Современные информационные технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации школы. Они облегчают труд педагога и воспитателя, дают возможность снизить аудиторную нагрузку на учащихся, разнообразить формы и способы обучения, организовать процесс обучения с учетом личностных характеристик ученика, а также отследить конкретные результаты образования.
Внедрение образовательных стандартов 3-го поколения, подразумевающих компетентностный подход, является объективной необходимостью, которая обусловлена переходом к инновационному обществу, основанному на знаниях. И здесь особое значение приобретает формирование у специалистов всех уровней информационно-коммуникативной компетентности.
Компетенции и компетентность – важнейшие инструменты компетентностного подхода в образовании: компетентность – это совокупность свойств (характеристик) личности, позволяющих ей качественно выполнять определенную деятельность, направленную на разрешение проблем (задач) в какой-либо области, а компетенции – это на что претендует человек, это круг вопросов в которых он хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетентностный подход в профессиональном образовании заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе.
В отличие от термина «квалификация», компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию, а также применять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в своей профессиональной деятельности.
Указанные качества особенно важны при формировании профессиональной компетентности будущих учителей. Одной из значимых компетенций таких специалистов должна стать способность к саморазвитию, самообразованию, готовность учителя к педагогической деятельности в условиях информатизации образования. В этих условиях способность педагога использовать средства информатизации и информационные технологии для решения профессиональных задач становится одним из компонентов его профессиональной компетентности. В современной педагогической литературе при определении уровня профессиональной деятельности учителя в сфере использования ИКТ используется термин «ИКТ-компетентность».
В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия «ИКТ-компетентность учителя». Одни - называя данную компетентность «информационной культурой педагога», считают ее одной из составляющих общей культуры. Другие понимают под ИКТ - совокупность ЗУН, формируемых в процессе обучения и самообучения информационным технологиям, и способность к выполнению педагогической деятельности.
Одним из результатов процесса информатизации образования должно стать появление у всех участников образовательного процесса способностей использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.
По мнению ведущих отечественных и зарубежных ученых (Хуторского, Зеера, Кузнецова, Краевского, Лебедева, Джорджа Равена и др.) возрастает значимость информационно-коммуникационной компетентности учителей школ, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях широкого внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образовательное пространство школы. От того, насколько качественно будут подготовлены педагогические кадры, насколько «свободно» они будут применять средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, зависит, в большой степени, будущее всего мирового социума.
При формировании ИКТ-компетентности специалиста социально-гуманитарного направления можно выделить три аспекта: базовая ИКТ-компетентность, предметно-ориентированная и профессиональная.
Базовая ИКТ - определенные знания, умения и опыт, необходимый специалисту для решения образовательных задач, прежде всего, средствами информационно-коммуникационных технологий.
Предметно-ориентированная - освоение специализированных технологий и ресурсов; формирование готовности к их внедрению в свою деятельность.
Профессиональная ИКТ - профессиональное владение информационными системами прикладного профессионального характера и развитие креативных способностей, позволяющих создавать новые интеллектуальные продукты.
Анализ нормативных документов, реальной образовательной практики в педагогических вузах показал, что существующая профессиональная подготовка будущего учителя права не соответствуют современным требованиям и не может обеспечить своевременную и адекватную подготовку человека к стремительно приближающейся информационной будущности. Она пока ориентирована на формирование уровня тривиальной компьютерной грамотности и готовности будущего педагога к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности.
Между тем от информационно-компьютерной компетентности специалистов в области образования во многом зависит успех информатизации и компьютеризации учебного процесса. Учителей, способных качественно обучать детей основным предметам школьной программы, применяя новые информационные технологии, и формировать их информационно-компьютерную культуру, необходимо специально готовить. Эти специалисты должны хорошо разбираться в психологии ребенка, хорошо владеть методическими приемами обучения и быть специалистами в области информационных технологий.
Такие педагоги должны владеть следующими знаниями и навыками:
знать возможности использования компьютера для обучения и развития;
владеть методами использования компьютера в организации обучения правовым дисциплинам;
уметь использовать компьютер для организации контроля и самоконтроля освоения школьниками пройденного правового материала;
уметь сочетать компьютерные и традиционные технологии обучения;
использовать новые информационные технологии для организации творческой деятельности учащихся на уроках права.
ИКТ в педагогическом вузе имеют свою специфику, т.к выступают не только в качестве объекта изучения, но и как инструмент предметной и педагогической деятельности, и как средство учебно-методического обеспечения учебного процесса в школе.
Полностью задача подготовки будущего учителя-права к применению в школьном курсе права и обществознания информационных технологий может быть решена в ходе изучения курсов: «Информационные технологии в образовании», «Основы математической обработки информации», «Практикум по электронному и компьютерному офису», «Статистическая обработка результатов педагогических исследований», «Методика обучения праву», «Современные средства оценивания результатов обучения», «Интерактивные формы обучения».
На основании вышеизложенного можно сделать, что ИКТ-компетентность специалистов социально-гуманитарного направления, в частности, – это способность специалиста решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Процесс формирования ИКТ - компетентности учителя должен носить развивающий характер. Развитие ИКТ - компетентности проявляется в переходе на новый, более совершенный уровень компетенции.
Таким образом, формирование ИКТ - компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда студент – будущий учитель, становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, профессиональных, социальных или глобальных проблем.
Список литературы:
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М.: 2011.
Горохова Р.И. Проблемы формирование ИКТ компетентности будущего учителя. – МГПИ, 2010.
Косино О.А. Формирование профессиональной компетентности учителя в области элементарной математики в условиях интеграции педагогических информационных технологий // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2. – С. 41.
Шамшурина А.А. Модель формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. - СПб., 2009. – № 112. – С.216.