Применение активных и интерактивных технологий на уроках русского языка, литературы и развития речи повышает интерес к изучаемым предметам, способствует повышению качества обучения, позволяет использовать обучающимся различные источники информации (в том числе и Интернет). Формы воплощения активных методов обучения разнообразны: крутые столы, дискуссии, «мозговые штурмы», различные беседы; к интерактивным методам можно отнести проектную деятельность, ролевые и деловые игры, дебаты. Остановимся подробнее на использовании интерактивных методов.
«При использовании интерактивной стратегии роль преподавателя резко меняется - перестает быть центральной, он занимается общей организацией, определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения плана работы, помогает в случае серьезных затруднений. При этом учащимся необходимо совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения. Также для интерактивных методик важно, чтобы между заданиями групп существовала взаимозависимость, а результаты их работы дополняли друг друга»1. Одна из эффективных форм воплощения интерактивной стратегии - технология «Дебаты».
Использование интерактивных форм обучения и в частности технологии «Дебаты» на уроках русского языка, литературы и уроках развития речи способствует развитию и воспитанию следующих компетенций:
1. Расширению общекультурного кругозора: - обогащению знаний, относящихся к гуманитарным областям;
- развитию интереса к регулярному чтению, формированию мотивации обучения;
- формированию интереса к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы.
2. Развитию интеллектуальных способностей: - формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями;
- умению анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;
- умению различать факты и точки зрения, анализировать полученную информацию.
3. Развитию исследовательских и организационных навыков: - собирать и анализировать материалы из различных источников;
- оценивать различные версии и мнения;
- собирать доказательную базу и грамотно ее при-
менять.
4. Развитию творческих качеств:
- умению по-новому взглянуть на проблему, использовать нетрадиционные способы для ее решения, видеть новое, необычное.
5. Развитию коммуникативных умений:
- умению слушать и слышать собеседника;
- терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности;
- способности работать в команде.
«Дебаты» - что это такое? Интеллектуальная игра, в которой две команды, обсуждая заданную тему, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики.
По мнению доктора пед. наук Е.О. Галицких, дебаты - форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.
Сначала педагог знакомит учащихся с сущностью и особенностями проведения дебатов, а также с правилами организации, которые заключаются в следующем:
• в дебатах принимают участие все (часть учащихся выступает в ролях спикеров, председателя, секретаря и экспертов; остальные - в роли зрителей, которые подбирают аргументы «за» и «против», формулируют вопросы);
• к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;
• в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего;
• каждый участник команды имеет право выступить только один раз;
• в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин;
• спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;
• эксперты оценивают аргументы, но не участников.
Структура технологии «Дебаты»2: в игре «Дебаты» участвуют две команды по три - пять игроков в каждой команде. Игроки в команде называются спикерами. Соответственно команде они называются первый, второй, третий спикеры утверждающей команды: У1, У2, УЗ; и первый, второй, третий спикеры отрицающей команда: 01, 02, 03.
Участникам игры сообщается тема для дебатов и дается 5-7 минут для подготовки аргументационной базы, причем делать это тезисно, набросав на бумаге лишь основные моменты (заполнить протокол).
Кроме выступления спикеров, в игре есть раунд перекрестных вопросов, когда спикер команды оппонентов задает выступающему спикеру вопросы для уточнения каких-либо моментов речи или для принижения приведенной аргументации.
Технология дебатов является эффективным средством обучения школьников умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию.
Как показывает наш опыт проведения дебатов, их организация и проблемное содержание никого не оставляют равнодушными: обсуждение проблемы продолжается за рамками учебного занятия на протяжении довольно длительного времени.
Список литературы
Иоффе А. Основные стратегии преподавания. Активные методы обучения в гражданском образовании.// Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Фонд «Сивитас», 2006.
Гладилина И.Н. Технологии гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательной школе.// Обществоз-нание. 2004. - № 4.
Алексеева М.П. Метод телекоммуникационных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009. — №3.