный.
Первый этап (организационно-подготовительный) включал процесс подготовки к восприятию учителями и учащимися проблемы инновационной деятельности, в ходе которого осуществлялась реализация первого педагогического условия (обеспечение готовности педагогов к инновационной деятельности старшеклассника). Методом наблюдения были изучены творческие и профессиональные возможности обеспечения готовности педагогов к инновационной деятельности.
Для того чтобы подготовить педагогов к инновационной деятельности старшеклассника в лицее, был проведен ряд обучающих и проблемных семинаров по следующим темам: «Концептуальные основы инновационной системы образования. Специфика педагогических инноваций», «Инновации в образовании», «Проектирование инновационной деятельности в образовательной среде лицея». А также был внедрен спецкурс «Организация научно-исследовательской деятельности в образовательной среде лицея». Спецкурс состоял из трех модулей: «Гуманитарная технология в дисциплинах социально-гуманитарного профиля», «Технология методологически ориентированного обучения (на примере естественнонаучных дисциплин)», «Технология формирования субъектной позиции».
Реализация второго педагогического условия (развитие целеполагания как ключевой компетентности старшеклассника) и третьего (использование в образовательном процессе гуманитарных технологий, способствующих активизации субъектной позиции старшеклассника) происходила на втором (практическом) этапе формирующего эксперимента.
В качестве основных гуманитарных педагогических технологий мы взяли технологию педагогической поддержки, технологию проблемного обучения и технологию коллективного взаимодействия. Методологическим основанием выбора данных технологий служат идеи развития личности, достижение высокого уровня умственного развития обучаемых, формирование познавательной самостоятельности; субъект-субъектного характера педагогического взаимодействия.
Мы в качестве основных результатов понимали проекты, написанные самими старшеклассниками (социальный проект «Уголок России»).
Заключительный этап педагогического эксперимента ставил своей целью подведение итогов и анализ результативности исследуемого процесса. Данные, полученные в ходе итого-вой оценки, свидетельствуют о положительной динамике уровня проектирования инновационной деятельности. Количество учащихся, показавших высокий уровень по ценностно-смысловому компоненту, возросло с 67 % до 81 % в экспериментальной группе и с 58 % до 64 % в контрольной группе, по когнитивному − с 38 % до 67 % в экспериментальной группе и осталась прежней в контрольной группе;
Таким образом, ученики научились формулировать, определять свои цели при освоении какой-либо темы, осознавать не только содержание учебного материала, но и содержание выполняемой деятельности. У старшеклассников развиваются навыки и умения само актуализации, самореализации, самооценки и самоконтроля. В процессе применения предложенных приемов и способов формируются субъектные качества учащихся, такие как независимость суждений; направленность; отношение к окружающему, к деятельности, к себе; организованность; рациональное поведение в различных ситуациях; творческая активность; объективная само-оценка; способность к самоанализу, рефлексии.
Проведенное исследование открывает новые перспективы в изучении проблемы теории и практики инновационной деятельности образовательного процесса лицея: поиск новых условий эффективности проектирования инновационной деятельности старшеклассника в образовательном среде лицея; изучение других инновационных педагогических технологий.
Список литературы:
Баскаев Р. В режиме инновационного развития//Учитель.-2015.-№5.-с.25-31
Бессолицина Р.В. Инновационные подходы к организации научно-методической работы //Методист.-2016.-№1 .-с.25
Бутова Ю.И. Муниципальный ресурсный центр - новая институционная форма диссеминации инновационного опыта //Методист.-2014.-№1.-с.16
Буров М.В. Проект инновационной деятельности школы//Перемены.-2014.-№2.-с.30
Бычков А.В. Инновационная культура//Профильная школа.-2015.-№6.-с.33-38