В высшем учебном заведении широко применяются информационно-коммуникационные технологии, что побуждает к изменению содержания подготовки будущего преподавателя правоведа. Есть две позиции рассмотрения проблемы использования новых информационных технологий. Одна из них — современный преподаватель должен уметь использовать компьютерные средства, ведь это является неотъемлемой составляющей его профессиональных умений. Именно поэтому высокий уровень овладения новыми информационными технологиями определяет готовность к воплощению педагогических технологий и осуществлению инновационной деятельности. Второй важной позицией является то, что применение современных компьютерных средств помогает развивать гибкость мышления преподавателя, подталкивает к систематическому обновлению знаний, самообразованию.
Анализ проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе нашел отражение в трудах И. Богдановой, И. Зязюна, Ю. Машбиц, Л. Морской, И. Прокопенко, И. Синельник, Н. Талызина и др. Возможности использования компьютерных технологий в учебном процессе вуза (в частности, это касается процесса подготовки будущего преподавателя) достаточно широко исследуются такими учеными как: В. Клочко, Н. Морзе, С. Раков, Ю. Рамский, Ю. Триус и др. Над решением проблем формирования информационной компетентности специалистов различных отраслей и особенностей технологий обучения работают ученые В. Быков, Ю. Жук, А. Иваницкий, В. Петрук, Ю. Пасечник и др.
Формирование ИКТ-компетентности будущего правоведа и преподавателя должно быть систематическим, осуществляться непрерывно, с первых дней обучения. Использование компьютера в процессе обучения не должно носить эпизодический характер и сводиться к демонстрации лекционного материала, иллюстрации отдельных теоретических положений курса, презентации некоторых тем. Желательно охватить все организационные формы обучения.
Сформированная компетентность не всегда является свидетельством формирования готовности — работая с разными группами и отдельными студентами, преподавателю нужно предусматривать перспективы развития их мотивации. Для эффективности учебной деятельности весомым является формирование мотивации, которая обуславливается интеллектуальной инициативой и познавательными интересами. Процесс развития положительной мотивации учения— это процесс, который способствует трансформации побуждений студентов к зрелой мотивационной сферы с доминированием мотивов, которые характеризуют содержание положительной мотивации учения. [1; с. 7]
Под понятием «компетентностно-ориентированный подход» в формировании готовности будущих преподавателей к использованию ИКТ в профессиональной деятельности, мы предлагаем понимать направленность учебно-воспитательного процесса высших учебных заведений на формирование и развитие информационно-коммуникационных компетенций личности и личностной мотивации. Результатом обучения является формирование информатической готовности, которую предлагаем считать одной из ведущих составляющих характеристики будущего преподавателя.
Поэтому в современных условиях на первый план выходит задача по формированию готовности будущих преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональная готовность личности — это регулятор и предпосылка эффективной и творческой деятельности. Наиболее значительными ее факторами являются мотивация, подготовка, самобилизация знаний, установка на деятельность, свойства личности, удовлетворенность трудом [3, с. 25]. Психологическая готовность молодого специалиста помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться в зависимости от появления непредвиденных ситуаций.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в определении понятия и структуры готовности студентов к использованию информационно-коммуникационных технологий существуют разные подходы.
Так С. Яшанов рассматривает готовность будущего учителя к эффективному использованию новейших информаций технологий как синтез таких структурных компонентов: мотивационного; операционно-познавательного; эмоционально-волевого; оценочного.
Р. Гурин определяет готовность будущего учителя к применению новых информационных технологий в профессиональной деятельности как интегрированное качество личности будущего учителя, которое выявляется, во-первых, в повышении продуктивности мышления, развития памяти, навыков, расширении и углублении знаний посредством использования новых информационных технологий и их средств; во-вторых, в предоставлении возможности выбирать способы действий, осуществлять самоконтроль за выполнением собственных действий и прогнозировать пути повышения производительности труда при информатизации процесса обучения. [3]
Итак, готовность — это внутреннее состояние (способность), которое является признаком профессиональной квалификации, а также результатом целенаправленной подготовки. Готовность выпускника высшего педагогического учебного заведения к использованию ИКТ зависит от состояния информатизации общества, которое, в свою очередь, влияет на уровень информатизации учебного заведения, а, следовательно, и на уровень информатизации жизнедеятельности студентов и преподавателей [10].
Процесс подготовки будущих преподавателей к использованию ИКТ в профессиональной деятельности реализуется через:
1) актуализацию субъективной позиции личности будущего преподавателя в процессе его подготовки к использованию ИКТ в профессиональной деятельности;
2) гибкость управления и самоуправления процессом такой подготовки;
3) модульную технологию структурирования учебного материала по изучению теоретических и практических аспектов использования ИКТ в будущей профессиональной деятельности преподавателя [8].
Развитие личностной позиции студента, повышение значимости его опыта использования ИКТ в будущей профессиональной деятельности возможно при условии актуализации его субъективной позиции путем:
- стимулирования личностных достижений студентов относительно применения ИКТ в будущей профессиональной деятельности;
- создания проблемных ситуаций в процессе подготовки будущих преподавателей к использованию ИКТ в профессиональной деятельности;
- привлечения студентов к личностно значимой для них деятельности.
Отношение личности студента к своим достижениям в процессе использования ИКТ в профессиональной деятельности может быть разным. Студент может положительно или отрицательно оценивать свой успех или неудачу, стремиться к достижениям или не задумываться над этим, прилагать усилия, чтобы обеспечить успех, или, наоборот, реально достигать или не достигать успеха. Низкое личностное значение собственных достижений в различных видах деятельности может тормозить развитие человека, а высокое — стимулировать развитие личности, ориентированной на самореализацию.
Таким образом, создание условий, которые актуализируют личностные достижения студентов в процессе их подготовки к использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности, стимулируют активность студентов по формированию у них такой готовности и превращают их, одновременно, на субъекты собственно личностного профессионального развития.
Анализ научно-педагогической литературы показал, что критериями актуализации личностных достижений по использованию ИКТ в профессиональной деятельности являются:
- осмысленность студентом собственных достижений по использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности;
- заинтересованность студента в собственных достижениях по эффективному использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности;
- практическая готовность к осуществлению реальных действий в направлении высоких достижений по использованию ИКТ в профессиональной деятельности;
- устремление будущего преподавателя к росту достижений [1].
Результат внедрения ИКТ в учебный процесс напрямую зависит от профессиональных знаний, умений и навыков преподавателя. Преподаватель должен быть готов к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности, владеть навыками организации обучения с использованием ИКТ, знать возможные рациональные и наиболее эффективные пути, уметь комбинировать их и приспосабливать к потребностям конкретной студенческой аудитории.
Перспективным считаем дальнейшее изучение особенностей формирования готовности будущих преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности в зависимости от выбранной специальности.
Список литературы:
Герасимова А. Г. Компоненты готовности будущих учителей изобразительного искусства к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.
Дурай-Новикова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности / К. М. Дурай-Новикова. — М., 2013. — 18 с.
Лавина Т.А. Формирование компетентности в области информационных и коммуникационных технологий бакалавра педагогического образования // Педагогическая информатика. – 2015. – № 6. – С. 25-28.
Леонтьев В. Г. Мотивационная основа учебной деятельности / Владимир Григорьевич Леонтьев // Психология образования: Дайджест. — 2011. — № 5. — С. 37–39.
Фадеева К. Н. Формирование готовности студентов сервисных специальностей к использованию информационных и коммуникационных технологий // Казанский педагогический журнал. – 2014. – № 2 (86). – С. 119-124.