ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ

Салманов К.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс в школе позволило существенно улучшить знания школьников, расширить сферу учебной деятельности учащегося и учителя в процессе обучения. На сегодняшний день существует высокая степень востребованности тех или иных информационных технологий для успешной учебной и научной деятельности учеников в школе, а именно: проектной деятельности, выступлений на конференциях, оформления докладов, рефератов, использования мультимедийных пособий, овладение новыми информационными технологиями, грамотному применению полученных знаний для творческой, учебной и научной деятельности по учебным дисциплинам, раскрытию и реализации интеллектуального и творческого потенциала, который так же способствует развитию гражданской позиции у школьников. Повышается уровень самосознания: учащиеся утверждаются в своих способностях, получают возможность испытывать учебный успех, реально оценивать свои силы, что так необходимо для самореализации личности ребенка

Несмотря на окружающую человека среду, отражающую национальные, религиозные, нравственные и другие традиции, через Интернет на него обрушивается лавина новых посылов, причем не только декларируемых, но и подтверждаемых и даже зомбирующих. Особо уязвимыми, восприимчивыми к информационному влиянию оказываются подростки и молодежь с еще не сформировавшейся ценностной структурой личности, доминирующим эмоциональным уровнем восприятия явлений, часто в гиперболизированной, максималистской форме. Поэтому важнейшим способом профилактики, формирования иммунитета к возможным и реально существующим информационным вирусам и информационным атакам на сознание людей является построение воспитательных программ учебных заведений вокруг идеи формирования гражданской позиции учащихся.

Информатизация и глобализация всех сторон жизни формирует мировоззрение — отношение к миру, себе, окружающим людям. Стандартизация жизни и поведения, утрата индивидуальной, национальной, гражданской идентичности, преобладание и провозглашение психологии потребления, социальное расслоение приводят к искажению системы ценностей, противоречию личных и общественных интересов при необходимости конкурентоспособности в борьбе за свое социальное место.

Данная ИКТ-возможность коммуницирования с людьми, находящимися на значительном удалении, порождает культурную концентрацию (а может быть, и культурную экспансию, так как уничтожает специфичность, национальную идентификацию). Сегодняшний глобализованный мир породил «граждан мира», не связывающих себя обязательствами ни с одним из государств, отвергающих преобладание какой-либо географической, исторической привязанности, вопреки известному высказыванию В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству...» Автор концепции транс локальности А. Аппадурай отмечает, что национальная целостность государств находится под угрозой из-за глобальных нарастающих потоков мигрантов, информации, товаров, имиджей и идеологий [4]. Процессы глобализации создали ситуацию стирания различий, потери идентичности, а значит, гражданского самоопределения, гражданского самосознания человека, которая провоцирует протестную активность, экстремисткие настроения.

Для молодежи характерен экстремальный тип сознания. Это связано с тем, что «молодежь — становящийся субъект общественного воспроизводства, поэтому ее социальное положение характеризуется неполнотой социального статуса, маргинальностью социальных позиций, неопределенностью социальных идентификаций. [2. С. 37—38].

Демократия признает за человеком свободу выбора, в том числе и свободу в формах проявления гражданской позиции (пассивная; конформистская (потребительская); бунтарская (протестная); созидательная; антигражданская (отчуждение от государства, отрицание общепринятых ценностей)). Поэтому проблемы формирования у общества конструктивной, созидательно-активной гражданской позиции стоят перед государствами как никогда остро. Из-за разности гражданской позиции появляется конфронтация, возникает межконфессиональная, межэтническая, межсоциальная напряженность, приводящая к подавлению других наций, народов, религий. Конечно, можно выделить совпадающие ценности, пропагандируемые практически в любом современном обществе, при любом государственном строе (например, общество осуждает воровство, убийство и т.д.), но их интерпретация позволяет, например, распространять данные нормы только на «своих», поэтому, в частности, гражданской позицией, насаждаемой современными украинскими политиками в украинском обществе, что активно внедряется в сознание прежде всего молодежи и даже маленьких детей.

Как показали события последнего времени, связанные с государственным переворотом на Украине и воссоединением Крыма с Россией, идеологические войны, которые никогда не переставали вестись, стали тождественны информационным. При кажущейся открытости информационного пространства оказалось достаточно легко изолировать людей от объективной информации и ретранслировать события с необходимого ракурса, подменяя понятия и перепрограммируя ценности, что в конечном счете, как мы видим, привело к тому, что атрофировалась историческая память целого народа.

Современные технологии, с одной стороны, дают огромные возможности, а с другой — они же, позволяя влиять и манипулировать массовым сознанием, могут быть направлены на достижение узконациональных, узкорелигиозных целей. Интернет создал неизученные и принципиально новые условия и возможности комплексного коммуникативного воздействия на человеческое сознание социально активных сил любой направленности как на территории своего, так и чужого государства, создавая риски национальной и международной безопасности.

Таким образом, Интернет является не только необъятным источником информации, средством для обеспечения коммуникаций, реализации интеграционных идей, но и мощнейшим средством информационного влияния и управления — информационного воздействия для достижения требуемой реакции, поведения с целью манипулирования личностью, социальными группами и обществом в целом. Поэтому сегодня остро стоит проблема национальной безопасности и в ее рамках — проблема формирования гражданской позиции как метода обучения в формировании гражданской позиции у молодёжи и школьников.

Задачей образовательного процесса является не просто формирование гражданской позиции, а позиции, которая обеспечить «иммунитет» от вредоносных информационных влияний. Не случайно проблемы информационной безопасности тесно смыкаются с проблемами воспитания и формирования информационной культуры, поскольку имеющийся сегодня в пространстве Интернета недоброкачественный и вредоносный контент может представлять реальную опасность в процессе формирования и воспитания личности, становления ее гражданской позиции. Выявляется прямая зависимость между уровнем жизни и уровнем информационной культуры, которая, в свою очередь, зависит от качества образования. Если на учебных занятиях в технических вузах информационные технологии рассматриваются в основном с профессиональной (технической, технологической) стороны, зачастую оставляя за пределами учебного курса гуманитарные, этико-эстетические, социальные и другие стороны проблемы, то вопросы информационной безопасности требуют особого внимания во внеучебное время, именно тогда, когда студент свободен от решения профессиональных задач.

В заключении хотелось бы сказать, что информационные и телекоммуникационные системы имеют глобальный характер, и поэтому говорят, что связь не имеет границ или упразднила границы. В этом смысле современные телекоммуникационные системы уникальны. В отсутствие «информационной таможни» со стороны внешних сил влияния могут обрушиваться колоссальные информационные потоки, влияющие на формирование мировоззрения, а следовательно, имеющие возможность контрпродуктивного воздействия на формирование гражданской позиции у молодёжи в целом и самих школьников.

Новые условия неизбежно должны вести к кардинальным изменениям не только в системе обучения, но и воспитания, совершенствованию механизмов управления, переосмыслению организации как учебной, так и воспитательной, внеучебной деятельности на основе использования сетевых технологий, информационных и телекоммуникационных средств и децентрализованных личностно-ориентированных моделей.

Список литературы:

  1. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. — М.: Физматлит, 2010. — 228 с.

  2. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления // Социологические исследования. — 2008. — № 5. — C. 37—46.

  3. Панарин И.Н. Информационные войны и коммуникации. — М.: Горячая линия — Телеком, 2014. — 236 с.

  4. Информационно-коммуникативные технологии в образовании// Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М.,2011.

  5. Виноградова М. В. Формирование гражданской идентичности как основа патриотического воспитания / М. В. Виноградова, С. В. Бабакаев // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 3 (4). — С. 357–363. — ISSN 2411-8184.

Просмотров работы: 51